Выставка «Дуализм» в рамках Балтийской Биеннале искусства Книги – 2018

Чем отличается художник от дизайнера? Дизайнер мыслит рационально, руководствуется разумом, а художник – чувствами, и самое страшное ругательное определение для художника – «это дизайн». Такой вот дуализм…

В залах Творческого союза Художников /IFA/ с 3-го декабря открыта выставка Дуализм. Около пятидесяти авторов, в том числе из Петербурга, Москвы, Литвы, Польши, Финляндии, Эстонии и, даже, далекой Австралии знакомят зрителей со своим взглядом на двойственность мира. Если наша вселенная – результат взаимодействия мировых сил порядка и хаоса, божественного и демонического, мужского и женского начал, то в творчестве каждого художника это проявляется по-разному. 

Александр Кокшаров и Василий Бертельс на открытии выставки «Дуализм» в залах Творческого союза Художников /IFA/ 3 декабря 2018 г.
Александр Кокшаров и Василий Бертельс на открытии выставки «Дуализм» в залах Творческого союза Художников /IFA/ 3 декабря 2018 г.
Состав участников выставки очень звездный. Из наших соотечественников – знаменитый Михаил Шемякин с серией иллюстраций на стихи и песни Владимира Высоцкого. Они подобраны так, что каждая картина показывает пару персонажей. Кроме того, интересно творческое взаимодействие Шемякин-Высоцкий, когда две сильные, полные драматизма личности дополняют друг друга и создают дуэт. Соседствуют с этими иллюстрациями фотографии Юрия Молодковца, раскрывающие пластику античных женских образов из Эрмитажа, под названием «Консервация», когда прозрачная пленка, прикрывающая знакомые скульптуры, придает мраморным лицам и телам дополнительный пластический и литературный смысл. 

Попадание в тему со стороны иронической, гендерной стала серия распечатанных страниц фотокниги Андрея Чежина «М и Ж». Авторская концепция заключается в разделении бытовых предметов на мужские и женские и их сопоставление. 

Блестящий ответ на тему дуализма дали известные многочисленными победами на мировых конкурсах плаката петербургские дизайнеры Фалдины. Плакат с одной шляпой, висящей в невесомости, как символом буржуя, и перевернутой такой же шляпой для сбора подаяния, как символ бедняка, иллюстрирует тему социального неравенства, их дуальную природу («Принц и Нищий», поговорка «от сумы и от тюрьмы…») Плакат хорош своим лаконизмом, отсутствием текста и изобразительных излишеств. Плакаты с единицей и Единицей отчетливо демонстрируют отношения социального равенства и неравенства в обществе. Отличительная черта их работ – элегантный минимализм.

faldins_family_posters.jpg

Опять же, если говорить о дизайнерах – Василий Бертельс, блистательный Василий, который оформляет роскошные альбомы по искусству для Эрмитажа, большой эстет и, кстати, известный своими живописными произведениями художник, представил на выставку два элегантных плаката и сделал стиль для всего проекта. Благодаря ему, афиши и каталоги выставки приобрели элегантный и строгий вид.

voligamsi_1.jpg

Мистический ветер дует от картин уфимского художника Рината Волигамси, которого почти все «где-то видели». А видели, наверно, в коллекции музея Эрарта, где есть много его работ. На основе старых фотографий художником созданы картины, совершенно переворачивающие смысл происходящего. Бабушки на снегу кормят не голубей, а стаю маленьких динозавров, парашютисты с аэроплана летят не вниз, а вверх, деревня с огоньками в окнах домиков превратилась в множество лиц с горящими глазами. Художник уводит нас в область сновидения, где парадоксы и перевороты смысла кажутся обыденностью.

voligamsi_2.jpg

Знаменитый литовский художник-иллюстратор Стасис Ейдригевичиус/Stasys Eidrigevicius, много лет живущий в Польше, представил иллюстрации к детской книге «Робот и Бабочка», которая вышла в Вильнюсе на русском языке в 1983 году и получила золотую медаль в Братиславе. В его иллюстрациях присутствуют два персонажа, и они очень трогательные, понятные детям и взрослым, яркие и совершенно не устаревшие почти за 40 лет с момента создания. 

Австралийская художница Робин Смит сделала на выставку серию литографий, посвященную беженцам, которые спасаются на лодках и часто тонут сотнями в море. Она говорит в сопроводительном тексте, что люди в ее картинах превращаются в рыб и потом живут в море. 

Самая большая и заметная работа на выставке – огромные, во всю стену, распечатки трамвайных билетов польского художника Павла Ворхола /Pawel Warhol. Они отличаются номерами, два черных, один, красный – счастливый. Это гротескное изменение масштаба (от маленькой бумажки из кармана до почти монументальной настенной фрески) говорит о зыбкости границ наших представлений о важности предмета, когда мелкий билетик превращается в символ. Как лепестки ромашки (любит-не любит) внезапно ставший счастливым билетик, иной раз становится нешуточным знаком судьбы, в то время как обычный билет после конца поездки улетает из закрывшихся трамвайных дверей, как мусор или осенний лист.

Pawel Warhol

Похожая история происходит с гигантскими отпечатками пальцев петербургской художницы Инны Гринчель, где изменение размера изображения говорит, вероятно, о степени важности персональных данных, которые несут индивидуальные линии рисунка кожи. Так совершенно биологические характеристики становятся эквивалентом чипа или паспортными данными, и художник видит двойственность этого явления, превращая свой личный код в картину.

Инна Гринчель. 2018

Из Петербургских участников очень необычная работа у Катерины Муравьевой. Вместо иллюстраций или страниц-объектов она выставила самые настоящие полотна для защиты ульев, пропитанные воском и медом, оставшиеся от пасеки своего деда. Они кажутся настоящими страницами древних рукописей и отлично вписываются в тему. Книгами становятся артефакты, а информация уходит на электронные носители. Дуализм!

Текст: © Инна Гринчель. 2018

line.jpg

Выставка открыта: 

с 3 по 19 декабря 2018 года
Творческий Союз художников /IFA/ на двух этажах
Адрес: Невский проспект, 60
с 15:00 до 19:00, кроме воскресенья