Роскошь прекрасной эпохи

Выставка «Мода русского модерна» открылась в картинном зале Витебского вокзала и будет проходить до 29 декабря.

Экспозиция состоит из платьев и костюмов высшего общества России 1891-1914 гг. из коллекции Александра Васильева – всемирно известного историка моды и коллекционера. Александр Васильев во главе своего фонда вносит неповторимый вклад в популяризацию истории моды: с 1984 года он провел и принимал участие в более 280 выставках по всему миру из них 65 в разных городах России от Калининграда до Владивостока. В нашем городе он ежегодно проводит разного рода мероприятия и дает циклы лекций по истории моды.

Выставка «Мода русского модерна»

Каждая его выставка продумана до мелочей. В этот раз очень гармонично выбрано место проведения, это архитектурный памятник русского модерна недавно отреставрированный с максимальной исторической достоверностью картинный зал Витебского вокзала. Посетителям выставки открывается вид и на ресторанный зал, в котором проходило открытие выставки. В начале 20-го ресторанный зал был популярным модным местом – здесь можно было встретить поэтов, художников и других ярких представителей богемы пересечения веков. Такая целостность позволяет окунуться в атмосферу эпохи, прочувствовать эволюцию моды, которая неразрывно связана с изменениями в жизни общества. Мода как способ самовыражения отражает главные веяния времени и особенно это просматривается в женском гардеробе.

Период 1890-1914 называют «Прекрасной эпохой» эпохой «Ар-Нуво» во Франции «Сецессион» в Германии и «Модерн» в России, эти названия иллюстрируют начало большого обновления в мировой культуре. Модерн мягко и гармонично объединил в себе традиции прошлого и будущего: романтизм 19 века и практичность 20-го.

TROFOTO_9153_04112018.jpg

Женский костюм переживал изменения, которые можно проследить в экспозиции. Платья 1910-х годов в сравнении с платьями 1890-х отличаются практичностью. В этот период женское платье постепенно меняет силуэт становится приближенным к естественному, после 1906 года мода позволила женщинам «вздохнуть», введя отказ от корсета и обилия нижних юбок. До этого времени корсет обязательно присутствовал в модном платье для создания идеального s-силуэта, где талия была максимально тонкой (до 45 см), грудь пышная, а суженная спереди юбка расширялась сзади, образ всегда завершала шляпка.

Мода русского модерна

Стоит уделить особое внимание шляпам и аксессуарам в экспозиции, здесь можно увидеть, и шикарные шляпы со страусиными перьями, и более сдержанные прогулочные с цветами. Форма и размер шляп были разнообразными, они несли в большей степени эстетическую роль в образе, но также защищали лицо от загара, сохраняя аристократическую бледность тона кожи. Обратите внимание что шляпы тогда не «натягивали» на голову а прикалывали длинной булавкой (20 см) к прическе, булавка также была особым аксессуаром.

В начале 20-го века вечерние платья часто делались с глубоким декольте и без рукавов, вместо них создавалась легкая драпировка из кружев, перьев, ткани или искусственных цветов, например платье 1915 года миллионерши Т.Н. Налбандовой-Самсоновой украшенное жемчужными нитями и вышивкой, линия талии уже смещена вверх силуэт стал стремится к вертикали.

Мода русского модерна

Кроме силуэта менялся сам образ женщины – эфимерная нимфа уходящего столетия стала превращаться в практичную социально-активную женщину. Растительные орнаменты и изобилие декора, кружева шантильи и аппликации гипюром на прогулочных платьях уступают место полоске – мода отказывается от чрезмерного декора. К примеру летнее платье 1911 года в морском стиле и прогулочный троттер 1912 года, в котором появляется женский жакет практически современного типа.

Конечно модное платье было доступно далеко не всем женщинам России, а только представительницам знатных родов. Платья заказывались в ателье и модных домах по всему миру, в витринах выставки вы увидите платья из Франции, Англии, Америки и из нескольких Российских городов. В Санкт-Петербурге на момент начала 20-го века насчитывалось более 120 ателье, некоторые из них были в Списке поставщиков Высочайшего двора. Стоимость нарядов была очень высока, из рассказов знаменитая артистка Анна Павлова тратила в год более 100 тыс рублей на платья, по нынешнему курсу это 170 миллионов рублей. Конец 20 века – был периодом цветения царской России, что отразилось и на богатстве костюма. Из записей гастролирующих по миру артистов в России была самая модная и богатая публика.

Благодаря выставке каждый посетитель Витебского вокзала может погрузиться в историю эпохи модерна, ощутить процесс изменения настроения общества, насладиться пышностью туалетов и изысканностью ручной работы навсегда ушедшей эпохи.

Текст: © Екатерина Куклина. 2018
Фото: © Александр Трофимов, 2018