Выставка «Trifolium»
С 27 февраля до 24 марта 2025 года в Музее-усадьбе Г.Р. Державина проходит выставка «Trifolium».
Это уникальное художественное событие в Санкт-Петербурге объединяет ювелирные украшения Николая и Мелитины и живописные полотна Марианне Балабиных. Общей чертой творческих поисков этой русско-финской семьи является обращение к природной красоте, которое выражается в выборе образов, форм и материалов. Каждое произведение художников представляет собой тонкую культурную связь, сложившуюся между мировоззрением и восприятием мира рожденной и выросшей в Финляндии Марианне и петербуржцем Николаем Балабиным, а затем унаследованной их дочерью Мелитиной. Несомненно, одной из самых значительных, по крайней мере, в контексте выставки, является общее, разделяемое в обеих культурах, чувство по отношению к северной природе и привычке к ее созерцанию.
Название выставки «Trifolium» выбрано неслучайно.Trifolium, или трилистник, играет заметную роль в искусстве многих народов, выступая как значимый орнаментальный мотив, обладающий богатым декоративным и смысловым наполнением. Симметрия формы и простота растения сделали его идеальным элементом для создания сложных и изысканных узоров. Трилистник, как часть орнамента, можно встретить в витражах, книжных миниатюрах, на фасадах архитектурных памятников, в китайской керамике и в мозаике, украшающей исламские сооружения. В разных культурах трилистник стал важным символом благодаря ассоциации с триединством — телом, разумом и духом. В христианской традиции трилистник нередко ассоциировался с Троицей. Эти символические значения добавляли произведениям искусства концептуальную глубину, делая их не только эстетически привлекательными, но и наполненными культурными и духовными смыслами.
Для выставки «Trifolium» символика трилистника, неприметного маленького растения, становится метафорой семейного и творческого единства в пространстве искусства. Подобно трем лепесткам, в этом союзе каждая часть уникальна, но вместе образует гармоничное целое. Природа, как источник вдохновения, объект исследования и материал для творчества, связывает личные и творческие истории художников, подчеркивая важность взаимодействия и взаимного обогащения. Этот символ также напоминает, что великое искусство может произрастать из скромных и простых форм, а красота часто кроется в самых естественных предметах. Обращение к природным образам, внимание к происходящим в природе процессам отражает то, какую важную роль играет случайность и в творческом процессе, что в свою очередь связывает различные творческие подходы в едином эстетическом и философском пространстве.
Большинство ювелирных изделий Николая и Мелитины Балабиных созданы из серебра и бронзы методом литья в песок. Этот способ позволяет добиться тонкой детализации и проработки сложных форм и орнаментов. Песок, плотно прилегая к исходной модели, дает возможность экспериментировать с разнообразными формами и текстурами, однако поверхность изделий на заключающем этапе часто подвергается дополнительной обработке, в том числе и полировке. Николай Балабин нередко обращается к патинированию металлов, и, таким образом, привносит в свои изделия цвет и иллюзию взаимодействия рукотворных предметов с природными явлениями и временем.
Этот художественный метод Николая ярко выражен в серии «Знаки», которую он начал в 1996 году и периодически к ней возвращается. Поверхность брошей этой серии покрыта выпуклыми буквами латинского алфавита, полученными при помощи оттисков в песок типографских литер. Изображение множества хаотично расположенных букв в первую очередь использовано в качестве декоративной составляющей и обладает тактильной привлекательностью. Однако авторское ювелирное изделие часто пытается войти в коммуникацию со зрителем и позволяет ему создать собственную интерпретацию. Так, знаки могут быть прочитаны как обобщённый символ культуры, или как элементы текстовой игры, включающей деконструкцию языка, могут быть метафорой для человеческих мыслей или отражением идеи об информационной перегруженности в современном мире. Это художественное решение может также быть рассмотрено как олицетворение поиска скрытых смыслов, что неизбежно случается при встрече произведения современного искусства с аудиторией, даже при отсутствии желания у творца инициировать особое взаимодействие и ввести публику в замешательство.
Изображение одиночных букв также в качестве визуального орнаментального элемента появилось в дипломной работе Марианне Балабиной в процессе обучения на курсе художественного текстиля. Серия ювелирных изделий Мелитины Балабиной «Стихи с острова» сочетает тексты и изображения, благодаря чему визуальный язык дополняется новым измерением, а художнику удается лучше отразить свой внутренний мир и уточнить смысловое наполнение своих работ.
Другой серией Николая Балабина, где в полной мере была отражена такая особенность метода литья в песок как непредсказуемость, стали «Случайные процессы». Поскольку металл вливаясь в форму с песком очень чувствителен к таким случайным факторам как температура, влажность и структура песка, он, как и живопись Марианне, отражает принцип непредсказуемости природы. Процесс извлечения готовой модели из формы становится моментом открытия, подобно нахождению природного объекта.
Общим творческим методом для двух ювелиров стало создание ажурной металлической поверхности изделий за счет просверливания в ней множества отверстий. Получившиеся напоминающие кружево узоры создают контраст хрупкости и прочности и демонстрируют баланс между простотой формы и сложностью текстуры, а также привносят элемент игры с пространством, светом и тенью.
Исследование Николаем Балабиным таких тем как время, прошлое и память нашло свое отражение в серии его работ с гагатом. Необработанные участки сколов подчеркивают природную красоту окаменелого дерева и напоминают о длительных процессах, сформировавшего его в недрах земли. Гагат являет собой пример превращения органического материала в камень и таким образом, созданные из него украшения могут напоминать не только о чудесах природы, но также иметь философский подтекст, связанный с идеями об устойчивости и о переменах в мироздании.
С 2003 года Николай Балабин постепенно дополняет свою серию украшений «Об искусстве». Вместо найденных в природе минералов он использует предметы из «среды обитания» художника, символы художественного процесса и акта создания искусства. Характерное для постмодернизма умение видеть «чисто эстетически» внеэстетическую вещь отражается в акте превращения художником утилитарных предметов в произведения искусства. Использование бывших в употреблении тюбиков краски и старых телефонных справочников может быть воспринято, как предложение пересмотреть взгляды на определение ценности предмета.
Украшения в виде использованных тюбиков краски передают ироничное заявление о потреблении и ценностях в современном обществе, кисти со щетиной, сделанной из старых телефонных книг, становятся символами памяти, соединяя прошлое и настоящее, при этом здесь можно усмотреть и внимание ювелира к экологическим проблемам и креативному подходу в использовании материалов. Тактильные и натуралистичные качества этих украшений добавляют еще одно измерение во взаимодействии с ним человека. Серия изделий «Мой парк» также отражает игровое начало, поскольку украшения построены как маленькие диорамы со сценками, состоящими из миниатюрных животных и растений.
Мелитина Балабина также прониклась красотой дерева как материала при создании серии украшений «Крылья». А идея трансформации нашла отражение в серии брошей из предметов, найденных рядом с мастерскими Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Эти оказавшиеся ненужными и подобранные ювелиром фрагменты смальты преобразились и обрели новую значимость через новую форму благодаря уникальному художественному взгляду автора. Каждый кусок смальты, тщательно отобранный и встроенный в брошь, становится носителем истории и придает этим украшениям дополнительную сентиментальную ценность, связав воедино моменты детства Мелитины, их совместных с матерью прогулок у Академии Художеств с их творческим поиском. Другим примером использования Мелитиной найденных в природе объектов стала серия украшений со слепками с опавших листьев.
Живописные полотна Марианне можно рассматривать как результат размышлений о времени и семейных взаимоотношениях, как воплощение воспоминаний и ностальгии. Изображения цветов и деревьев в дымке передают чувство мимолетности времени, ускользающей красоты, эфемерности жизни и природы. Парные цветы и деревья часто появляются на ее полотнах, напоминая о связи между природой и человеческими отношениями. Характерные для работ Марианне размытые контуры силуэтов, приглушенная цветовая палитра создают атмосферу легкости и прозрачности, передают ощущение покоя и умиротворения. Богатая текстура полотен и характер наложения красочного слоя добавляют дополнительное тактильное измерение, напоминая плетение нитей.
Элемент непредсказуемости играет ключевую роль в процессе создания Марианне картин, как и при методе литья в песок Мелитиной и Николаем. Творческий процесс часто развивается самопроизвольно, без заранее заданного плана, он оказывается не менее важным относительно конечного результата. Уникальность визуального события формируется благодаря случайности при размещении на холсте мазков, брызг красок, созданных под влиянием движения руки и настроения автора.
Искусство во все времена стремилось преобразовать язык природы в знаковую систему живописи, ювелирного искусства, поэзии и т.д. Изменчивые состояния природы находили отражение не только на холсте, в камне или металле, но и на страницах литературных произведений. Эти описания, мастерски вплетенные в повествование, напоминают о поэтических традициях русской литературы, где растительные образы порой играли ключевую роль в организации сюжета и художественного мира, становясь отражением восприятия героев. Художники ловят изменчивый свет, передавая его мазками на холсте, ювелиры заключают блеск утренней росы в огранке камней, а поэты превращают шелест листьев и дыхание ветра в звучащие строки. Связь природного и рукотворного, вечно ускользающего и неизменного, была одной из важнейших поэтологических проблем в творчестве отечественных литераторов и художников. Эта тонкость чувств, рождающаяся при созерцании природы, находит отклик в произведениях искусства, даря зрителю и читателю возможность заново пережить и глубже осмыслить ее.
Текст: © Татьяна Бабошина. 2025
Фото: © Александра траубе. 2025