Петербургский маршрут Сергея Дужникова

Цикл интервью «Разговор с дизайнером».

Сергей Дужников. Фото: © Александр Трофимов
Сергей Дужников. Фото: © Александр Трофимов

Обычно интервью берет сам Сергей Дужников, но сегодня, в День рождения Санкт-Петербурга, интервью у него решил взять Александр Трофимов.

Сергей, привет. Я помню, что в прошлом году вышла твоя книга «Маршрут №9 или поездка петербургского дизайнера», где главным действующим лицом, как мне кажется, является наш город. Думаю, что в день рождения Санкт-Петербурга логично с тобой поговорить о твоей книге. Спасибо, что ты принял мое приглашение к разговору.

Александр, не скрою, твоё предложение застигло меня врасплох.

И, тем не менее, ты здесь. Хотелось бы поговорить о многом, в том числе и о дизайне. Но для начала – я прав в своих ощущениях насчёт города как главного героя книги?

Вероятно, да. С книгой вообще история была достаточно забавная, я ведь совершенно не собирался ничего подобного писать. Рост числа публикаций для карьеры не требуется, зарплата в моей студии от этого, понятное дело, не зависит. Денег особых на продаже книг тоже не заработаешь. Возможно накопленный материал достиг критической массы и настоятельно запросился наружу – есть ведь даже такая теория, что мужская половина человечества, обделённая, в отличие от женщин, способностью к деторождению, зачастую компенсирует это произведением на свет различных идей и творческих замыслов. Вот как-то утром меня и прижало – из памяти выплыло детство, коммунальная квартира на Московском, 4, поездки на Петроградскую сторону к частной учительнице музыки, за которые моя мама платила 15 советских рублей в месяц и куда я добирался на троллейбусе №9, шедшем по закрытому ныне маршруту от Витебского вокзала к ЦПКиО... Потом вспомнились места его остановок – «Садовая улица», «улица Плеханова», «Адмиралтейский проспект», «Дворцовая площадь»… и вдруг стало совершенно ясно, что ежели каждую остановку превратить в книжную главу, то у меня найдётся масса личных историй, с этими местами связанных. Предощущение творческой находки катапультировало из-под одеяла за рабочий стол – и спустя неделю основная канва будущей книги была готова. Хотя до момента печати её тиража в типографии «Экстрапринт» ещё должно было пройти долгих полтора года.

Разворот книги «Маршрут №9 или поездка петербургского дизайнера»

А на вопрос про Петербург как главного героя отвечу так. С одной стороны мои внутренние ощущения, а с другой приличный практический опыт показывают, что ничего толкового невозможно создать без такого «непрофессионального» чувства, как… любовь. Об этом я совсем недавно говорил своим студентам-дизайнерам в Политехническом университете – о том, что проект, сделанный с любовью, всегда выделяется из общего ряда. Основная загвоздка тут, что логически объяснить «химию» данного процесса невозможно, при этом каждый дизайнер явственно чувствует момент прихода единственно верного решения – как и каждый человек чувствует приход той любви, которая в момент её зарождения тоже всегда кажется единственной… Вот и Петербург для меня несомненный пример такой «химии». Ну как, скажи на милость, можно любить белые ночи, объективно мешающие среднестатистическому человеку спать? Или этот знаменитый питерский ветер, который, в какую бы сторону ты не шёл, всегда умудряется дуть в лицо? Да ещё скажи спасибо, если это не сопровождается дождём или мокрым снегом… Невозможно всё это любить, это противоречит здравому смыслу. Однако же большинство из нас от всего этого без ума – и я не исключение. Так город и проник в мою книгу на правах фактического хозяина, и расположился там без всяких проблем. Это было его решение…

Разворот книги «Маршрут №9 или поездка петербургского дизайнера»
Разворот книги «Маршрут №9 или поездка петербургского дизайнера»

Ты говоришь о нём, как о живом существе...

А это так и есть. Как и у каждого человека у него свой характер – совершенно отличный, к примеру, от Москвы – и свойственны перепады настроения, от эйфории до депрессии. А чего стоит этот его неповторимый «чёрный юмор» – когда в мае вдруг начинает идти снег, или резко холодает из-за прохода по Неве ладожского льда и цветения черёмухи… Или корюшка, которая почему-то пахнет огурцами…

Разворот книги «Маршрут №9 или поездка петербургского дизайнера»
Разворот книги «Маршрут №9 или поездка петербургского дизайнера»

С этим сложно не согласиться. Но давай поговорим немного о дизайне. В своей книге ты касаешься этой темы косвенно, но там всё равно чувствуется профессиональный взгляд именно промышленного дизайнера – благодаря вниманию к деталям, через описание старых троллейбусов, трамваев, машин...

Мы уже, собственно, и начали об этом говорить... В книге я старался свести к минимуму профессиональные сентенции, ведь по концепции в троллейбусе едет семилетний мальчик. А вот с высоты сегодняшнего возраста напомню, что есть известная формула «дизайн един» – которую, впрочем, все понимают по-своему. Я её понимаю так, что дизайн гораздо шире его привычного «штатного» позиционирования. Как в науке наиболее значимые прорывы совершаются на стыке различных направлений, так и в дизайне многое может появиться только при отсутствии у проектировщика зашоренности и, скажем честно, снобизма. Это достаточно сложный вопрос – как не поддаться искушению идти по уже некогда проторенному пути и подходить к каждому проекту как к первому. Однако «незамыленность» глаза в сочетании с долей юмора по отношению к себе – единственная возможность оставаться действующим профессионалом, который, конечно, никогда не может быть застрахован от неудач, но в этом и есть особый драйв.

Разворот книги «Маршрут №9 или поездка петербургского дизайнера»

В качестве примера сошлюсь на одну историю из личной практики, упоминаемую в книге и завершившуюся вручением мне диплома одного из победителей биеннале «Модулор-2001» председателем жюри конкурса знаменитым Кенжи Экуаном.

А началось всё с того, что ко мне обратилась питерская фирма «Бюро техники», хорошо мне до того знакомая и специализирующаяся на стационарных системах вентиляции, которой в апреле 2001 года исполнялось десять лет. В рамках проведения международной строительной выставки ими заранее была арендована огромная площадь в павильоне «Ленэкспо» на Васильевском, но что там делать никто не знал. Не имея на тот момент опыта в экспозиционном дизайне я сначала упорно отказывался от участия в проекте, стараясь вовлечь в него своих знакомых из Союза дизайнеров – однако у них ничего не получалось. Наконец, припёртый к стенке, я пошёл в цех «Бюро техники», где производились воздуховоды, узнал все типоразмеры и понял, что существующая производственная линейка буквально похожа на детский конструктор. Остальное было делом удачи и везения.

То, что выставочный стенд будет технологически собран из стандартных промышленных элементов сомнения у меня уже не вызывало. Не хватало образа. И вот однажды я понял, что решение найдено. К конструкции из труб, стоящей на шести «ногах», добавилась «голова» с красным языком из ткани, раздуваемым потоком воздуха от стандартного канального вентилятора. Так возник образ дракона. При этом стенд получался более чем функциональным: каждая из «ног» оборудовалась столешницей с дисплеем, на котором демонстрировалось одно из шести направлений деятельности компании, в «хребет» были встроены воздушные диффузоры и софиты подсветки, а открытая планировка позволяла вовлечь всех участников и зрительно прирастить пространство. Затем, уже на этапе подготовки рабочих чертежей, главный инженер фирмы мне сказал: «твой язык не сможет висеть горизонтально, мы просчитали». На что, взвесив риски и задачи, я ответил: «давайте сделаем опытный макет головной части и посмотрим». Инженеры ошиблись. Язык, подсвеченный софитами, вился над головами посетителей выставки, а огромный «Дракон», собранный из стандартных воздуховодных труб диаметром 80 сантиметров руками своих же рабочих за штатную зарплату, запомнился всем. Что, собственно, и было главной задачей для меня как дизайнера.

Выставочный стенд компании «Бюро техники»

Очень поучительная история...

Чем богаты, как говорится… Со своей стороны хочу напомнить нашим читателям, что прошлый год был знаменателен далеко не только выходом моей книги, но, к примеру, и успешным ребрендингом сайта Петербургского Союза дизайнеров, который сейчас перед вашими глазами. Проект был выполнен в компании «Терминал дизайн» под руководством Ивана Куликова, председателя секции «Графический дизайн», на сегодня ресурс наработал себе несомненный авторитет и высокий рейтинг, с чем я тебя, как его главного редактора, поздравляю и желаю новых успехов.

Спасибо, будем работать дальше. С Днём города!


Александр Трофимов, главный редактор сайта designspb.ru, директор креативного пространства «Мойка-8»


Наша справка:

Сергей Дужников
, выпускник ЛВХПУ им.В.И.Мухиной;
с 1987 по 1997 гг. ведущий дизайнер ПО «Равенство»;
руководитель дизайн-студии DuSign;
заместитель председателя Правления СПб СД,
председатель секции «Промышленный дизайн»;
имеет около 30 патентов на изобретения, промобразцы и товарные знаки.

Книгу можно заказать здесь: http://www.kolohouse.com/duzhnkov