Сердечный мускул


На работы Вадима Сидура смотреть больно. Их невозможно воспринимать как «скульптуры». Они звучат, гудят, как колокола со спелёнутыми языками, сквозь мычание которых прорывается крик. В спокойном воздухе выставочного зала Манежа они вибрируют и, кажется, могут взорваться.

VK_Sidur_01.jpg

Каждая его вещь будто упавший с наковальни упрямый брус металла, согнутый в жгут. Неподдавшийся, тугоплавкий, упорно остающийся тем малым и немногословным, в чём парадоксально и неумолимо звучит настоящий хорал.
Всё это – какой-то один, спаянный временем, спазм. Судорога материала, остановившая в себе единственно возможный отзвук того, о чём мучительно думал художник, что воспринимал незащищённым нервом.

VK_Sidur_02.jpg

Его работы схожи с камертоном, который задаёт какой-то безошибочно верный звук, тот настойчивый тон, на который сердце не может не отозваться.
Драматизм его лаконичных форм скручивает металл узлом, в котором неразрывным пульсом спаяны вопросы и ответы.

VK_Sidur_03.jpg

Его жизнь удивительна и трудна, но в ней контрапунктом к боли – любовь и сострадание. Те высокие истины, которые открылись тому, кто прошёл по грани «между»…

Человеку, постоянно нёсшему в себе незаживающую муку войны и благодаря этому понимавшему ценность жизни, повезло с земной любовью – помогающей и дарящей. Это так ярко и красиво закольцовывает его поиски мучительных, порой страшных, тем венком молитв и благодарностей.
Свои работы он называл «детьми». И в этом – подлинное рождение, самоотдача и самовоплощение.

Но его три инфаркта были неизбежны при такой воспалённой восприимчивости и такой всевидящей нежности.

VK_Sidur_04.jpg

Необыкновенно жаль, что Петербург, похоже, проходит мимо этой редкой возможности увидеть уникального художника. Зал почти пуст. Правда, на вечернюю экскурсию пришло несколько десятков человек. И оставшаяся неделя ещё даёт возможность узнать и принять нечто сильное и откровенное.
Ведь если и есть что-то, чем дОлжно гордиться, так это такой уровень правды и точности, который своей уникальностью задаёт очень высокую, звенящую планку подлинного искусства.

VK_Sidur_05.jpg

Отдельной восхищённой похвалы достойно оформление экспозиции. Как я понял, это специально исполненное оборудование для музея Сидура, ассоциированного с московским Манежем.

Подиумы под скульптуры, керамику и аннотации, подвесы для графики – всё основательно, строго и уважительно по отношению к произведениям мастера. Хороший уровень сдержанной, но высококлассной технологии демонстрации.

VK_Sidur_06.jpg

Вот случай, когда дизайнер внимателен и чуток. Не навязывает «красотищи», но находит такой серьёзный приём для оформления, что это становится почтительной платформой, оттеняющей особый пластический почерк художника. Каждой вещи дан свой собственный воздух. Каждая тема звучит обособленно, но суммарно они сочленяются в непрерывный поток образов.

Кроме того, внятные, умные и развёрнутые аннотации помогают зрителю и ведут его.

VK_Sidur_07.jpg

Говорить о работах Сидура кажется излишним. Настолько они сами «прямоточны» и говорящи. Их кажущаяся простота, грубоватая силуэтность и пружинная найденность масс поразительно точны и честны.

Такие, бьющие поддых, работы мгновенно, будто рентгеном, проявляют фальшь пафоса, поддельные эмоции и имитацию мысли. Рядом с такими произведениями мгновенно понимаешь, что скульптура – это не сюсюкающая детальность чернильного прибора, разнесённого до размеров космического корабля (и такой же стоимости), а нечто иное. Другой природы правды и другой фактуры выражения.

Нечто, работающее на инфразвуке и сбивающее сердцебиение с его привычного ритма.

А его графические листы с безупречной простотой – и, отдельно, поэзия – показывают невероятный диапазон палитры и свободы. Мощь скупой, но безошибочной точности.

VK_Sidur_08.jpg

В его работах выявлена потрясающая способность освобождать человеческое существо от слоёв наносного, оставляя самую сердцевину, самую суть и единственный контур минималистской сокровенности.

И нам ещё лишь предстоит привыкать к тому, что это и есть образец Настоящего.

Владимир Корольков,
секция «Графический дизайн»
Санкт-Петербургского Союза дизайнеров

Фото: © Владимир Корольков. 2017