Гаэтано Пеше: к юбилею пионера арт-дизайна
Сегодня, 8 ноября 2024 года, исполнилось бы 85 лет знаменитому итальянскому дизайнеру, художнику и архитектору, ставшему одним из ярчайших представителей нового направления в проектировании мебели XX века. Уйдя из жизни в апреле этого года, мастер оставил после себя богатое наследие, ставшее фундаментом для начала сближения дизайна и классического искусства. Вспомним жизненный путь и основные особенности его творчества.
Гаэтано Пеше. Источник
Гаэтано Пеше (8 ноября 1939 ㅡ 3 апреля 2024) родился в небольшом итальянском городке Специя в 1939 году. Он получил образование в Венеции, изучая архитектуру сначала в университете IUAV (1958), далее в Венецианском институте промышленного дизайна (1959). В те годы он познакомился со своей будущей коллегой Миленой Ветторе. В 1959 году они вместе открыли художественную студию в Падуе и основали творческую группу «N», сосредоточенную на изучении кинетического искусства. Вскоре Пеше начал работать в Высшей школе дизайна в Ульме в Западной Германии (1961). Свою дизайнерскую деятельность он начал в 1962 году и довольно быстро добился признания.
Гаэтано Пеше считается одним из главных представителей радикального дизайна в Италии 1960–х годов. С самого начала своей карьеры он, как и его коллеги, много времени уделял экспериментам в области использования в дизайне пластика, инновационного для тех лет материала, который позволил создавать предметы самых немыслимых форм и размеров. Пеше неоднократно позволял свойствам материала определять форму его будущих произведений. Таким образом им был спроектирован ряд бесформенных предметов мебели.
В основе многих дизайнов Пеше лежит человеческое тело, формы которого неоднократно вдохновляли его на создание самых необычных конструкций. В 1969 году совместно со студией C&B Italia Пеше создал свою знаменитую серию «Up», представляющую совершенно новую концепцию мебели. Входящие в нее предметы отличались особой конструкцией. Это были обтянутые тканью гибкие сиденья из полиуретановой пены без внутренней жесткой структуры. Они поставлялись покупателю в плоском виде в вакуумном контейнере и только после извлечения наружу приобретали свою реальную воздушную форму. В процессе работы над этой серией на свет появилось самое известное произведение мастера ㅡ кресло «UP5», воплощающее собой поп-арт дух того времени. Оно было выполнено в форме очертаний женского тела и было призвано осудить положение женщины в современном обществе. Таким образом Пеше уже в начале пути вкладывал особое послание в свое произведение, делал его концептуальным, приближая его к произведению искусства.
Кресло «UP5», 1969. Источник
В отличие от некоторых дизайнеров того времени, Пеше не стремился создать массовый продукт. Он осуждал «глобальный дизайн» за поощрение конформизма и критиковал функционалистскую эстетику Баухауса. Мастер говорил: «В прошлом дизайнер был настроен проектировать для всего общества. Я предпочитаю изучать что-то для кого-то, кто похож на меня, для небольшой части общества». Вместе с тем, Пеше был сторонником промышленного производства, так как считал этот способ более действенным для распространения своих идей и влияния на наибольшую аудиторию.
В 1971 году Пеше начал сотрудничество с компанией Cassina, в результате чего было создано множество интересных предметов, в том числе экспериментальный объект «Moloch», кажущийся обычным при рассмотрении на фото и поражающий в реальности своим размером в 233.7 сантиметров.
Напольная лампа «Moloch», 1971. Источник
В 1972 году дизайнер стал участником выставки «Италия: новый отечественный пейзаж» в МоМА в Нью-Йорке, где представил свой первый интерьер под названием «Среда обитания для двух людей в эпоху больших загрязнений». Эта работа была комментарием автора на современные практические проблемы дизайна и массовое потребление, ставшее большой проблемой для всей планеты. Пеше продолжил развивать идею о разумном использовании новых материалов в своих более поздних работах по дизайну интерьера 1980-х и 1990-х годов.
Проект интерьера «Среда обитания для двух людей в эпоху больших загрязнений», 1972. Источник
В 1983 году мастер переехал в Нью-Йорк, где жил и работал много лет. В 1996 году в центре Помпиду состоялась ретроспективная выставка работ Пеше, для которой им был написан специальный каталог «Les temps des questions» («Время вопросов»). В этом тексте он попытался ответить на некоторые насущные вопросы о современном искусстве и дизайне.
Разворот книги «Les temps des questions» («Время вопросов»), 1996. Источник
Став признанным гением дизайна XX века, Пеше продолжил свою профессиональную деятельность в новом столетии, создав еще множество уникальных предметов. Среди них можно выделить серию стульев «Nobody’s perfect» 2002 года. Этот проект был призвал выразить идею о том, что нет ничего совершенного, а то, что мы обычно считаем своими недостатками, является нашими особенностями, которые делают нас уникальными. Стулья из этой коллекции изготовлены из синтетических смол, что позволило сделать каждый из них неповторимым, имеющим сложную, неровную форму и неравномерный, как будто небрежный окрас.
Пара стульев из серии «Nobody’s perfect», 2003. Источник
Одной из наиболее поздних работ Пеше является дизайн дивана «Il Giullare» («Шут») 2012 года. Он выполнен из нескольких как будто сшитых между собой шутовских колпаков. На самом деле секции дивана соединены молнией и могут застегиваться и расстегиваться в зависимости от предпочтений владельца. Тема шутов, функциональность секторной системы и разноцветный колорит предмета были призваны создать беззаботную позитивную обстановку, располагающую к оживленной беседе или просто комфортному отдыху.
Диван «Il Giullare» («Шут»), 2012. Источник
Гаэтано Пеше ушел из жизни 3 апреля 2024 года, сделав многое для развития современного дизайна. Он сподвиг зрителя посмотреть по новому на привычные ему предметы, наделив их глубиной и содержательностью. Пеше так видел свое творчество: «Когда мне выдается возможность рассказать что-то о себе, ... , то я стараюсь добавлять философский смысл к каждому объекту. В этот момент объект становится тем, чем холст является для художника: способом выразить себя. В этот момент продукт является не только промышленным дизайном, но и произведением искусства.»
Текст: © Соловьева Ольга. 2024