Лица русского дизайна. Игорь Петрович Корнилов

Продолжаем публикацию материалов по истории Санкт-Петербургского дизайна.
7 ноября – день рождения Игоря Петровича Корнилова – дизайнера, архитектора, педагога, возглавлявшего кафедру Промышленного Искусства ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. В связи с этой датой публикуем статью Сергея Хельмянова об этом замечательном человеке.


Предисловие главного редактора журнала «Проектор» Мити Харшака: 

Игорь Петрович Корнилов – мой дедушка. Я его всегда называл Гуней. Мне было лет пять, когда он впервые привел меня на кафедру в Муху. Помню поразившие меня студенческие работы – сложные конструктивные бумажные скульптуры. Дедушки не стало в 1987 году, в тот день, когда меня приняли в пионеры. Он ушел совсем молодым, и я очень жалею, что он не увидел, как я стал дизайнером. Я часто мысленно обращаюсь к нему, когда что-то делаю. И мне не хватает его доброго и профессионального взгляда в профессии. Сначала я хотел сам написать текст о нем, но большое видится на расстоянии, и мне было бы сложно абстрагироваться от очень личного семейного взгляда. Я очень благодарен Сереге Хельмянову, который сам сейчас преподает на кафедре дизайна и взял на себя труд подготовить эту публикацию.

Игорь Петрович Корнилов


Когда мы обращаемся к людям, составляющим существо нашей Школы, мы видим, что это всегда многогранные личности, проявляющие себя в самых различных творческих областях. И в качестве культурного багажа мы получаем от этих людей не только произведения искусства и научные труды, здания и промышленные продукты, но и саму Школу как дух и идеологию.

Игорь Петрович Корнилов (1926-1987) из числа таких людей. Архитектор, работавший в различных сферах – от градостроительства до интерьера; художник-график; промышленный дизайнер; педагог, руководивший кафедрой промышленного искусства ЛВХПУ им. В.И. Мухиной с 1975 по 1977 год.

Работы Игоря Петровича Корнилова

Архитектор

Архитектура и дизайн – искусства системные. Невозможно представить их вне социальных, экономических отношений и технологических связей. Видимо, поэтому именно архитекторы, как люди, мыслящие системно, традиционно возглавляли наше училище и кафедру промышленного искусства, в частности. Игорь Петрович Корнилов – одна из ярких звезд в плеяде Учителей, формировавших мухинскую Школу.

В 1951 году Игорь Корнилов окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР. По окончании института пришел на работу в ГИПРОГОР. Там в составе творческого коллектива принимает участие в разработке генеральных планов Казани, Кыштыма, Юрюзани, Усть-Катава. По его проектам строят здания во многих городах Советского Союза: Красноярске, Петрозаводске, Березниках, Советской Гавани, Новотроицке.

Наработанный творческий материал позволил Игорю Петровичу вступить в 1954 году в Союз архитекторов СССР. С 1957 года он член Союза художников. В этом же году он переходит на работу в ЛенНИИпроект, в архитектурную мастерскую, которой руководит один из наиболее ярких архитекторов того времени Александр Владимирович Жук. Корнилов работает над интерьерами нового ленинградского ТЮЗа, возводимого по проекту Жука. В это время в «Ленпроекте» работает Иосиф Александрович Вакс, возглавляющий вместе с Леонидом Сергеевичем Катониным творческую мастерскую. Параллельно с проектной работой Вакс руководит кафедрой художественной обработки металла в ЛВХПУ имени Мухиной, а Катонин – его заместитель: неизменный творческий союз «КатоВаксия», как называют их между собой студенты. «Ленпроект» – точка на карте, где пересекаются И.П. Корнилов с И.А. Ваксом, пригласившим Корнилова работать на кафедре. 

Приемник «Ленинград»

Педагог

С 1961 года Игорь Корнилов преподает на кафедре, которая с 1963 года реорганизуется в кафедру промышленного искусства. С годами растет педагогический опыт. В начале семидесятых на кафедре Е.Н. Лазарев проводит в жизнь идею ЭУКа (экспериментального учебного курса). В 1973 году приказом ректора училища Я.Н. Лукина группа кафедры из студентов нового набора была направлена на экспериментальный курс для практической апробации методики подготовки дизайнеров новой специализации – «проектировщиков предметных систем и разработчиков дизайн-программ». Преподавателями стали аспиранты и молодые педагоги кафедры промышленного искусства, заинтересовавшиеся новым делом и пожелавшие участвовать в нем. Дизайн развивался, развивалась кафедра, творческие мастерские все больше специализировались. Корнилов – один из тех, кто стоял у истоков разработки системы дизайн-образования в Советском Союзе.

Заседание кафедры «Промышленное искусство»
Заседание кафедры «Промышленное искусство». Слева направо по часовой стрелке: В.Д. Молочников, В.М. Федосев, С.Г. Данилов, И.П. Корнилов, Е.П. Иванова, А.П. Красильщиков,  В.Г. Бандорин, Т.М. Земченко, В.И. Верещагин, Е.Н. Лазарев, В.А. Кирпичев, Ю.А. Грабовенко, В.И. Михайленко, Н.П. Валькова, В.А. Сурина,  А.В. Билко, Б.И. Роенко, Л.Н. Пахомова, А.А. Васильев, Л.А. Николаева, С.Е. Нейманд, Б.И. Клубиков, В.К. Стрельцова, В.С. Муравьев-Амурский

В 1975 году Игорь Петрович стал исполняющим обязанности заведующего кафедрой «Промышленное искусство». Придя на смену Ваксу, Корнилов казался его полной противоположностью. Если артистичный, экспансивный Вакс в педагогическом смысле – эксцентричность, то сдержанный и тонкий Корнилов – мягкая ирония.

Игоря Петровича вспоминают как человека исключительно порядочного, интеллигентного. В руки мне попался лишь один отзыв, который можно условно назвать отрицательным. Это письмо Вакса: «…Игорь излишне мягок, и все понемногу разваливается…». Это высказывание из уст Вакса, руководителя достаточно авторитарного, считавшего, что «вожжи» нельзя отпускать ни в коем случае, сейчас оценивается не столь однозначно негативно. Бывшие ученики Корнилова говорят о нем как о педагоге с высокой степенью самоотдачи, подлинном интеллигенте и высоком профессионале. Однако ни Яков Николаевич Лукин (в то время ректор ЛВХПУ), ни кафедра не смогли уговорить И.П. Корнилова возглавить кафедру.

Заседание кафедры «Промышленное искусство»
Заседание кафедры «Промышленное искусство»

С 1977 года заведующим кафедрой становится Олег Иванович Гурьев, а должность заместителя заведующего по учебно-творческой работе занимает Игорь Петрович. Долгие годы потом он работает и ученым секретарем совета факультета «Промышленное искусство», и старшим методистом 5-го курса, и руководителем студенческого научного общества (СНО), и членом методического совета училища и кафедры. Корнилов не только занимается преподаванием проектирования, но и разрабатывает теоретическую базу преподавания дизайна.

С момента образования на факультете творческих мастерских он возглавляет одну из них, где готовит молодых специалистов-дизайнеров. Ученики часто бывают в доме Корниловых, становясь фактически членами семьи. Практически все его бывшие студенты отмечают особую деликатность и такт в критике студенческих проектов, тонкое ироническое отношение. Подобная деликатность присуща настоящим, прирожденным педагогам, а воспитательное значение иронии невозможно переоценить.

Художник

Игорь Петрович много работал в сфере промышленного дизайна, или художественного конструирования, как это тогда называлось. Совместно с Василием Сергеевичем Муравьевым они разработали целую гамму бытовых приборов и специальной радиоаппаратуры для ИРПА им. А.С. Попова. Их авторству принадлежат комплекс оборудования для телецентра в Останкино, радиодома «Большая Москва», акустические системы для Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца и Грановитой палаты. Многочисленны и разнообразны разработки Корнилова в спортивной сфере: от простых предметов – ракеток и клюшек, и другого инвентаря до комплексных сложных проектов спортивных катеров.

Работы Игоря Петровича Корнилова

Тогда, в середине ХХ века, специалиста, которого мы сейчас называем промышленным дизайнером, именовали художником-конструктором. В этом названии выражаются ключевые принципы: конструирование — это не только технический процесс, но и художественное творчество. Игорь Петрович – яркий представитель именно этой когорты специалистов. Его дизайн-проекты характеризуют высокая художественность, внимание к деталям и выдержанная стилистика. Радиоприемник «Ленинград-002», изготовленный по его проекту (в неизменном соавторстве с В.С. Муравьевым), получил золотые медали на промышленных ярмарках в Лейпциге и Брно.

Дизайн-проекты авторства Корнилова публиковались, его акварели, пастели, офорты, линогравюры демонстрировались на множестве выставок. Но мало кому известны его творческие дневники (можно так их назвать). Пересматриваешь их раз за разом, и рисуется художественный образ целой эпохи. Блокноты с эскизами, вырезками из журналов, образцами цветов, фактур и материалов. Множество цитат классиков европейской культуры и мудрецов Востока чередуются здесь с лихими набросками кистью и тончайшими зарисовками пастелью. Репродукции живописных полотен перемежаются с конструктивными схемами крепежных узлов какого-то оборудования. Стулья и ножи, оттиски гравюр и товарные знаки, экслибрисы и фрагменты архитектуры…

Листаешь эти блокноты, рассматриваешь выпадающие страницы – и за всем этим вырастает образ удивительно разностороннего, талантливого и цельного человека, частица души которого навсегда стала частью нашей общей Школы.

Сергей Хельмянов.
Впервые опубликовано в журнале «Проектор» № 4(13) 2010.


Цикл лекций Сергея Хельмянова: «Лица русского дизайна»
Лекции 8, 15 и 22 ноября 2016 года. Начало: в 19:00

Записаться на лекции