Выставка коллекционного дизайна «сегодня» как взгляд куратора-исследователя в «завтра»

4 ноября в галерее «Сегоднязавтра» открылась первая в Санкт-Петербурге выставка коллекционного дизайна «Мне нравится». Кураторы кандидат искусствоведения Ксения Бандорина и дизайнер-исследователь Стася Шевчук ищут ответы на вопрос, что сделало предметы дизайна интересными для коллекционирования, и как это явление сформировало новое направление на стыке инвестиций в искусство и удовлетворения эстетических потребностей покупателя.

Коллекционный дизайн стал феноменом арт-рынка последних десятилетий, и, кажется, интерес к нему только растет. Проводятся регулярные ярмарки, включающие коллекционные дизайн: PAD (ParisArt +Design) в Париже и Лондоне, CollectibleFair в Брюсселе, ICFF в Нью-Йорке, DesignMiami. В России коллекционный дизайн стал важной частью стендов галерей на Cosmoscow, а на ярмарке молодого искусства Blazar в этом году была целая секция, отведенная для нового направления.

Выставка коллекционного дизайна «сегодня» как взгляд куратора-исследователя в «завтра»

Кураторы новаторской петербургской выставки Ксения Бандорина и Стася Шевчук отбирали предметы дизайна, руководствуясь принципом своего субъективного вкуса, развитым широкой насмотренностью в этой сфере. Таким образом в кураторский словарь выставок возвращается табуированная классическим искусствоведением со времён «кабинетов редкостей» категория «мне нравится». Манифестация «Мне нравится — и точка!» отражает тренд современного «общества переживаний» (Герхард Шульце) на уникальный опыт, закрепленный в уже привычном посетителям галерейных выставок разделе «выбор куратора». Ориентир современных куратора-дилера (А. Арутюнова «Арт-рынок в XXI веке») и посетителя-коллекционера на личные симпатии можно считать историографическим развитием философского понятия «мне интересно», которое в терминологии И. Канта и Г. Гегеля не сводилось к реализации грубой чувственности и естественной природы человека, а способствовало развитию в людях того, «что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения» (Гегель, Соч., т. 8, М.—Л., 1935, с. 27). При определении субстанциональной топологии предметов коллекционного дизайна кураторы выставки в «Сегоднязавтра» отмечают этимологию слова «интерес»: происходит от лат. «interest» — «имеет значение, важно», — где приставка «inter-» означает «между», а вторая часть — латинский глагол «esse» — «быть» — в третьем лице единственного числа: «est». Дословно «интерес» значит «быть между». По аналогии, предметы коллекционного дизайна находятся «между» тиражным дизайном и декоративно-прикладным искусством, функциональностью и художественной ценностью. И, с другой стороны, это направление дизайна находится «между» со времени своего возникновения на рубеже XX–XXI вв. (периодизация экс-куратора Музея дизайна в Лондоне Либби Селлерс) с позиции отбора и самого принципа коллекционирования: между покупательной способностью и категорией “мне нравится” как сугубо эмоциональной потребностью человека.

Кураторский отбор предметов коллекционного дизайна для выставки в «Сегоднязавтра» представляет три раздела: эмоциональный, исследовательский и архивный дизайн. Совмещение этих трех пластов дизайна демонстрирует сложность исследуемого явления и доказывает, что «кураторский отбор релевантен именно тогда, когда он преступает локальные границы», создавая «универсальный Ge-stell (*Е.Х. прим. — аппарат), определяющий наш взгляд» (Б. Гройс «Коллекционер как куратор. Коллекционирование в эпоху пост-интернета»). Концептуальный Ge-stell кураторов Ксении и Стаси создаёт следующую зрительскую оптику: выставка задаёт траекторию движения нашего взгляда от предметов тиражного советского дизайна — прототипы электробритв авторства легендарной Татьяны Самойловой, — имеющим цену для коллекционеров за счёт своей архивности, через предметы арт-дизайна на грани с декоративно-прикладным искусством: ширма «Берёзовая роща» Ангелины Кохийоки-Машковой, стол «Calligraphy» Марии Длугоборской, комод «Boy» Ольги Петровой-Подольской, шпалеры с магнетическими зайцами от «Александровской мануфактуры» по эскизам Кирилла Овчинникова, фигуративная керамика Екатерины Матвеевой, доводя нас до арт-объектов «Овечки» Романа Тугая, мозаичного панно Марии Буглак из серии «Reflection» и керамических сумок Кати Афониной «Красота не продается». Таким образом, выставка реализует не только свои познавательную и заявленную исследовательскую функции, но и демонстрирует покупателю-коллекционеру, как совместить в одном пространстве предметы коллекционного дизайна из его разных направлений: от архивного до современного арт-дизайна.

Электробритвы. Прототип. Дизайн: © Татьяна Самойлова.

Вектор на исследовательский потенциал коллекционного дизайна, заданный выставкой, перспективен потому, что пространство галереи служит сложным перекрестием «для демонстрации экспериментальных объектов, где традиционные представления о дизайне и искусстве пересекаются и обогащаются новыми интерпретациями» (К. В. Бандорина, А. А. Шевчук «Современный рынок коллекционного дизайна: роль галерей и аукционов»). В современном «обществе впечатлений» постоянное обновление контекста экспонируемых предметов раз за разом актуализирует их по-новому, что особенно важно для подпитывания интереса покупателей к продаваемым объектам дизайна. Выставка в «Сегоднязавтра» успешно реализует себя как центр коллективных переживаний «здесь и сейчас» (Г. Шульце в интервью «Производят впечатления» для журнала «ПЖ» за счет проведения медиаций, дискуссий и встреч с авторами дизайн-объектов.

Однако в разговоре о коллекционном дизайне стоит отметить, прежде всего, что появление объектов зависит не только от авторов. Создание предметного дизайна и с технико-технологической, и с маркетингово-концептуальной сторон требует больших вложений, коллективной работы. Путь от идеи до воплощения и поступления на рынок состоит из нескольких этапов, что является одной из причин низкой конкуренции в нише современного «серьезного» коллекционного дизайна. Это направление требует особой техники. Оно предполагает «уникальное» и в смысле малой тиражности предметов, и с позиции переживаемого потребителем опыта, в чем задействована по большей части авторская концепция, но также и со стороны уникальности материала или сложности технического создания предмета. В следствие этого, большую роль играют дизайн-студии. Кураторы выставки в «Сегоднязавтра» отмечают их вклад, размещая созданные ими дизайн-объекты рядом с самостоятельными авторами.

шпалеры с дизайном от Кирилла Овчинникова. Фрагмент

Одна из самых ярких частей выставки — две шпалеры с дизайном от знаменитого Кирилла Овчинникова. Команде ковровой «Александровской мануфактуры», удалось передать широкий диапазон акварельной палитры цвета за счет тончайшей техники исполнения. Шпалерное полотно имеет самую большую плотность ткачества, исполненную в России, — более 190 рядов.

Важный участник выставки — кафедра Художественной керамики СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Выпускники и студенты этой кафедры — частые имена ярмарок современного искусства: в 2024 году на Port Art Fair был представлен целый стенд академии, где большая часть участников являлись представителями именно этой кафедры.

Выставка коллекционного дизайна «сегодня» как взгляд куратора-исследователя в «завтра»

Можно считать, что в последнее время для коллекционного дизайна ярмарка стала одной из ключевых площадок, где можно увидеть ключевых игроков арт-рынка. Неслучайно на Cosmoscow, главной российской ярмарке, секция дизайна была второй по количеству участников, обогнав по этому показателю секцию «Контур», где размещались молодые галереи современного искусства.

GRG Design Studio, представленная на выставке двумя проектами, один из которых, «Драгоценности», захватил своим изяществом целую стену, участвовала в этом году со своим светильником «Поток» на ярмарке молодого искусства Blazar, где впервые была открыта отдельная секция коллекционного дизайна.

Отбор кураторов в «Сегоднязавтра» приводит нас к мысли о том, что коллекционный дизайн сейчас существует в двух плоскостях: «серьезный» — чаще всего мебель, или то, что часто связано с конкретными интерьерными проектами. Эти предметы зачастую сложны и не самостоятельны в технико-технологическом исполнении. Второй ипостасью коллекционного дизайна является молодой дизайн. На данный момент он существует без больших бюджетов, но у него есть потенциал конкурентной способности, который заметен на ярмарках современного искусства. И в том, и в другом варианте существования коллекционного дизайна кураторы Ксения и Стася нашли громкие имена. Принадлежащие «серьезному» направлению дизайнеры чаще всего занимаются и интерьерами. Одним из таких имен выставки стала Мария Длугоборская, основатель «Dlugoborskaya Design Studio» в Санкт-Петербурге. В каждый свой интерьерный проект она помещает неповторяемый предмет мебели. Мария стала заметной фигурой не только российского арт-рынка, но и международного: на Международном конкурсе «Il Mobile Significante» в Италии автор получила первое место за свое кресло. На выставке же в «Сегоднязавтра» представлена её консоль «Calligraphy», напечатанная на 3D-принтере из специального композитного материала. Это классический пример униката со сложной технологией производства в рамках коллекционного дизайна.

collectible_design_expo_04.jpg

Российский покупатель, на данный момент, не готов к высокобюджетным покупкам классического современного коллекционного дизайна. Архивное направление традиционно связано с серьезным «классическим» коллекционированием как вложением капитала. На этом фоне ярмарочные объекты, не очень дорогие, и непосредственно связанные с «обществом переживаний», пользуются спросом у российского покупателя в большей степени. Так, Ксения Бандорина и Стася Шевчук представили на выставке ряд предметов, ранее выставлявшихся на крупных ярмарках страны. Целый кластер авторов-участников с ярмарки, прошедшей в петербургском арт-пространстве «Третьего места», представлен в лице Романа Тугая с серией скульптур овечек, Виктории Нор и ее миниатюрными стеклянными арт-объектами «Новые дома», Ольги Симоновой (для нее ярмарка в «Третьем месте» стала второй в этом году, ранее поучаствовав в Port Art Fair) с керамическими объектами, детали которых поддаются самостоятельному творческому перекомбинированию. Одной из самых популярных, и с точки зрения продаж, и со стороны упоминания в СМИ и соцсетях, художниц прошлого выпуска ярмарки Blazar, стала Катя Афонина с серией «люксовых» сумочек под общим названием «Красота продается». Пока многие размышляют об уместности инфантилизма в классическом коллекционном дизайне, покупатели говорят: «Мне нравится». Её работы виральны, они относятся к малой скульптурной форме, а значит, их можно с легкостью внедрить в свою повседневность.

Само пространство выставки, сформированное дизайн-объектами под эгидой взгляда куратора «мне нравится», располагает к продуктивным дискуссиям о природе исследуемого явления — коллекционного дизайна. Используя общемузейную концепцию «Белого Куба», кураторы расположили экспонируемые предметы таким образом, что между ними начался диалог. Посетитель «Сегоднязавтра» неожиданно оказывается в пространстве для интерпретаций. Куда же мы попали? На галерейную выставку с художественными объектами, застывшими в своей трансцендентной неопределённости, индивидуалистическими по своей природе? Или же в пространство, где предметы дизайна полилогично сосуществуют и проявляются в своих самых различных формах?

Коллекционный дизайн

По кураторской мысли, пространство энергетически собирается между двух «заячьих» шпалер «Александровской Мануфактуры», висящих друг напротив друга. В свободной расстановке «между» стоят небольшие стенды с дизайнерскими прототипами, предметами классического коллекционного дизайна и арт-объектами, напоминающими скульптуру малых форм. Антропоморфная керамика Екатерины Матвеевой «Хранительницы» экспонируется на столе «Calligraphy» Марии Длугоборской и на комоде «Boy» Ольги Петровой-Подольской. «Овечки» Романа Тугая, по сути, интерьерная скульптура, «по-домашнему» уютно вписаны в изгибы концептуальной ширмы «Берёзовая роща» Ангелины Кохийоки-Машковой. Удобный для долгой сидячей работы деревянный стул Василия Шишкина «Эргонавт», выполненный в эстетике минимализма, расположен на кубическом возвышении в «алтарной» части экспозиции, что наталкивает на вопрос о том, может ли быть функциональный предмет дизайна «искусством» и акцентировать всё внимание интерьера на себе. Так, на пространственно-смысловых противоречиях и взаимодополнениях между предметами образуется поле для дискуссий об установке границ искусствоведческого термина «коллекционный дизайн», и о том, нужны ли они?

Поэтическим довершением для концепции пространства выставки служит подвешенный в легком парении между этажами яркий объект текстильного дизайна «Лента Мёбиуса» белорусской художницы и дизайнера Христины Высоцкой — своеобразная метафорическая скрепка для всего разнообразия коллекционного дизайна, гармонично расположенного в пространстве галереи. Состояние коллекционного дизайна в чем-то схоже с закрученной лентой. Кураторы представили все его виды. Они очень разные, и, кажется, их ничего не связывает. Однако есть коллекционеры. И именно взгляд идеального посетителя-коллекционера, следуя за интенцией куратора-исследователя, способен соединить эти разрозненные предметы в пространстве одного смысла.

Текст: © Арт-исследователи Надежда Тарасова, Елизавета Ходак. 2024
Фото: © Александра Траубе. 2024
Фоторепортаж с презентации выставки
Видео
line.jpg
Дни работы выставки: 4.11 — 1.12,  ср-вс: 11:00 – 19:00
Санкт-Петербург, Репино, Приморское шоссе, д. 441А, литера А
«Сегоднязавтра»