Античная хрупкость

7 декабря 2024 года в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» открылась постоянная экспозиция Античного стекла, дополняющая целый комплекс открытых хранений Отдела Античного мира.

В неё включены 70 экспонатов, найденных во время археологических раскопок в Северном Причерноморье, а также, в захоронениях в Пантикапее, Нимфее и Ольвии. Другая, не менее значительная часть, стеклянных кубков, чаш и различных флаконов, поступила в Эрмитаж через Императорскую Археологическую комиссию.

7 декабря 2024 года в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» открылась постоянная экспозиция Античного стекла

Новая экспозиция подробно знакомит зрителей с историей античного стекла Северного Причерноморья. На ней представлены сосуды различных форм (около 34 видов) и назначения: посуда для сервировки стола, флаконы для ароматных масел, а также ритуальные предметы, погребальные урны, в том числе одна с прахом. Все экспонаты выполнены в разных техниках, что позволяет проследить все этапы стеклоделия в древности с VI в. до н. э. по IV в. н. э.

alexandra_traube-9036-2.jpg

В Античности, чтобы получить расплавленное стекло, пригодное для создания изделий, использовалась смесь песка, извести и соды (или золы растений, позднее — золы деревьев), которую варили в горшках и тиглях, помещавшихся в печах. В то время процесс стекловарения был длительным и проходил несколько стадий при температуре около 1000 градусов.

Одной из ярких техник, которая применялась в античности, была техника сердечника. Её часто использовали для создания алабастров (удлиненная форма сосуда для благовоний и ароматных масел), кратеристков (сосуды для смешивания вина и воды в равных пропорциях) и флакончиков для благовоний. На металлический прут надевали глиняную болванку-сердечник и придавали ему форму будущего сосуда. На неё накручивали сливавшиеся друг с другом жгуты непрозрачного стекла. Декором служил орнамент и пояски из разноцветных стеклянных нитей. Обмотанную нитями, чаще всего желтыми, голубыми или фиолетовыми, заготовку «прочесывали» специальными гребенками, чтобы получить зигзагообразный орнамент, который затем вдавливали в стенки сосуда, чтобы поверхность оставалась гладкой.

Алабастр синий с желтым и белым узором — стекло посл. четв. IV в. до н.э.
Алабастр синий с желтым и белым узором. Восточное Средиземноморье. Некрополь Пантикапея. IV в. до н.э. Техника сердечника. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Источник изображения

С появлением стеклодувной трубки связано изобретение техники выдувания, что значительно упростило и ускорило процесс создания изделий и в дальнейшем способствовало широкому распространению стеклоделия из древнейших центров по всему античному миру. Техника позволяла создавать кувшины, амфоры, стаканы, кубки, чаши. Сосуд зелёного цвета для вина, датируемый IV веком н. э., является прекрасным примером подобной работы. Возможность украшать прозрачное стекло в то время было в ограниченных возможностях, поэтому мастера придумывали как его разнообразить, украшая горлышки сосудов. Поэтому, на упомянутом сосуде, можно увидеть ожерелье на середине голышка. Прозрачные кувшины для вина были хороши тем, что можно было продемонстрировать цвет вина, а иногда и вовсе уникальный оттенок.

wine_vessel.jpg

Украшали мастера прозрачные сосуды, а в особенности стаканы, надписями. Эти надписи, как правило, носят характер благих пожеланий, таких как: «Одержи победу» или «Будь здоров и радуйся». Имена их создателей остались неизвестными.

На одном из представленных экспонатов на выставке, стенки стакана цилиндрической формы украшены широким рельефным фризом, окаймленным снизу и сверху двумя рельефными полосками. Большую его часть занимает пальмовая ветвь, обвивающая поверхность, под ней надпись «КАТА IXAIPE KAI EYPAINOY» (Будь здоров и радуйся).

Цилиндрический стакан с надписью. Сирия. I в. Техника выдувания. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Цилиндрический стакан с надписью. Сирия. I в. Техника выдувания. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Источник изображения

Отличный от остальных предметов на экспозиции — удивительный по форме сосуд гуттус, выполненный в технике выдувания. Это сосуд, имеющий узкую пипетку, с помощью которой кормили младенцев, а также использовали в лечебных целях. Если нужно было отмерить лекарство или какой-то отвар очень точно, то с помощью пипетки можно было откопать ровно то количество снадобья, который прописал лекарь.

Гуттус. Восточное Средиземноморье. VI в. до н.э. - IV в. н.э. Техника свободного выдувания. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гуттус. Восточное Средиземноморье. VI в. до н.э. - IV в. н.э. Техника свободного выдувания. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Источник изображения.

В античном стеклоделии обращались и к технике литья в течение длительного времени. В Восточном Средиземноморье и Италии производили сосуды простые по форме, но строгих пропорций. С помощью литья, резьбы и полировки в І веке до н. э. — І в. изготавливали двуручные кубки – скифосы и канфары. Они отливались в форме целиком вместе с ручками и ножкой. После остывания сосуда резцом дорабатывали отверстия в ручках, детали ножек, украшения. Такие сосуды обычно создавались из бесцветного стекла и пример подобного изделия можно также встретить на выставке.

IMG_6448-2.jpg

Кроме цветного и прозрачного стекла, встречаемы сосуды перламутрового оттенка. Такой оттенок сосуды приобретают уже после иллизации, оттого, что находись довольно долго в погребении, где не было кислорода. Когда археолог находит предмет, стекло вступает во взаимодействие с кислородом и материал начинает покрываться перламутровым блеском.

mother-of-pearl_vessels.jpg

Отдельно стоит выделить невероятную ювелирную реставрационную работу, исполненную для модиолуса (мерная чаша). Модиолус, датируемый I веком, не дошедших до нас в сохранности, недавно был собран из сотни маленьких кусочков в цельный предмет, представляя шедевр реставрационной работы музейных сотрудников.

alexandra_traube-9027-2.jpg

Экспозицию античного стекла можно посмотреть в рамках обзорной экскурсии по открытому хранению и проследить путь становления, развития античного стекла.

Текст: © Анна Филипенко. 2024
Фото: © Александра Траубе. 2024