Школа ленинградскго дизайна

В майском номере журнала «Техническая эстетика» за 1985 год была опубликована статья Георгия Петровича Степанова (ректора ЛВХПУ им. В.И. Мухиной 1981 –1988 гг.), в которой он рассказывает о воссоздании ЛВХПУ, об образовательных программах и методиках, а, главное, о преподавателях и студентах 50-80х гг. Редакция сайта считает важным оцифровывать и публиковать эти статьи, чтобы сохранить память о тех людях, которые стояли у истоков отечественного дизайна. Статья публикуется без сокращений.


Журнал «Техническая эстетика». 5/1985
Журнал «Техническая эстетика». 5/1985

До Победы оставалось еще три месяца. Советская Армия только что вступила в пределы фашистской Германии. Еще не остыли пепелища многих наших городов и сел, лежали в руинах Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум, а 5 февраля 1945 года уже было принято решение о воссоздании Ленинградского художественно-промышленного училища при Управлении по делам архитектуры СНК РСФСР. 

Основным направлением работы ЛХПУ утверждалась подготовка кадров для восстановления архитектурно-художественных ценностей Ленинграда и страны, разрушенных войной. Принципиальной была и установка на творческое решение актуальных и народнохозяйственных задач при одновременном становлении и развитии самого училища как художественно-промышленной школы. 

ЛХПУ воссоэдавалось на базе стаporo Центрального училища технического рисования (бывш. Штиглица). Организатор нового училища и его первый директор Иосиф Александрович Вакс сегодня рассказыает, вспоминая эти годы: «Собственно, училища барона Штиглица в Ленинграде уже не существовало, кажется, с 1923 года. Осталось здание в Соляном переулке, состоящее из бывшего учебного корпуса и корпуса бывшего музея, в которых разместились три учреждения. Требовалось в короткие сроки подготовить кадры мастеров-альфрейщиков, лепщиков, мраморщиков, краснодеревцев, чеканщиков, граверов, литейщиков и др., необходимых для будущего возрождения Ленинграда. Путем больших усилий мы собрали оставшихся в живых к этому времени таких мастеров. Искали и находили по одному, как драгоценные камни. Найдя одного, узнавали о следующем, пока не выявили почти всех, кто остался а Ленинграде и... выжил. Они, эти чудесные, самоотверженные люди, мастера золотые руки, стоят того, чтобы их имена не были утеряны для истории восстановления Ленинграда и его великолепных окрестностей. 

Мраморщики П.П. Смирнов, Д.А. Спришин (исполнители основных мраморных работ кронштадского собоpa) принесли ученикам не только свой энтузиазм, но и замечательный опыт. Они привезли и свой инструмент в мешках, взвалив их на тогда еще слабые плечи или на детские санки. Всего привезли много пудов инструмента, беэ которого нельзя было ни учить, ни работать, ни делать новый инструмент. Пришел замечательный мастер-краснодеревец А.А. Смирнов. Пришли в училище известный художник, специалист по живописно-реставрационным работам В.С. Щербаков. чеканщик С.И. Кутузов (член КПСС с 1905 года), слесарь И.М. Севрюк, гравер Н.С. Дубровский, литейщики С.К. Михайлов и И.Г. Чеканов и другие. Все здание училища сильно пострадало от бомбежек...»

Коллектив преподавателей сложился из опытных специалистов, а Совет возглавили такие видные деятели, как академики архитектуры А.С. Никольскнй и А.И. Гегелло, члены-корреспонденты Академии архитектуры СССР Е.А. Левинсон и А.А. Оль, главный архитектор Ленинграда Н.В. Баранов, доктор архитектуры М. М. Михайлов.

С самого начала работы внимание было направлено на создание магериально-технической базы и разработку первых учебных планов и программ. Энтузиазм первых студентов и преподавателей сделал своё дело – учебный корпус и музей, пострадавшие от артиллерийских обстрелов, были быстро восстановлены и отремонтированы. В честь самоотверженного труда студентов восстановленный центральный зал музея был назван «Молодежным». 

За первые два послевоенных года были организованы и введены в строй мастерские по всем специальностям училища; литейная, кузнечная, чеканочная, граверная. слесарная, станочная. лепно-формовочная. Студенты ведущего факультета — художественной обработки металла — овладевали всеми секретами технологии металлообработки. Это позволило им принять активное участие в восстановление таких шедевров архитектуры и искусства Ленинграда, как Ростральные колонны, решетки Летнего сада, Певческий мостик на канале Грибоедова, лепные детали фасада Михайловского дворца, скульптуры на крыше Зимнего дворца, а также многие памятники в пригородах. Ориентация на действенное, творческое выполнение актуальных запросов жизни стала с тех пор одной из главных традиций училища. 

28 мая 1948 года училище было переведено в разряд вузов с наименованием «Ленинградское высшее художественно-промышленное училище» (егo ректором стал профессор М.А. Шепилевский), а летом 1950 года состоялся первый выпуск художников декоративно-прикладного искусства по четырём ведущим специальностям. Сегодня мы помним имена людей, первыми получивших высшее художественно-промышленное образование диплом № 1 был выдан В. Иванову, его сокурсниками были А. Алексеев, Е. Комолова, А. Полякова, Л. Богдановсная, Е, Соколова, И. Турпетко, Е. Успенская, Л. Цилярицкая. Первые мастера художественной промышленности уверенно вступали в жизнь. 

По мере успешного решения задач послевоенного восстановления народного хозяйства главным становилось неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни народа, воспитание всесторонне развитого человека – строителя социалистического общества. Учебная концепция ЛВХПУ 50-60-х годов исходит из широко известной установки Коммунмстической партии о том, что художественное начало одухотворит труд, украсит быт, облагородит советского человека. 

В 1953 году ЛВХПУ было присвоено имя выдающегося мастера, народного художника СССР В.И. Мухиной. В этот период окончательно сложился полихудожественный профиль училища. Выпускники-мухинцы начали работать по всей стране, внося свою лепту в развитие различных областей народного хозяйства и материально-художествеиной культуры. А требования к новым специалистам все росли. Стремительное развитие отечественного производства, создание мощных энергетических и промышленных объектов в Европейской части страны и в Сибири, увеличение выпуска массовой индустриальной продукции потребовало решения задач по повышению эффективности работы предприятий и качества промышленных изделий.

Ректором училища в этот период был кандидат архитектуры, профессор Я.Н. Лукин. По инициативе профессора И.А. Вакса и В.Ф. Маркова была начата организация  нового учебного курса — художественного конструирования. Стоит вспомнить о том факте, что первые два дипломных проекта по дизайну были защищены в ЛВХПУ еще в 1954 году. Разумеется, они были выполнены в духе времени — это был стайлинг двух автомобилей «Москвич» и ЗИЛ-111, но всё-таки это были первые художественно-конструкторские работы. Их авторами были дипломиики Ю. Васильев и К. Кудрявцев.

Модификация автомобиля «Москвич» (внешний вид) Автор Ю. Васильев. Руководители проекта Б.В. Бабиевский, Л.С. Катонин, Ю.А. Долматовский. 1954
Модификация автомобиля «Москвич» (внешний вид). Автор Ю. Васильев. Руководители проекта: Б.В. Бабиевский, Л.С. Катонин, Ю.А. Долматовский. 1954

Кафедра промышленного искусства была создана в 1957 году.  Её рождение подготавливалось и организовывалось, благодаря энергии Иосифа Александровича Вакса. Знаток и энтузиаст дизайна, он стал заведующим кафедрой, руководителем коллектива преподавателей (Л.С. Катонин, Н.Н. Устинов, И.П. Корнилов, Н.Н. Фонтон, И.И. Орленко и др.)

Координатно-расточный станок. Автор А. Выголов. Руководители проекта И.А. Вакс, Л.С. Катонин. 1965 год
Координатно-расточный станок. Автор А. Выголов. Руководители проекта И.А. Вакс, Л.С. Катонин. 1965 год

Первоочередной задачей явилась разработка учебного плана нового профилирующего предмета – художественного конструирования. Вокруг него  группировались курсы: техническое конструирование, технология, материаловедение, экономика и организация производства математические дисциплины. Таким образом, два «блока» — профессионально-техничесние предметы и общехудожественные дисциплины – составляли опору ведущего курса новой кафедры – курса «Проектирование». Его основной задачей было изучение приемов моделирования промышленных изделий и построение учебной работы на реальных заданиях, полученных от производства. 

Грузовой автомобиль ЗИЛ-15 (внешний вид). Автор О. Фролов. 1958 год
Грузовой автомобиль ЗИЛ-15 (внешний вид). Автор О. Фролов. 1958 год

Принципиальная установка кафедры нашла отражение в курсовых и дипломных проектах той поры. В разработках речного теплохода (К. Глинтерниек, 1955 год), грузового автомобиля (О. Фролов, 1958 год) и многих других наметился явный поворот от стайлиига к подлинному художественному конструированию изделий. А выпускники – дипломники 1962 года – А. Белокопытов, Т. Самойлова, В. Пахомов и В.Сурина представили Государственной экзаменационной комиссии уже первую комплексную художественно-конструкторскую разработку: они работали над объектами тяжёлого машиностроения – тракторами, самосвалами и др. К выходу постановления СМ СССР 1962 года «Об улучшении качества продукции машиностроения и культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования» Ленинград уже обладал дипломированными художниками-конструкторами. Они были направлены на работу в созданное в ноябре 1962 года СХКБ Ленсовнархоза. 

Тяжелый быстроходный трактор (модификация трактора К-700). Автор В.Сурина. Руководители проекта: И.А. Вакс, Л.С. Катонин. 1959 г.
Тяжелый быстроходный трактор (модификация трактора К-700). Автор В. Сурина. Руководители проекта: И.А. Вакс, Л.С. Катонин. 1959 г.

В эти же годы на основе аспирантуры стали формироваться и научно-педагогические дизайнерские кадры. Кандидатские диссертации по технической эстетике, выполненные в училище в 60 – 70 годах (В.А. Суриной, П.А. Кудиным, В.А. Пахомовым, С.Г. Даниловым, Б.И. Клубиковым) послужили основой формирования одного из ведущих направлений научной деятельности вуза, связанной с темой организации среды методами дизайна, Началось издание тематических сборников ЛВХПУ, в том числе и посвященных проблемам художественного конструирования.

Вся научно-теоретическая и проектно-практическая работа кафедры промышленного искусства позволила уже в середине 60-х годов говорить о появлении ленинградской школы дизайна. К её характерным чертам исследователи  относили такие, как «некоторая суховатая элегантность, сдержанность и точность, тщательный предварительный анализ и глубокая научная, техническая и художественная обоснованность решений»¹.

Настольная лампа (фрагмент комплекта светильников для жилища). Автор И. Калина. Руководители проекта: И.А. Вакс, Л.С. Катонин. 1959 год. | Бытовая швейная машина. Автор Е. Озерова. Руководитель проекта В. Сурина. 1975 год.
Настольная лампа (фрагмент комплекта светильников для жилища). Автор И. Калина. Руководители проекта: И.А. Вакс, Л.С. Катонин. 1959 год. Бытовая швейная машина. Автор Е. Озерова. Руководитель проекта В. Сурина. 1975 год.

Ленинградское художественное конструирование стало расширять свои масштабы и сферы воздействия.

Победы мирного созидательного труда советских людей на земле и в космосе, укрепление международного социалистического содружества и борьба за мир существенно расширили и углубили задачи декоративно-прикладного искусства, художественной промышленности и дизайна. Комплексный программно-целевой подход к социально-экономическому развитию, освоению и сохранению окружающей среды, формированию прогрессивной материально-художественной культуры общества будущего определили и новую творческую ориентацию ЛВХПУ. 

Она нацелена на системную организацию всей материально-предметной среды жизнедеятельности советских людей на основе взаимодействия зодчества, монументально-декоративного искусства и дизайна. Под этим углом зрения формируется и реализуется план социально-экономического развития училища, строится  сегодня вся учебно-педагогическая, научно-исследовательская и идейно-воспитательная деятельность. В этом же ключе работает и кафедра промышленного искусства, возглавляемая кандидатом архитектуры доцентом О.И. Гурьевым. Кафедрой проделана большая работа по совершенствованию дизайнерского образования – сложилась модель специалиста широкого профиля. Создана четкая специализация проектных заданий, увеличено время на общехудожественную и композиционную подготовку. Введена практика дипломного проектирования по комплексным темам. Такая система дипломного проектирования позволяет воспитать навыки коллективизма и открывает простор научным исследованиям.

Мобильный робот-исследователь. Автор Е. Корягина. Руководители проекта: И.П. Корнилов, В.А. Кирпичев. 1977 год. Автобус с телеустановкой. Автор П. Лим. Руководители проекта: И.А. Вакс, Л.С. Катонин. 1963 год.
Мобильный робот-исследователь. Автор Е. Корягина. Руководители проекта: И.П. Корнилов, В.А. Кирпичев. 1977 год. Автобус с телеустановкой. Автор П. Лим. Руководители проекта: И.А. Вакс, Л.С. Катонин. 1963 год.

Одним из ведущих направлений деятельности кафедры является работа мастерской системного дизайна. Здесь преподается экспериментальная учебная программа «Дизайн-образование», разработанная в 1973 году доцентом Е.Н. Лазаревым.

Цель эксперимента – апробация подготовки дизайнеров, владеющих широким веером методов дизайна, включая системный подход к проектированию, для участия в разработке дизайн-программ. Структура и содержание профилирующего предмета «Проектирование» позволяют студентам мастерской последовательно овладевать основными профессиональными методами – от стайлинга формы и художественного конструирования единичных изделий до системного дизайна и дизайн-программирования.

Научно-методическое обеспечение мастерской достигается двумя комплексными курсами: «Основы профессионального творчества дизайнера» (вопросы профессиональной идеологии дизайна, психологии творчества и эвристики, матричной графики, методики НИР, патентования промобразцов) и «Научные основы дизайна» (вопросы бионики, эргономики, информации, семиотики, аудиовизуальных коммуникаций, социологии, экологии). Разделы обоих курсов органично связаны с тематикой курса «Проектирование».

На I – IV курсах мастерской разрабатываются такие проблемы, как художественное конструирование энергетических и транспортных машин; дизайн информационных систем; дизайн-программа по организации окружающей среды. Дипломная работа – коллективно выполненная квалификационная дизайн-программа, связанная с исследованием и разработкой определенной актуальной социально-культурной задачи (например, «Дизайн системы благоустройства аграрно-промышленного города», «Формирование личности школьника средствами дизайна» и др.)

Факультет промышленного искусства училища с кафедрами промышленного искусства и промышленной графики стал крупнейшим в стране, на нем обучаются около 500 студентов. Ежегодный выпуск художнинов-конструкторов — 90 человек. Всего подготовлен 1761 специалист. Выпускники факультета составили опорный контингент специалистов Ленинградского филиала ВНИИТЭ, дизайнерских подразделений таких крупных фирм, как ЛОМО, НПО «Авангард», и многих, многих других.

Кафедра постоянно расширяет и укрепляет свою традиционную связь с жизнью, с производством. Формы этой связи разнообразны — от проведения преддипломных практик до выполнения прямых заявок промышленности. Новый уровень и значение эта связь приобрела с созданием в 1976 году научно-исследовательского сектора училища. В его рамках кафедpa развернула хоздоговорную научно-исследовательскую и проектно-экспериментальную работу, связанную с дизайнерской организацией замкнутой среды жизнеобитания (руководитель В.А. Кирпичев) и дизайном функциональных систем типа «Диалог» (руководитель В.А. Сурина). Благодаря этим работам студенты-старшекурсники и дипломники получают наглядные представления о решении научно-практических задач дизайна. 

Новый план социально-экономического развития училища на 1986 – 1990 годы предусматривает всемерное развертывание и интенсификацию всей учебно-воспитательной деятельности с ориентацией на расширение использования возможностей дизайна в производстве, быту, сфере услуг населению. 

Значительных усилий потребуют систематизация и осмысление опыта ленинградского дизайна, обеспечение профессиональмо-творческого роста преподавателей, повышение качества учебной работы, усовершенствование структуры факультета промышленного искусства. Мы предполагаем дальнейшее развитие его научно-методической и материально-технической базы в широком диапазоне — от воссоздания и обновления ряда производственных мастерских до изучения возможностей применения электронно-вычислительной техники в процессе обучения. Естественно, лишь жизненная апробация наших замыслов покажет, насколько верно мы строим учебную политику в подготовке дизайнеров 2000 года, но мы активно работаем над этими вопросами уже сегодня. 

В развитии предметного мира мы опираемся на имеющиеся достижения и богатства нашей многонациональной советской культуры, ставим цель не догонять, не повторять достижения западного дизайна, в искать самобытные пути развития отечественного художественного конструирования. Мы готовим молодых художников — бойцов художественно-идеологического фронта, непосредственных участников процесса социально-экономического и культурного развития нашего общества. 

Таковы цели, к которым стремится ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, вступая в свое пятое десятилетие, 

¹ Воронов Н. Подводя итоги. — Техническая эстетика, 1965, № 7, с. 31. 

Степанов Г.П., доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (1981—1988 гг.)

Фото: В.В. Пономарева
Опубликовано в журнале «Техническая эстетика», №5, 1985