Наследие Джо Понти в современном дизайне интерьера

Обращение к наследию дизайна середина ХХ века становится одним из самых популярных трендов современности. Массовый предметный дизайн, в частности дизайн мебели, все чаще вдохновляется формам и образам классики дизайна. 

В статье Ксении Бандориной выявляются причины и следствия данного явления как элемента процесса формирования современного направления неостиля. Персона великого гения Джо Понти, его проекты в области дизайна и прикладного искусства сегодня снова актуальны, и год за годом мы видим как мировые бренды дополняют свой ассортимент историческими разработками великого мастера, вводя в современный быт и предметный мир классику итальянского дизайна, формируя новую историю.

Джо Понти. 1959
Джо Понти. © Gio Ponti Archive 

Обращение дизайнеров к опыту и наследию прошлых эпох инспирировано различными явлениями, которые сегодня сформировали опыт цитатных форм и реминисценций в новый тренд – переиздание работ знаменитых дизайнеров прошлого. Однако, наряду с реминисценциями, творческие формы переосмысления, отошли на дальний план, уступив место в авангарде новой эстетики и культурных ценностей потребителя, не инновационному формообразованию мебельного дизайна, а точному воспроизводству исторических объектов 20-х и 60-х годов ХХ века.

В 2012 году итальянская компания Molteni&Co впервые представила на выставке Salone del Mobile 2012 образцы воссозданных моделей мебели, разработанных дизайнером и архитектором Джо Понти. Это стало возможным после долгого процесса исследования, отбора и изучения прототипов, а так же благодаря сотрудничеству и эксклюзивному соглашению, подписанному с наследниками Понти и архивом именного фонда Gio Ponti Archives на исследования и воссоздание авторских предметов дизайна. Ретро-коллекция Heritage, созданная под художественным руководством Studio Cerri & Associati, включает мебель, разработанную Джо Понти в период с 1935 года (стул для первого Палаццо Монтекатини) и 1950-х годов (книжный шкаф, комод, журнальный столик, кресло, рамы и ковер, все объекты, присутствующие в доме Понти на Виа Децца в Милане, 1956-57 гг.) (Ил.2). Некоторые из них являются общедоступными, заказанными крупными предприятиями и фабриками, некоторые уникальными и частными, изначально разработанными для собственного дома или персонально для клиентов. Рисунки и зарисовки, найденные в архивах Джо Понти, демонстрируют поисковые творческие пути создания культовых предметов мебели и декоративно-прикладного искусства. «Воссоздание произведений, которые никогда не производились (потому что Понти раньше проектировал больше, чем он мог бы произвести), или новые редакции забытых произведений, дает нам возможность лучше понять его личность, работу и роль в важный момент итальянской архитектуры» –свидетельствует Сальваторе Личитра, архивариус Джо Понти. [6]

Коллекция переизданий Джо Понти, Heritage Collection, Molteni&Co. 2018
Коллекция переизданий Джо Понти, Heritage Collection, Molteni&Co. 2018. © Gio Ponti Archive 

Одним из первых воссозданных мебельных проектов великого архитектора стало кресло D.153.1. Задуманный и спроектированный в 1953 году, данный объект является частью мебельной коллекции, созданной Понти для собственного дома на Виа Децца (via Dezza) в Милане. Его прообраз и вариация со сплошными подлокотниками (более традиционный вариант) выпускался итальянской фабрикой Cassina c 1953 года, а массовой публике кресло было представлено в 1954 году на Триеннале в Милане. Два варианта конструкции – это своеобразная линия экспериментов мастера в поиске новой формы, динамичной линии, более свободной и подвижной. «Стул и стол из металлических трубок имеют абсолютно оригинальную форму, четко отличающуюся от любых традиционных рамок. Они обладают новой практичностью и гибкостью, приближенной к основным современным требованиям. В то же время их серийная конструкция может гарантировать их абсолютное совершенство формы, в абсолютном соответствии с первой моделью, созданной художником» – пишет Джо Понти в Domus, 1939 г. [6]

Джо Понти и Джулия Понти в их доме на Via Dezza, 1957
Джо Понти и Джулия Понти в их доме на Via Dezza, 1957. © Gio Ponti Archive 

Включение в производство мебели металлической трубчатой конструкции позволило не только создать динамичный как ferrari образ, но еще и предложить потребителю новую эргономику, характерную новому времени (Ил.1). Зачастую дизайн этого кресла сравнивают с автомобильными сиденьями – в этом тоже была часть идеи Понти: перенести эстетику новых скоростных, гоночных авто в интерьерный предметный мир. Его каркас состоит из латуни, обивка из двухцветной бело-голубой кожи или ткани «Punteggiato», специально разработанной Понти для итальянской фабрики Rubelli еще в 1934 году. Ткань переосмысливает старинную технику бархатного ткачества, выполненную в новом паттерне, сочетающем в себе чередование кругов в шахматном порядке с различными градациями цвета. Дизайн кресла был найден в архивах Фонда и переиздан на основе оригинальных эскизов в 2012. В 2018 году кресло снова ждала редакция, теперь с обивочным текстилем компанией Kvadrat дизайна Рафа Симонса. На ретроспективной выставке 2018 года Оливье Гаве, директор парижского Музея Декоративного Искусства, так высказался о мастере: «Джо Понти был абсолютным эрудитом. В нем ощущался дух итальянского Ренессанса: и он сумел передать его от Леонардо да Винчи к Этторе Соттсассу. Понти интересоваться совершенно всем, он мог сделать гениальную вещь из чего угодно. Он собирался снять фильм, написать к нему сценарий, создать костюмы и такин для них – но у него просто не было времени. Понти был невероятно продуктивным». [1]

Книжный шкаф, сгенерированный в 1956–1957 годах, тоже является частью мебельного проекта для частного дома Джо Понти на Виа Децца в Милане. Выбор на него, как на объект для переиздания, пал не случайно – его простота лишь визуальна для первого взгляда. Точная геометрия и продуманность конструкции, идеальная эргономика и предусмотренная вариативность использования, а также эффективная методика изготовления сделала его самым востребованным мебельным предметом. Надо отметить, что переиздание создано на основе оригинальных рисунков из архива Джо Понти. 

Частью этой же коллекции мебели, спроектированной для своего дома в Милане, является и вновь запушенный в производство в Италии, столик D.555.1, спроектированный в 1954-1955 годах. Металлический каркас, впервые в истории дизайна так ярко выставленный в качестве декоративного элемента под стеклом, выкрашен в разные цвета, подчеркивая динамику и геометрию рисунка и создавая графическую иллюзию. Еще до металлической версии Понти экспериментировал с идентичными моделями из дерева, отличающимися размерами и массивностью. Таков, например, столик D.552.2 из дерева со стеклянной столешницей, разработанный для американской компании M. Singer&Sons. Он выполнен из массива палисандра с сатинированными бронзовыми ножками и сверхлегкой прозрачной треугольной столешницей, под которой так же видна конструкция – она же становится декоративной и смысловой доминантой мебели, олицетворяя солярное движение и бесконечность. 
  
Начало 1950 годов для Джо Понти стало поворотным моментом: появление высокоинновационных решений, новейших материалов дало возможность создавать уникальные проекты, которые доселе были невозможны, а значит внедрять новые функциональные формы. Одним из ярких объектов, спроектированных мастером в это время, стало кресло Round D.154.5. Оно было разработано в 1954 году, а тиражное массовое производство началось в 1956/1957 году. Премьера кресла состоялась на 11-й Миланской Триеннале в 1957 году (Feal Pavilion) вместе с другой мебелью Понти, которые сейчас очень востребованы коллекционерами. Этот проект отличается передовыми материалами и технологиями, такими как Vipla (искусственный материал, напоминающий кожу) для обивки, гнутая фанера для соединения спинки и сиденья, а также металлические ножки с нескользящими основаниями, которые легко собираются. Фактически, стул состоит всего из восьми частей: спинки, сиденья, двух фанерных элементов и четырех ножек, которые ввинчиваются в сиденье и удерживают все вместе. В 2021 году Round D.154.5 было вновь запущено в производство в новых материалах. Сам Понти часто использовал кресло в своих интерьерных проектах, таких как Итальянский культурный институт в Стокгольме (1957), отель Parco dei Principi в Сорренто (1960), вилла Planchart (1955) и вилла Arreaza/Diamantina (1956) в Каракасе, штаб-квартира Alitalia на Манхэттене (1958), пассажирский терминал Alitalia (1960) в Милане и др.

В свое время, с момента своей премьеры в 1954 году на X Триеннале в Милане, большой популярностью пользовался и один из самых знаменитых проектов мебели Понти – кресло D.156.3. После окончания выставки в числе работ Франко Альбини, Игнацио Гарделла, Ико Паризи, Карло де Карли кресло отправилось в офис американской компании Altamira. И, хотя Джо Понти всегда придерживался принципов безупречной функциональности и простых геометрических форм, в этом объекте он оставил поле и для выражения эстетики. В презентационном каталоге говорится: «Считалось, что архитектура должна быть чисто функциональной, с очень небольшим запасом на украшение. Но итальянский гений не мог не создать архитектуру с более человечным лицом, которое мы называем латинским акцентом». [5]

Кресло D.156.3. Джо Понти
Кресло D.156.3.

Кресло D.156.3 имеет графичный черный деревянный каркас. Эргономичная спинка с обратной стороны дополнена Х-образно переплетающимися эластичными лентами для максимальной поддержки человеческого тела. Современные дизайнеры переосмыслили архивный объект в трех вариантах текстиля или натуральной кожи на выбор. Впервые объект в новой редакции был представлен на выставке Salone del Mobile-2017.
  
Стул 699, или Superleggera – действительно культовый предмет дизайна, самый известный из наследия Джо Понти. Его экземпляры находятся в экспозициях и фондах мировых коллекций дизайна: в музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Купер-Хьюитт в Нью-Йорке, MAAS в Сиднее, музее Триеннале в Милане. Стул Superleggera был в массовом производстве с 1957 года и производится до сих пор. О важности его в истории дизайна свидетельствуют ежегодные аукционы дизайна, на которых торгуются исторические экземпляры Superleggera. Особенность дизайна стула - рекордная легкостью (1,7 кг) и технология производства, продемонстрировавшая переход итальянского ремесленного производства к индустриальному. Его каркас, состоящих из унифицированных деталей, изготавливали и собирали на фабрике Cassina в Меде, а плетеные сиденья делали вручную в Кьявари. Фабричное производство позволило снизить себестоимость стульев и сделать его доступным для массового и небогатого тогда потребителя. «Когда я проектировал Superleggera, – рассказывал архитектор, – это был естественный технический процесс, движение от тяжелого к легкому: я срезал инертную материю и массу, отождествляя «в пределе» форму с конструкцией, рассудительно и без виртуозностей». [2]
  
В 2017 году икону дизайна стул 699 Superleggera обновили – компания Cassina выпустила его в новой обивке и ограниченным тиражом в шестьдесят экземпляров. Обивочную ткань для юбилейной версии стула создал голландский дизайнер Бертьян Пот.

До 1950 года в производстве находился и стол, спроектированный Понти еще в 1947 году для проекта «спальня для холостяка». Премьера этой интсалляции состоялась в галерее Galleria del Sagrato, затем переехала на Миланскую Триеннале и в 1948 года на XVI Международную выставку в Барселоне. Небольшой письменный стол D. 847.1 из ореха с латунными ножками тогда был частью интерьерной композиции. Динамичный образ со столешницей, абрисом напоминающий крыло самолета, легко стоит на изящных ножках, а под столешницей располагается небольшой овальный выдвижной ящик. Спустя более 70 лет письменный стол D. 847.1 вновь запущен в массовое производство Molteni&C, став частью проекта Heritage Collection.

В 1951 году Джо Понти получил заказ на проектирование дома от компании Plancharts. Местом для постройки предполагалась живописная местность на вершине холма с видом на Каракас. «Я посвятил себя всем сердцем и душой проектированию Villa Planchart, и в нем я был свободен выразить свой собственный подход к архитектуре, как снаружи, так и внутри», – Джо Понти писал в 1955 год [7]. В новом архитектурном проекте – вилле для коллекционеров искусства – Понти спроектировал все от архитектуры до мебели. Кресло известное под названием D.154.2, впервые придуманное Понти в 1954 году для виллы Planchart в Каракасе, привлекло внимание современных исследователей и маркетологов. Именно оно в 2015 году было выбрано для переиздания компанией Molteni&Co. Художественный образ кресла вдохновлен впечатлениями Понти от поездок Латинскую Америку в 1952-53 годах. Сегодня кресло, похожее на уютную ракушку, выполнено в современном жестком и устойчивом каркасе (полиуретан) и дополнено мягким наполнителем и подушкой, с возможностью разделения трех составных частей. В 2016 году это «кресло любви» выиграло престижную премию Wallpaper Design Awards и признано иконой Molteni & C. «Я благодарен Анале и Армандо Планшарту за то, что они позволили мне наполнить их дом произведениями итальянского искусства, а также работами венесуэльских и зарубежных художников-абстракционистов, а также великого венесуэльского мастера Реверона (...)…. от картин Моранди до картин Кампильи, Мелотти и Руи, очки Venini и Seguso, керамика Gambone и шелка Ferrari ... » писал в журнале Domus 1961года сам Джо Понти о новом проекте. [7]

Любовь Понти к предметам искусства в интерьере была особенной, и абсолютно рабочей – он считал, что ни один проект интерьера не может быть законченным или созданным без предметов искусства – живописи, декоративно-прикладного искусства или даже скульптуры. Его опыт работы с ремесленными мастерскими и фабриками по выпуску авторской керамики и стекла был инспирирован не только личными интересами, но и традициями страны, где наследие муранского стекла и умбрийской керамики в середине XX века получило свое яркое продолжение, в том числе и в работе мастеров дизайна. «У него было поразительное талант оживить древний предмет - будь то бронза, мозаика, фреска или старая монета. Он создал архитектурные переплетения с изысканными тонами, которые с удивительной легкостью организуют плоскости, как воображаемые неоклассические сцены. Он дал своим творениям названия, которые предлагают ситуации, персонажей и места, относящиеся к общему культурному наследию, и в то же время остаются бесспорно оригинальными. Его способность выбирать имена, ирония его титулов была ключевой частью привлекательности его керамики.» [6]

С 1923 по 1930 год молодой Понти был художественным руководителем керамической мануфактуры Richard Ginori и позаботился обо всех аспектах дизайна для бренда, полностью переработав ассортимент продукции и подготовив ее к серийному производству. Знаменитые «Классические беседы», «Дома Эфебов» и вазы «Женщины и архитектура» периода Понти Richard Ginori являются знаком качества итальянской керамики. «Индустрия - это путь двадцатого века, это его способ создания.» - написал Понти в каталоге выставки Paris Expo 1925 года, где его фарфор выиграл Гран-при (Richard-Ginori vince a Parigi il Grand Prix alla Expo del 1925 (Exposition International des Arts Décoratifs et Industriels Modernes).

Ваза «Prospettico»
Ваза «Prospettico»

Сегодня фабрика выпускает более 20 названий фарфора, выполненных по эскизам Джо Понти. Среди них ваза Prospettica – одна из самых известных работ Джо Понти. В ее названии есть страсть к архитектуре, в образе и форме – история Италии, в перспективной визуализации самих ячеек, которые передают нам видение с единой точки зрения – новая эстетика времени. Переизданный образец имеет меньшие размеры, чем прототип, разработанный Понти, форма которого с рельефными изображениями была создана в 1923 году, а декор датирован 1925 годом. Фарфоровая ваза с эффектом иллюзии рельефа и архитектурной перспективы, сейчас выполняется с применением современных технологий, как того хотел сам Понти, предлагая для некоторых своих творений использование различных типов декорирования. Новый декор нанесен вручную, а в деколи техника «двойного среза» позволяет сохранить одинаковую толщину обрамления ячеек.

Новая коллекция 2016 года фарфоровой посуды и декоративных аксессуаров для интерьера флорентийской фабрики Richard Ginori была создана по мотивам орнамента 1926 года Джо Понти. Серия Labirinto включает огромное множество предметов для оформления обеденного стола: тарелки различного назначения, чашки и кружки, салатницы, супницы, подносы, наборы для чаепития. Помимо посуды, коллекция дополнена вазами для цветов и разных мелочей, а также подсвечниками. Особенность коллекции Labirinto, как видно из названия, заключена в строгом геометричном узоре-лабиринте. На белоснежном фарфоре особенно выигрышно смотрятся орнаменты в алом, изумрудном, черном и сапфировом оттенках. «… презентация керамических работ Richard Ginori, изготовленных в 1920-х годах, – это не только способ открыть главу в предыстории итальянского дизайна, но и приглашение дать новую интерпретацию работ Понти для осознания исключительного уровня». [8]

Говоря о гении Джо Понти, следует сказать, что его универсальность как проектировщика работающего ли в крупномасштабных проектах или над реализацией тиражных коллекций массовой продукции, поддерживалась крупным всплеском итальянской промышленности, сделавшим в еще в 1930-е годы попытку перехода от ремесленного производства к индустриальному. 

Светильник Bilia Mini, FontanaArte 2018.
Светильник Bilia Mini, FontanaArte 2018. 

Активно развивался и дизайн предметов интерьера массового спроса, в частности дизайн светильников. И в 1932 году Джо Понти, предчувствуя потребность в новых формах формирующейся промышленной эстетики, проектирует светильник Bilia для компании FontanaArte. Конструкция настольной лампы максимально лаконична, представляет собой композицию из конуса и сферы. Дизайнер Понти отдавал предпочтение простой и выразительной геометрии, качественным материалам и тщательно следил за безупречностью исполнения. В начале 2019 года компания FontanaArte выпустила уменьшенную копию настольной лампы Bilia – ее высота 26 см, и теперь она выпускается с основаниями десяти разных расцветок. «Понти изначально планировал выпускать лампу в нескольких размерах и расцветках. Этот светильник – душа нашей компании, и мы облекли ее в новую форму и оттенки», – говорит генеральный директор FontanaArte Джузеппе ди Нуккио.[4]

Bilia – своего рода композиционная магия Понти: неподвижная сфера, гипнотически балансирует на конусе. Сочетание двух элементарных геометрических форм рождает оригинальный объект с идеальными пропорциями. 
«Джо Понти – отец всего послевоенного итальянского дизайна. Пять десятилетий он вырабатывал концепцию демократичной красоты, которую потом использовал масс-маркет», – говорит куратор дизайна аукционного дома Phillips Доменико Раймондо. [3]

Ретроспективная выставка мастера, проходившая в 2018 г. в Музее декоративного искусства в Париже еще раз подтвердила его значение как одного из родоначальников итальянского дизайна ХХ века и справедливость его слов: «индустрия – это стиль ХХ века, его способ творчества», высказанных в 1925 г. (Archi-Designer. Catalogue de l’Exposition Gio Ponti. Musee des Arts Decoratifs Paris 19 octobre 2018 – 10 fevrier 2019. Paris: MAD.)

Обращение к истории и традициям дизайна середины ХХ века, непосредственно связанно с ретротенденциями в искусстве, дизайне, моде, а также актуализацией традиционных представлений в современном переосмыслении. Преимущество переизданий предметов дизайна прошлого в том, что это мир уже понятный и безопасный для потребителя, а его предметы имеют точную культурную и историческую ценность. И теперь благодаря дизайну, музейные экспонаты становятся доступными потребителям, а значит, внедряются в массовую культуру современного общества. Уникальность, эстетическая, культурная ценность предметов дизайна Джо Понти признана экспертами рынка: они выставляются в качестве лотов на мировых аукционах, составляют экспозицию музеев мирового искусства

В своей статье о дизайн-переизданиях, руководитель знаменитой вставки Salone del Mobile, Марко Романелли выделяет положительную сторону этого тренда для культурного развития общества и исторической науки, считая что обращение к дизайнерским архивам способствовало привлечению нового внимания как к итальянской культуре, так и дизайнерской жизни в 50-е и в 70-е годы XX века. «Архивы вновь стали вдохновляющими и оживленными местами, где недостаточно информированные руководители и директора по маркетингу запустили процессы повышения культурного уровня, делая существенные финансовые инвестиции для сохранения документального наследия» [9].

Литература
1. Божко О. 100 лет дизайна: кресло Distex Джо Понти. URL (дата обращения 05.05.2021)
2. Дежурко А. SUPERLEGGERA//alinapinskygallery.com/materials/blog/superleggera (дата обращения 05.05.2021)
3. Савостьянова М. Суперискусство Джо Понти: ремейки и реплики наследия великого архитектора URL (дата обращения 28.04.2021)
4. Сорокина М. Мини-версия культовой лампы Джо Понти URL (дата обращения 28.04.2021)
5. Casadesigngroup.com/products/gio-ponti-d-156-3//(дата обращения 05/05/2021)
6. Frescobaldi L, Rucellai O., Maria Teresa Giovannini. Gio Ponti - La Collezione Del Museo Richard-Ginori Della Manifattura di Docccia: The Collection Of Museo Richard-Ginori (English and Italian Edition) (Italian) Paperback – January 15, 2021
7. Gio Ponti collection URL (дата обращения 05.05.2021)
8. Paolo Portoghesi Architettura e Memoria: Teoria, progettazione, dibattito sulla città, arti visive. – Rome, 2006. – P.233
9. Romanelli M. Le-riedizioni. [Электронный ресурс]. — URL:  (дата 20.04.2021)

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент. 2021