«Фантазии в нитях. Кружево и стекло Западной Европы XVI-XIX веков»

Кружево и стекло – казалось бы, совершенно полярные и несовместимые виды прикладного искусства.

Но Государственный Эрмитаж предлагает нам посетить выставку, на которой впервые оригинально соединены произведения только этих двух видов прикладного искусства Западной Европы XVI-XIX вв. И мы, Наталия Цветкова (отвечает за текстиль) и Ксения Векшина (художественное стекло), отправились 20 февраля на её открытие. Выставка проходит в Синей спальне Зимнего дворца. Небольшое пространство, но, хочется обратить на это особое внимание, очень камерное и уютное. Приглушенное общее освещение с точечно направленным светом на объекты даёт неповторимый эффект игры светотени от паутины кружев, создавая двойной ажур – белый узор на переднем плане и темную «инверсию» на втором.

Laces_01.jpg

Каждая витрина создаёт единый мир кружева и стекла, и невозможно воспринимать каждый материал по отдельности. Что же стало объединяющим началом при создании этой выставки?

Линия.

В переводе с латинского линия означает «льняная нить», «шнур». Кружева – шитые, вязаные, плетёные – создавались из нитей. Кураторы выставки Т.Н. Косоурова и Е.А. Анисимова отмечали, что «отправной точкой для развития композиций из переплетения нитей послужили «узлы», созданные Леонардо да Винчи [1]. Линейные орнаменты, вдохновлявшие создателей кружев, создавались такими мастерами, как Д. Танглиетте, Д. Вавассори, И. Зибмахером, Ж. Берен, Д. Маро. Нити-линии, сплетающиеся в розетки, листья, сказочные цветы – это западно-европейские кружева.

Если в кружеве нить это основной материал, из которого выполнены сами изделия, то в стекле она стала одним из видов декора. Именно тонкая филигранная нить принесла славу стеклу и стала особой гордостью венецианских мастеров XVI-XVIII веков. Документально не подтверждено влияние кружевоплетения на стекольное дело, но, глядя на изделия, нельзя этого не видеть. Да и венецианский остров Мурано, где создавались знаменитые стеклянные изделия, находится совсем рядом с островом Бурано, где плели прекрасные кружева.

Laces_02.jpg

Орнамент.

Орнаменты имеют большое количество вариаций, но в основе содержат простые геометрические формы. Самый распространённый орнамент кружев Итальянского Возрождения – reticello – вариации звёзд и кругов. Простота и гармония форм этих кружев нашли свое воплощение и в стекле с аналогичным названием – vetro a reticello – стекла из молочных нитей.

Laces_03.jpg

Испанское кружево «соль», название которого происходит от слова sol – солнце, также представлено на выставке. В одной из витрин можно видеть стилизованные в кружеве солнечные диски, рядом с которыми представлено стеклянное сервировочное блюдо с изображением солнца. 

Цвет.

Белые кружева, ажурные, напоминающие иней на оконных стеклах… Шёлковые французские блонды с добавлением золотых нитей, которые производились в XIX в. представлены рядом с изделиями из авантюринового стекла. Чёрное кружево «шантильи», плетёное на коклюшках, цветное испанское кружево поддерживается графикой и цветовыми акцентами стеклянных изделий.

Laces_05.jpg

Более семидесяти экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа, представленные на выставке, подобраны по декоративному принципу переклички орнаментальных мотивов в их украшении и создают единый образный ряд. Разные по цвету, от монохромных до цветных и отливающих золотом, они дают возможность оценить фантазию европейских мастеров, которые с помощью нити создали на протяжении нескольких столетий яркие образы, как в стекле, так и в кружеве. Выставка предоставляет зрителю уникальную возможность увидеть в одном зале, в одной витрине, единый перекликающийся мир декоративного искусства Западной Европы XVI-XIX вв.

Laces_06_Bonus.jpg

[1] Фантазии в нитях. Кружево и стекло Западной Европы XVI-XIX вв. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2018. С. 8

line.jpg

Государственный Эрмитаж, Синяя спальня

20.02.2018 - 26.08.2018

line.jpg

Материал подготовили:

Ксения Векшина, секция «Арт-дизайн»
Наталия Цветкова, секция «Арт-дизайн»
Владимир Корольков, секция «Графический дизайн»