Блеск кристалла и тонкость граней
23 апреля 2025 года в Малой церкви Зимнего дворца открылась выставка «“...Блеск кристалла и тонкость граней…”. Русское стекло XVIII — начала XX века с резьбой и гравировкой».
История русских стеклянных изделий с резьбой и гравировкой богата на изменения: они становились то чрезвычайно популярными, то практически уходили из употребления, постоянно следуя модным тенденциям. В России важнейшим центром производства таких изделий стал Императорский стеклянный завод, где выдающиеся мастера создавали уникальные произведения по авторским проектам. Безусловно, активное развитие художественного стекла с резным декором стимулировали главные заказчики Императорского стеклянного завода — представители двора. Именно их вкусу пытались угодить художники и мастера, создавая уникальные в своем роде произведения.
На выставке представлены настоящие шедевры русского стеклоделия: ваза-чаша из рубинового стекла с алмазной гранью, золотой ножкой и пьедесталом, украшенная ручками в виде птиц, а также макет катальной горки из бесцветного и кобальтового стекла с декоративной резьбой и медными вставками — уменьшенная копия масленичных горок, существовавших вблизи Адмиралтейства и Марсова поля.
Ваза-чаша с ручками в виде птиц. Стекло, бронза; выдувание, резьба, гранение, шлифовка, литье, золочение. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Ок. 1817 г.
В России XVIII столетия традиция декорирования стекла резьбой и гравировкой достигла своего расцвета. Центром производства парадной посуды, богато украшенной резными орнаментами, стал Петербургский стеклянный завод. Здесь из обесцвеченного прозрачного стекла изготавливались разных размеров кубки и стопы, на которых гравировались геральдические символы, хвалебные надписи и портреты правящих монархов. Подобные изделия, среди которых — Кубок с изображением портрета императрицы Елизаветы Петровны и двуглавого орла с вензелем «ЕР», демонстрируются на экспозиции. Этот кубок относится к репрезентативной посуде середины XVIII в. С одной стороны тулова кубка расположен погрудный профильный портрет императрицы под балдахином, поддерживаемым двумя амурами; с другой — герб российской империи в виде двуглавого орла с державой и скипетром. Скорее всего, гравировку выполнил лучший резчик завода Василий Пивоваров. В качестве образца использовалось изображение на серебряном рубле 1743 г.
В начале XIX столетия в моду вошли изделия из граненого хрусталя, прозрачного свинцового стекла, внешне похожего на одноимённый природный материал. Хрусталь гармонично вписался в придворный и дворянский быт. Многопредметные сервизы стали неотъемлемой частью убранства праздничного стола, а монументальные вазы украшали парадные интерьеры. Хрусталь высочайшего качества изготавливался на Императорском стеклянном заводе — ведущем предприятии Российской империи. Посетив выставку подношений ко двору лучших изделий этого завода в 1823 году, известный публицист Павел Свиньин более всего был восхищен «блеском кристалла и тонкостью граней» представленных его взору произведений. На Императорском стеклянном заводе в 1820-е годы создана шкатулка из бесцветного хрусталя, принадлежавшая императору Николаю I и императрице Александре Федоровне. Желая угодить, мастера завода создали предмет, по своему внешнему облику напоминающий сверкающий ограненный алмаз.
Шкатулка. Бесцветный хрусталь, бронза; выдувание, гранение, шлифовка, полировка; литье. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая половина XIX в.
На рубеже XIX-ХХ веков ассортимент стеклянных изделий значительно расширился благодаря технологическим инновациям. В это время стали разрушаться традиционные каноны и создавались новые виды произведений в стиле модерн. Одним из предвосхищающий мастеров эпохи модерна был Эмиль Галле. Эмиль Галле известен вазами с флоральными и пейзажными изображениями из многослойного стекла с тончайшими цветовыми переходами, доставшимися снятием с помощью химического травления верхних слов на различную глубину. Произведения, созданные Э. Галле, сразу же привлекли внимание монарших особ. В 1893 г. по заказу двора управляющим объединенных Императорских фарфорового и стеклянного заводов Д. Н. Гурьевым во Франции была приобретена обширная коллекция изделий, выполненных по проектам Э. Галле. Первое время русские стекольщики практически в точности воспроизводили европейские аналоги, только в отличие от способа Э. Галле, применявшего плавиковую кислоту для удаления лишнего слоя и получения художественных эффектов, они вручную срезали слой за слоем. Порой на изготовление одного произведения требовалось около месяца упорной работы. В подобной технике, например, в 1901 г. резчиком Д. Лукиным была выполнена небольшая ваза матового зеленого стекла с изображениями белых цветов азалии.
В 1910-х гг. несколько изменилась техника декорирования многослойных стеклянных произведений. Изобразительные эффекты достигались путем травления. При использовании плавиковой кислоты сглаживались переходы от одного слоя стекла к другому, что расширяло средства выразительности художников. В этот период создаются вазы с изображениями пейзажей, растений и животных. Кроме изделий из многослойного стекла на российских предприятиях по индивидуальным авторским рисункам в единственном экземпляре выполнялись произведения из однослойного цветного или бесцветного стекла. К созданию проектов будущих изделий привлекались не только штатные рисовальщики, но и приглашенные профессиональные художники, нередко на конкурсной основе. В 1900-1914 гг. на Императорском стеклянном заводе работала целая плеяда талантливых мастеров: Р. Вильде, С. Романов, П. Красновский, А. Лукин, Н. Семенов, И. Денисов, Г. Зимин и др. Их изделия также можно увидеть на выставке: Ваза с изображением змеи в зарослях клевера (1898); Ваза мак и бабочки (1897); Ваза «Азалия» (1901); Ваза с изображением пейзажа с кипарисами (начало XX века) и другие.
Экспозиция демонстрирует не только техническое и декоративное совершенство русских мастеров, но и эволюцию художественного стекла на протяжении нескольких столетий.
Выставка будет доступна для посещения до 29 марта 2026 г. в Малой церкви Зимнего дворца.
Текст: © Анна Филипенко. 2025
Фото: с сайта Государственного Эрмитажа.