Плыть или не плыть?

Что такое преподаватель? Каков его «химический состав». В какой момент он перестаёт соответствовать тому, что его призвало? И кто выносит этот вердикт отчуждения? Что является насущным для максимальной необходимости своим студентам, а что остаётся лишь формальным признаком профессии? Вот что думает по этому поводу Сергей Хельмянов, действующий преподаватель, в недавнем прошлом заведующий кафедрой промышленного дизайна в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.


Сергей Хельмянов. © Фото: Александр Трофимов. 2019
Сергей Хельмянов. © Фото: Александр Трофимов. 2019
Преподаватель в высшем учебном заведении по требованию современной бюрократической системы должен быть персоной всесторонне развитой. И это прекрасно!

Во-первых, он должен быть отличным менеджером. Составлять планы по всем видам своей деятельности, согласовывать их, отчитываться о составлении этих планов, принимать кадровые решения, организовывать процесс исполнительской работы, управлять этим процессом, добиваться исполнения этих ранее утверждённых планов, готовить отчёты по выполнению мероприятий, отчитываться о выполнении их перед вышестоящими менеджерами и т.п.

Во-вторых, преподаватель должен быть учёным. Заявить тему своего научного интереса, согласовать и утвердить её, вести научные исследования, писать на эту тему статьи в научные, но, главное, рецензируемые, издания, выступать на конференциях с докладами, писать и издавать монографии за собственный счёт. А поэтому он должен быть бизнесменом, чтобы оплачивать все эти свои телодвижения. И это уже в-третьих. К тому же ученый в наших реалиях должен думать не о науке, а о наукометрии. Не о поиске истины, а об индексах цитируемости и количестве знаков, которые он плодит.

В-четвёртых, преподаватель должен быть методистом. Он должен писать рабочие программы дисциплин и строго следовать им, писать учебно-методические пособия, наглядно-методические пособия и издавать их... также за собственный счёт. И, наконец, он должен быть... Нет, не преподавателем!

В-пятых, он должен быть творческой личностью. Регулярно вести творческую работу, писать картины, исполнять скульптуры, участвовать в выставках, формировать собственные персональные выставки, на регулярной (!) основе становиться лауреатом международных конкурсов по тому профилю деятельности, который преподаёт, быть членом творческих союзов, etc.

И вот только в-шестых, а, может быть, и в седьмых, он должен быть преподавателем, который занимается со студентами в то время и с теми силами, которые у него остались от всей предыдущей деятельности.
«Ежу понятно», что время – понятие резиновое. В сутки можно впихнуть 36 часов. Это элементарно, это очевидно, это понятно любому, это не требует доказательств и научного обоснования. Но когда преподаватель вуза просыпается в 04:00 утра, и в голове начинается совещание... Когда он перебирает то, что его ДЕЙСТВИТЕЛЬНО беспокоит... О чём он думает в этот момент?

А если наш герой ещё и несёт функции руководителя образовательной программы или заведующего кафедрой, то он ко всему выше перечисленному, по словам руководителя кафедры дизайна мебели Академии Строганова Кирилла Чебурашкина «должен быть ещё и специалистом в области HR, подбирать, взращивать, мотивировать преподавателей… И, конечно, специалистом в области PR, так как конкурс абитуриентов и связь с реальным сектором экономики связаны именно с этим видом деятельности». Плюс, конечно, хозяйственная работа, условия труда, пожарная безопасность… А стратегия развития кафедры, тактические вопросы руководства – это как-бы само собой.

В понедельник 14 октября закончился мой почти пятилетний период руководства кафедрой промышленного дизайна Академии Штиглица.

Это было интересно, это было весело, это было непросто... Для такой великой школы, как Академия Штиглица, 5 лет – совершенно ничтожный период. Но зато есть повод подвести некоторые итоги.

С 2015 по 2019 годы кафедра по количеству студентов выросла почти в 2 раза. Конкурс на бюджетные места вырос с 5,5 до 8,3 человек на место. Трудоустройство выпускников разных уровней по профессии в среднем за 5 лет составило 64% (без учёта выпускников этого года). Объем привлеченных кафедрой в Академию средств по результатам проектной деятельности за 5 лет вырос в 4 раза.

Но всё это не столь важно.

Важно, что процесс подготовки дизайнеров стал встроен в реальную жизнь и учебные проекты перестали быть «академическими» по смыслу и содержанию. Важно, что студенты стали получать компетенции напрямую от действующих дизайнеров индустрии, и это превратилось в систему. Важно, что студенты стали ездить на стажировки, и обучаться в ведущих дизайн-студиях страны и мира. И это тоже стало системой. В прошлом году, например, 75% студентов магистратуры проходили стажи в ведущих компаниях Европы; и даже 30% студентов группы 3 курса бакалавриата программы промышленного дизайна уже прошли стажировки в компаниях.

В этом семестре 3 студента кафедры обучаются по программе обмена в европейских университетах и уже поданы заявки на следующий семестр. За прошедшие 5 лет студенты кафедры стали финалистами и победителями самых престижных мировых конкурсов: от Dyson, Popai и Stanford, до BMW, Michelin и Lexus...

Всё это стало возможно благодаря действительно первоклассному коллективу преподавателей, который собрался в это время и в этом месте. Мне повезло! Самые высокие профессионалы в своем деле. Очень разные, иногда противоположные друг другу, но объединенные общей идеей и любовью к Школе.

И всё это стало возможно благодаря нашим классным студентам (!) С ними мне особенно повезло! Мой очередной этап закончился. Я надеюсь, что не только мне было интересно.

А пароход продолжает плыть на всех парах, и шоу должно продолжаться.

От редакции. Что вы думаете по этому поводу? Является ли это общей проблемой или лишь частным случаем? Возможно ли вернуть преподавателю то, что от него на самом деле требуется? Может быть, это тема для широкого разговора. Дискуссии именно практикующих преподавателей – тех, кому ещё не всё равно, чем они занимаются, тех, кто сам делает усилия, а не плывёт по течению.