Источник красоты
1 ноября 2024 года открылась выставка «Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Юрия Борисова» в здании Главного штаба. Выставка включает более ста произведений художественного многослойного стекла, большая часть которой представляет уникальное собрание коллекции Юрия Борисова.
На открытии выставки директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский отметил, что «благодаря совместным выставкам с коллекционерами мы компенсируем невозможность привозить из-за границы произведения искусства». Коллекционер Юрий Борисов в своем выступлении сказал: «Для меня эта выставка честь, гордость и любовь. Любовь к стеклу, гордость, что мы это сделали и честь, что у меня здесь часть моей коллекции».
Витиеватые, текучие, плавные линии ар нуво будто бы созданы для того чтобы жить вечно в тонкости и фражильности стекла — матового, цветного, фактурного, многослойного. Буквально светящиеся изнутри, вазы, лампы, флаконы, монетницы, и даже пресс-папье зачаровывают магической красотой своей «стекольной души» — мира, который был создан более ста лет назад, но оказывается может очаровывать нас и сегодня.
Кураторская экспозиция выставки «Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Юрия Борисова» создана Еленой Анатольевной Анисимовой, старшим научным сотрудником Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа и Ольгой Борисовной Барановой, старшим научным сотрудником Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа. Выставка посвящена расцвету художественного стеклоделия Лотарингии в конце XIX — начале XX века и знакомит с многослойным стеклом эпохи, которое было невероятно популярно, модно и востребовано.
Экспозиция выставки «Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Юрия Борисова»
Экспозиция встречает зрителя в четырёх, приглушенных светом, залов: первый знакомит с творчеством Эмиля Галле – основоположника уникального стиля; второй — с производством фирмы «Братья Дом и Ко»; третий — показывает остальные заводы и ателье Лотарингии, специализирующихся на производстве художественного стекла и работающих в стиле Галле. В последнем зале подготовлен видеофильм по выставке. Благодаря приглушенному освещению создается ещё большее ощущение свечения изнутри у каждого произведения, перемещая зрителя в яркий, загадочный и «многослойный» мир модерна.
В 1870-х гг. Франция стала родоначальницей нового стиля, образовав центр стеклоделия в лотарингском городе Нанси и именно с этим городом связано творчество основополагающего художника и учёного-ботаника эпохи ар нуво — Эмиля Галле. Эмиль Галле известен вазами с флоральными и пейзажными изображениями из многослойного стекла с тончайшими цветовыми переходами, доставшимися снятием с помощью химического травления верхних слов на различную глубину. Многослойное стекло — техника, известная с античных времен, была чрезвычайно популярна в Китае в XVIII веке и перенята английскими и французскими художниками по стеклу в XIX веке, в том числе и Эмилем Галле, который так любил восточное искусство. Правда, самые известные его многослойные вазы с растениями и насекомыми отражают любовь к цветам и травам его родины — Лотарингии, имея символическое значение. К примеру, орхидея, часто встречающаяся в произведениях Эмиля Галле, является символом Лотарингии, или чертополох — символ свободы, города Нанси и стойкости его жителей, а изысканная дикая орхидея становится символом стиля модерн.
Жардиньерка с изображением подсолнечника. Прозрачное красное стекло с частичным накладом зеленого; травление, гравировка, роспись золотом, аппликация, мартеле Франция. Нанси. Фирма «Братья Дом и Ко. Стекольный завод в Нанси». 1894 г. Частное собрание Ю. А. Борисова
В основном Галле сосредотачивался на цветном стекле, соединяя его с разными техниками и материалами: травление, резьба по стеклу, кракелаж, обжиг с медью, металлизация, использование стеклянной пасты, золотой и серебряной фольги, а также применение интересной техники мартеле. Мартеле — обработка стеклянной поверхности молоточком или специальным резцом — колесом из алмазной крошки — по стеклу с образованием неглубоких ямок создавало фактурную поверхность, усиливая игрой светотени художественный эффект.
Ещё одна оригинально интерпретированная техника Эмилем Галле была маркетри — инкрустация кусочков металла, золотой и серебряной фольги, металлического порошка и других материалов в горячее стекло. Этим приемом создавались невероятные колористические эффекты, которые возносили произведения Галле на пьедестал эксклюзивного творчества.
В 1901 г. под руководством Эмиля Галле была организована художественная школа Нанси, объединившая в то время ведущих лотарингских художников в области прикладного искусства. Под влиянием успеха Галле, братья Дом становятся его ближайшими последователями и начинают выдувать изделия в той же технике многослойного стекла с травлением и гравировкой, создавая при этом свой уникальный художественный язык. К примеру, фирма «Братья Дом и Ко» на рубеже XIX и XX веков была первой, кто стала изготавливать в технике многослойного стекла осветительные приборы. Поначалу источником света остается масляная лампа, затем используется электричество, которое еще не получило в то время широкого распространения в быту. Колпаки и абажуры создавались в форме цветков — орхидей, одуванчиков, лилий, а сюжет изображения был посвящен либо пейзажу, либо мистическим летучим мышам.
Фляга и кубок подносной с геральдическими символами России и Лотарингии. Прозрачное коричневатое стекло: свободное выдувание. гравировка, гравление, роспись цветными эмалями, золочение мимическое матирование, полировка. Франция. Нанси. Фирма «Братья Дом и Ко. Стекольный завод в Нанси». Ок. 1893 г. Частное собрание Ю. А. Борисова.
На выставке значительную часть составляют вазы, в характерном для стиля и эпохи изображении пейзажей, марин, флоры и насекомых. Но есть и уникальные объекты, казалось бы совсем несопоставимые со стилем — два кубка с геральдическими символами России и Лотарингии, выполненные фирмой «Братья Дом и Ко» в 1893 г. как символ дружеского альянса между Францией и Россией. Эти кубки, предположительно пуншевые, были изготовлены для российской морской эскадры и в дальнейшем послужили основой для создания сувенирной Фляги с теми же геральдическими символами.
Флакон «Чертополох» для нюхательной соли, со съемной пробкой. Многослойное стекло; выдувание в форму, травление, роспись цветными эмалями и золотом, пробка отформована. Франция, Нанси. Фирма «Братья Дом и Ко. Стекольный завод в Нанси». 1892-1898 гг. Частное собрание Ю. А. Борисова.
Отдельное внимание стоит уделить изысканной по исполнению вазе «с изображением головы девушки на фоне звёздного неба», созданной фирмой «Братья Дом и Ко» в 1890-х гг и флакону «Стрекоза» с пробкой 1904 г., по форме отсылающей к геральдической лилии, символизирующую французскую власть. Уникальными можно назвать и флаконы «Чертополох» и «Омела» фирмы «Братья Дом и Ко» 1892 – 1898 для нюхательной соли, как объекты, которые казалось бы малы для декорирования в столь трудоемкой технике, но, как мы видим потрясающе исполненные! Эти работы только доказывают то, что стиль Галле в неповторимой многослойности стекла был настолько востребован и популярен, что применяли его как в малых, так и в больших формах сосудов декоративно-прикладного искусства.
Кроме мастерской Галле, фирмы «Братья Дом и Ко», заводов «Сен-Луи» и «Баккара», на выставке представлены произведения небольших ателье и фирм практически неизвестных в России. Художники каждой из них стремились найти свой выразительный язык и разработать уникальные техники обработки стекла.
В дальнейшем началась целая эра новой художественной обработки стекла, распространившаяся на многие страны мира, в том числе и в Россию. Изделия Галле появились в России как подарки императору Николаю II и его супруге Александре Федоровне, и после распространились на Императорский Стеклянный завод с целью подражания уникальной продукции французской фабрики Эмиля Галле. Подобные изделия выпускались на Императорском Стеклянном заводе и на частном предприятии купцов Мальцовых. Искусство художественного стекла Лотарингии было столь впечатляющим, что возродилось с новым дыханием в 1950-х гг., не получив широкого распространения. Сейчас же современные художники по стеклу не работают в стиле Галле в силу трудоемкости изготовления и больших затрат, а также изменения вкуса и эпохи, но применяют разработанные техники, как травление, гравировка, внедрение золотой и серебряной фольги, по отдельности в своих работах.
Выставка «Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Юрия Борисова» демонстрирует «источник красоты» минувшей эпохи модерна, и заложившая новые технологии в искусство стекла, имеющие влияние на художников по сей день.
Текст: © Анна Филипенко. 2024
Фото: © Александр Трофимов. 2024

Выставка «Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Юрия Борисова» открыта с 1 ноября 2024 года по 13 апреля 2025 года в Главном штабе Эрмитажа на Дворцовой площади, 6-8.
Фоторепортаж с пресс-показа выставки «Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Юрия Борисова». Фото: Александра Траубе 2024 —
посмотреть