Как дизайнер и член секции «Дизайн моды» СПб СД, я высоко ценю возможность, которую предоставляет Эрмитаж нашей редакции — посещать предпоказы выставок. Мы рады быть среди первых, кто знакомится с выдающимися произведениями искусства и актуальными тенденциями в области дизайна и декоративно-прикладного искусства. Ну а лично я, как дизайнер обуви и аксессуаров, была рада посетить именно такую выставку — ядром которой стала обувь.
Ровно 100 лет назад, 28 апреля 1925 года, стиль ар-деко впервые заявил о себе всему миру на Парижской Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (фр. Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes). Пришедший на смену модерну, новый стиль быстро распространился во всех сферах — от архитектуры до дизайна одежды и техники. Этот художественный стиль, названный архитектором Ле Корбюзье «art déco», подарил миру смелые линии, геометрические формы и стремление к совершенству. Он стал символом эпохи развлечений и массового потребления в межвоенный период.
Пространство выставки погружает посетителей в атмосферу «ревущих двадцатых» — геометрия, блеск, роскошь и приглушенный свет. Но за всем этим великолепием скрывается глубокий смысл — баланс между восторгом от окончания Первой мировой войны и тревогой в ожидании нового, ещё более разрушительного конфликта. Ревущие двадцатые принесли радикальные изменения в моду — Голливуд задает тенденции на легкую, роскошную и беззаботную жизнь. Платья порой настолько задекорированны и роскошны — что практически одноразовые. Длина юбок укорачивается, открывая ноги, что в свою очередь повышает интерес к дизайну обуви. Научные открытия позволяют использовать новые технологии и материалы.
В экспозиции «Упакованные грезы» собрано более 400 уникальных предметов: бисерные платья и обувь 1920–1930-х годов от известных европейских модельеров — Поля Пуаре, Жанны Ланвен, Мариано Фортуни, Люсьена Лелонга, Пьетро Янторни, Андрэ Перуджиа, Сальваторе Феррагамо и других легенд моды. Платья прямоугольного силуэта, где каждый бисерный элемент подобран, выложен и пришит вручную с ювелирной точностью, являются настоящим произведением модного искусства.
Особое внимание уделено обуви. Ее дизайн эпохи ар-деко разнообразен, но в то же время легко узнаваем: вытянутый заострённый носок и французский или кубинский каблук, ремешки и застёжки, необычные формы, обилие декора и дорогие материалы — от атласа до кожи акулы.
Экспозиция выстроена таким образом, что обувь с одной стороны дополняет выставочные платья, с другой – является самостоятельным предметом выставки. Витрины с туфлями выставлены на уровне глаз, что позволяет детально рассмотреть каждую пару — необычные конструкторские решения и удивительно тонкую работу.
«Если вы посмотрите вблизи стежок, шов — вы увидите, что сейчас повторить это невозможно. Сейчас нет таких игл, нет таких машинок, нет такой потребности и такого качества вещей» — обращает внимание владелец коллекции Назим Мустафаев.
Долгое время каблуки для женской обуви вытачивались из дерева, и если обычно их обтягивали тем же материалом, из которого изготавливалась обуви — тонкая кожа или текстиль, то с развитием технологий появляются новые варианты отделки. И помимо самой обуви, на выставке представлены редкие целлулоидные каблуки — символ технологического прорыва и эстетики ар-деко.
Целлулоид — это настоящий материал-хамелеон, мастерски имитирующий фактуру слоновой кости, переливы перламутра, текстуру янтаря или фарфора, узоры малахита или экзотический черепаховый панцирь. Пожалуй, ни в какую другую эпоху не уделялось столько внимания каблукам, как в 1920-е годы. Богатые модницы могли выбрать каблуки для своей обуви, украшенные росписью, стразами, различными аппликациями и вставками; использовались даже драгоценные камни. Сегодня такой вариант декора каблуков уже не используется.
Однако наиболее популярным и доступным украшением обуви того времени были декоративные пряжки. Они продавались отдельно и крепились на туфли-лодочки с помощью специальной клипсы.
Ещё один аксессуар, заслуживающий внимания, — дамские сумочки. Ранее считавшиеся предметом домашнего рукоделия, в эпоху перемен они превратились в самостоятельный объект дизайнерского искусства. В 1920-е годы появились разнообразные модели: от практичных кожаных и тканевых для дневных прогулок до изысканных бисерных и кольчужных для вечерних выходов. Именно в этот период сформировались основные типы дамских аксессуаров, многие из которых актуальны и сегодня.
Помимо роскошных костюмов и обуви стоит отметить графическое оформление экспозиции. Расшитые бисером платья и сумки, необычные туфли тонкой работы соседствуют с шедеврами живописи и графики: работы Анри Матисса, Рауля Дюфи, Эрте и других мастеров. Даже графическое оформление выглядит игриво, сочетая в себе современную инфографику с черно-белыми фотографиями тех времен, модными иллюстрациями, историческими плакатами и киноафишами 1920-х годов из коллекции печатной графики Эрмитажа.
В конце экспозиции раскинулась джазовая сцена с пюпитрами и пожелтевшими нотами, а на экране оживают старинные кадры с дамами в роскошных нарядах. Запоминающимся экспонатом стала уникальная машина Buick 44-й серии — яркий символ эпохи ар-деко.
Проект подготовлен при участии коллекции Назима Мустафаева, Музея техники Вадима Задорожного и частных собраний. Куратор выставки — Нина Тарасова, заведующая Сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа. Дизайн экспозиции разработали Юрий Сучков и Эмиль Капелюш. Координатор проекта — Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа. Выставка открылась при поддержке “Магнит Косметик”.
Посетить экспозицию можно до 7 сентября 2025 года.
Текст: © Юлия Шепелева. 2025
Фото: © Александра Траубе. 2025 © Александр Трофимов. 2025