Ещё несколько слов о Ленинградском промышленном дизайне

За почти 60 лет моего «пребывания» в промышленном дизайне я иногда невольно пытаюсь проанализировать и осмыслить пути становления и развития промышленного искусства в советской стране и понять некоторые его особенности. Не претендуя ни в коем случае на полноту изучения и изложения этих сложных вопросов, я постараюсь всё же, если мне это будет позволено, высказать несколько мыслей, являющихся следствиями моего многолетнего личного жизненного и творческого опыта и наблюдений…

Объясню эту свою позицию тем, что основная продуктивная часть моей творческой жизни прошла в советское время и мне довелось быть непосредственным и достаточно активным участником процесса рождения и развития государственной системы дизайна в Советском Союзе и, в частности, в нашем городе. В своё время после четырёх с половиной лет успешной работы инженером в оборонной промышленности моя первая трудовая деятельность в дизайне (ещё в процессе обучения в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной) в 1964 году была связана с организацией службы художественного конструирования в Конструкторском бюро Академии наук СССР, затем – десять лет плодотворной работы в головной организации по судовой архитектуре и судовому дизайну в Министерстве судостроительной промышленности (САКБ МСП) с одновременным обучением в аспирантуре ВНИИТЭ и, наконец, более четырнадцати лет творческого руководства Ленинградским филиалом ВНИИ технической эстетики (ЛФ ВНИИТЭ) в должности заместителя директора по дизайну – все эти занятия способствовали накоплению определённых знаний и умений – почему я и позволяю себе сегодня, если не судить, то хотя бы обсуждать некоторые проблемы советского промышленного дизайна. Моё желание высказаться обусловлено также появлением публикаций, по моему мнению, недостаточно полно отражающих события того периода времени, которые я называю историей ленинградского промышленного дизайна.

pechkin.jpg

Прежде всего, хотелось бы вновь напомнить людям о рАзвитости и грандиозности советской индустрии и, соответственно, о большом количестве сопутствующих бесчисленных – десятках тысяч! – научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и самых разнообразных производств. Сегодняшнему поколению просто невозможно даже представить величие и мощь промышленного развития советской державы. Не останавливаясь на критике и недостатках плановой экономики социалистического строя и на причинах развала страны, хотелось бы всё же сказать о том, что в 60-70-е годы в СССР удалось создать и, в принципе, внедрить в советское промышленное проектирование и производство практику художественно-конструкторской деятельности как системы. В отраслях существовали художественно-технические советы при министерствах и дизайн-подразделения в НИИ и КБ, построенные по иерархическому принципу, то есть работавшие по определённым планам и под определённым методическим и творческо-целевым руководством и контролем.

Здесь нелишне вспомнить всесоюзный межотраслевой научно-исследовательский и информационно-методический дизайн-центр – Всесоюзный Научно-исследовательский Институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с его десятью филиалами, а также отраслевые дизайн-службы (например, в судостроении, станкостроении, автостроении и в других министерствах), занимавшиеся разработкой разнообразных видов бытовой аппаратуры (фото, радио, видео, аудио и пр.) и разнообразных бытовых товаров. При этом высокий уровень профессиональной подготовки выпускников советских художественных и художественно-промышленных ВУЗов предопределял и соответствующее высокое качество художественно-конструкторских проектов. И, конечно, особо следует упомянуть Ленинград, обладавший самым большим в стране промышленным и интеллектуально-творческим потенциалом и самой совершенной и уникальной школой промышленного искусства – Училищем технического рисования – Высшим художественно-промышленным Училищем (ныне – Академией), созданной в 1876 г. А.Л. Штиглицем в специально спроектированном будущим директором Училища М.Е. Месмахером здании-дворце в Соляном городке и воссозданной в 1943-48 гг. И.А. Ваксом. Эта школа с шестилетним сроком обучения выпускала действительно высокопрофессиональных (по моему субъективному мнению – лучших в стране) специалистов по художественному конструированию. Художники-конструкторы-мухинцы после создания государственной системы дизайна в 60-х годах стали успешно работать на ведущих предприятиях Ленинграда – стоит упомянуть хотя бы ЛОМО, ИРПА, ЦКТБ, ВНИИТ, ГОИ, ВНИИМ, «Вымпел», «АРС», САКБ МСП СССР, Комбинат ДПИ, «Морфизприбор», ЦНИИСЭТ, «Буревестник», «Ленинец», «Равенство», СКБАП АН СССР и многие, многие другие.

Все эти факторы: лучшая и развитая научно-конструкторская и производственная база и лучшая в стране школа дизайна – способствовали тому, что в Ленинграде, как нигде больше в стране, сформировалась в профессиональном смысле очень сильная общность художественно-конструкторских подразделений, к сожалению, почти не связанных между собой, но определяющих высокое качество проектов и продукции и влияющих в целом на дизайн-климат в регионе. Местом взаимного общения оставались регулярные общегородские семинары по художественному конструированию в Доме техники на Невском и открытая для всех дизайнеров Ленинграда Научно-техническая библиотека ЛФ ВНИИТЭ.

Ещё хотелось бы порассуждать немного о принципах системности в дизайне и о сути дизайнерского формотворчества. Те художники-конструкторы, которые стояли у истоков отечественного промышленного дизайна, всегда понимали, что именно их профессиональная деятельность впервые в истории развития техники ориентирована на необходимость учета всех возможных функционально-полезных связей человека с окружающим миром и создания гармоничной и целостной его «второй природы». Наши самые первые – уважаемые, теперь уже легендарные Мухинские учителя – И.А. Вакс, Л.С. Катонин, В.А. Сурина – в процессе обучения учили нас не только принципам гармонии и композиции, но в неменьшей степени поискам компромиссных и удачных решений в диаде «польза – красота», когда ни одна из этих двух составных частей целостного композиционного решения не должна быть забыта.

В процессе художественного проектирования учёт так называемого человеческого фактора зачастую заставлял промышленных дизайнеров не просто найти красивую, эргономически удобную и удовлетворяющую технологов форму изделия, а постараться заглянуть в будущее, представить себе, может быть, какое-то новое формальное (от слова «форма») воплощение функции этого изделия или попытаться предсказать и воплотить в новом образе иные способы удовлетворения данной необходимой человеку общественной или индивидуальной потребности. В принципе, любое грамотное проектирование должно начинаться с тщательного моделирования ситуации и выявления всех возможных функциональных и общественно значимых связей и факторов (что с методологической точки зрения само по себе достаточно сложно сделать непрофессионалу). Поэтому не в стайлинге, не в украшательстве, не в наведении марафета, лоска и декора, а именно в такого рода проникновении в суть конкретного функционального процесса, в поисках и предсказаниях будущих необходимых человеку вещей с новыми возможностями и функциями, воплощёнными в современные образы, состоит наивысшее и истинное предназначение профессионального промышленного дизайнера.

И ещё мне хотелось бы здесь подчеркнуть, что во время моей долголетней деятельности в системе ВНИИТЭ я имел возможность на ежегодных творческих конференциях-отчётах всех десяти филиалов Советского Союза и самой Москвы наблюдать за особенностями и подходами к решению поставленных творческих проблем в процессе их реализации дизайнерами различных художественных школ и направлений. Рассказывая сейчас о тех далёких, осевших в памяти воспоминаниях, интересно, с моей субъективной точки зрения, «концентрированно» и условно, конечно, попытаться всё же хотя бы обозначить характерные черты и признаки в подходах к решению комплексных дизайн-проблем. Явной и основной, как мне кажется, особенностью ленинградской школы промдизайна являлось уже на первых стадиях решения поставленной задачи тщательное и методологически обоснованное моделирование потребительской ситуации и рассмотрение любой возникающей дизайн-проблемы с изучения человека как субъекта, как будущего пользователя соответствующей функционирующей системы. То есть грубо говоря: сначала человек и понимание того, что ему действительно нужно, и только потом – проектирование изделия или соответствующей системы с учётом производственно-технологических возможностей и ограничений. Такой подход обеспечивал и высокое качество художественно-конструкторских проектов и их перспективность.

И последнее. Тот глобальный расцвет советской науки, техники, культуры 60-70 годов, который и сегодня поражает всех историков ХХ века, отразился и на общей результативности творческой деятельности Ленинградского Института дизайна (ЛФ ВНИИТЭ) в тот период времени. Тогда это было трудно оценивать, но теперь, 30 лет спустя мне кажется, что с большой долей вероятности мы можем говорить о креативной дружеской ауре и о плодотворной работе коллектива ЛФ ВНИИТЭ как о феномене коллективного творческого содружества высококлассных специалистов (см. также на сайте статью автора этих строк «О Ленинградском Институте дизайна (ЛФ ВНИИТЭ). Фрагменты воспоминаний»).

В немалой степени успеху этой многолетней работы способствовало то прекрасное, достаточно многочисленное и, я бы сказал, уникальное объединение высокопрофессиональных, талантливых, разносторонне развитых и умных художников-конструкторов-мухинцев, перед каждым из которых я и сегодня поклонюсь…

Просто считаю своим долгом назвать по памяти если не всех из них, то хотя бы нескольких дизайнеров, сделавших Ленинградский филиал ВНИИ технической эстетики знаменитым и навсегда его прославивших (кого не назвал – извините уж): Виктор Пахомов, Андрей Мещанинов, Леонид Колпащиков, Владимир Носов, Евгений Монгайт, Аскольд Кузьминский, Сергей Николаев, Оксана Горбань, Макс Эрлих, Павел Алексеев, Татьяна Самойлова, Андрей Стрепетов, Виктор Ивеницкий, Руслан Ишанин, Игорь Серебренников, Александр Седых, Борис Иоффе, Олег Чиняев, Владимир Черняев, Михаил Коськов, Изабелла Дукк, Кирилл Елагин, Сергей Леонов, Людмила Тюхтяева, Сергей Пашковский, Анатолий Кузнецов и многие другие…

– Вечная память – кого уже нет, и от всей души – долгие годы живущим.

Алексей Печкин,
бывш. зам. директора ЛФ ВНИИТЭ по дизайну