Костюмы «Прекрасной эпохи»

24 июля в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» открылась выставка «Костюмы “Прекрасной эпохи”». 

Автор экспозиции — заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук — Нина Ивановна Тарасова. Художник экспозиции — Юрий Александрович Сучков. Экспозиция рассказывает о Belle Époque — «Прекрасной эпохе» — периоде, который в широком историческом смысле занял промежуток с 1870 до 1914 года.

Выставка «Костюмы “Прекрасной эпохи”». Фото: © Александр Трофимов. 2024

Экспозиция встречает посетителей темными коридорами, а всё потому, что ткани разрушаются под действием яркого света, даже электрического. Максимум света, который можно выставить — 40-45 люкс, а для костюмов XVIII века — меньше 30 люкс. В помещении установлены датчики движения, которые зажигают путеводные звезды подсветки, приоткрывающей мир истории костюма и моды.

Выставка «Костюмы “Прекрасной эпохи”». Фото: © Александр Трофимов. 2024

Волнами манекены ведут сквозь поколения. Экспонаты лишены привычных этикеток с подписями, чтобы посетители могли погрузиться в эпоху, услышать шорох платьев. Открывают выставку церковные облачения — символ неизменности и постоянства, они существуют вне времени и моды. Сквозь узкий, темный коридор, минуя бальные и прогулочные платья, можно сразу же заглянуть в будущее и узнать, чем закончится мирная эпоха, названая «Прекрасной». История костюма ведет от нарядов Петра I через тяжелые бархатные платья к легким бальным туалетам конца XIX века переходом к нарядам в черно-белой гамме, и вновь возвращает к легкости 1910-х годов. Заканчивает экспозицию солдатская шинель 1914 года. Однако параллелью посетителей встречает постоянная выставка платьев новейшей моды конца XX начала XXI веков, одежда pret-a-porter de luxe. Современная мода словно дает надежду, что любая война заканчивается, а на выжженном поле, снова могут расцвести цветы.

Свадебно платье, 2014 год. Автор: Elle Saab. Фото: © Александр Трофимов. 2024
Слева: Свадебное платье, 2014 год. Автор: Elle Saab.

Для периода Belle Époque характерен «S»-образный силуэт платья. В конеце XIX века женский костюм становится более функциональным и удобным, меняются процессы изготовления, продажи и демонстрации одежды. Появляется костюм тайёр, состоящий из жакета и юбки. Первый модельер Чарльз Ворт вводит в моду комплекты, состоящие из одной юбки и двух лифов. В его «доме» можно было приобрести полный комплект: от белья и духов до выходного платья.

Фото: © Александр Трофимов. 2024

С 1900 года в моду входит образ внеземной, иногда даже потусторонней красавицы. Женщина ассоциируется с цветком, бабочкой, нимфой, мифическим существом. В одежде преобладают растительные мотивы. Платья украшались аппликацией, вышивкой, кружевом. В этот период женщины постепенно начинают освобождаться от корсетов, демонстрируя естественность. Одним из новаторов в сфере моды становится Поль Пуаре.

На выставке костюмы «Прекрасной эпохи» представлены преимущественно гардеробами последних русских императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, членов императорской семьи и их близкого окружения. Манекены украшают работы Чарльза Фредерика Ворта, Марин Бласье, Модного дома Шпитцер, Надежды Ламановой, Ольги Бульбенковой, Поля Пуаре.

В глубине, среди бальных платьев, расшитых цветами, прячется визитное платье Александры Фёдоровны из тонкого сукна, напоминающее мягкую замшу, расшитое шёлковыми цветами и золотыми блестками, образующими непрерывные вертикальные линии. Автор платья — российский и советский модельер Надежда Петровна Ламанова.

Фото: © Александр Трофимов. 2024
На заднем плане: Визитное платье Александры Фёдоровны. Россия, 1895. Автор: Надежда Ламанова

Ни один гардероб невозможно представить без аксессуаров и обуви. В коллекции Эрмитажа хранится множество экземпляров, некоторые из которых нашли своё место среди костюмов выставки: обильно декорированные шляпы, изящные парасоли, веера, расшитые бисером сумочки, шелковые перчатки и сапожки.

Аксессуары «Прекрасной эпохи». Фото: © Александр Трофимов. 2024
Аксессуары «Прекрасной эпохи»

Символами моды с давних пор можно назвать швейную машину и портновский манекен. Эти предметы также заняли свое место в экспозиции вместе с старинными нитями, ножницами, игольниками, швейными шкатулками и журналами мод.

Предметы швейного ремесла. Фото: © Александр Трофимов. 2024
Предметы швейного ремесла

Новой тематической экспозицией музей отдаёт дань уважения и памяти эрмитажному хранителю, выдающемуся исследователю текстиля Тамаре Тимофеевне Коршуновой (1929–2019), автору первой в Советском Союзе монографии «Костюм в России XVIII – начала XX века» (1979), переведённой на многие европейские языки, активному собирателю костюма и аксессуаров, организатору первых отечественных выставок о моде и модельерах: «Костюм Серебрянного века в России. 1890-1914» (1993), «Законодатель европейской моды Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа» (2000) и «Русский модельер Надежда Ламанова (1861-1941)» (2002), исследователю Петербургской шпалерной мануфактуры.

Текст: © Вероника Головина. 2024
Фото: @ Александр Трофимов. 2024