Загадочная история журнала «Проектор»

Вышел в свет свежий номер журнала «Проектор», который от начала до конца сделали студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

От планирования публикаций до интервью и фотосъемок, от дизайна и верстки до внесения корректуры и поездки в типографию на печать — все было сделано силами студенческой редакции. Герои, сотворившие номер — студенты третьего курса: Ваня Воронцов, Юля Соловейчик, Лена Пенина и Алина Петрова. Ну, и традиционно, Митя Харшак, как издатель и смотрящий за процессом. 

Редакция благодарит за поддержку компанию «Европапир», на бумагах которой отпечатан номер, и любимую типографию «ПремиумПресс» в которой вот уже лет пятнадцать мы печатаем все наши многостраничники.

А вот что пишут сами авторы о работе над номером.

projector_magazine_36_1.jpg

Митя Харшак: «Загадочная история журнала “Проектор”»

Я тут подумал, что в каждый новый период своей истории журнал вступает более молодым и бодрым — происходит такое взросление наоборот, как в кино про Бенджамина Баттона. Выход в свет этого номера, как мне кажется, должен обозначить еще один качественный переход. Сейчас попробую объяснить, о чем это я... 

Первый отрезок истории начался в 2007 году, когда я выпустил пилотный номер и продолжился до конца 2014 года, когда вышел в свет №27. В эти годы структура журнала представляла собой жесткую схему разделов и рубрик, материалы каждой из которых можно было бы издать отдельной книжкой, собрав контент насквозь из пары дюжин выпусков. Самыми цельными и действительно вполне выдерживающими переформатирование из разрозненных журнальных публикаций в книги получились разделы по истории промышленного и графического дизайна и, как это ни удивительно, раздел, посвященный фотографии. В эти годы для меня было важно выдерживать эту четко заданную структуру, каждый раз наполняя разделы новым контентом. Но консервативный структуралистский подход исчерпал себя на исходе третьего десятка выпущенных номеров. 

projector_magazine_36_2.jpg

С №28 начался второй международный период истории журнала. Тогда в сотрудничестве с Нью-Йоркской Школой визуальных искусств мы выпустили номер, посвященный американскому плакату второй половины ХХ — начала XXI веков. Я взял интервью у Милтона Глейзера, Джорджа Черни, Ивана Чермаева, Мирко Илича. По материалам журнала мы открыли выставку в Новом музее, ну, или журнал стал каталогом выставки — что первично, а что вторично в данном случае не принципиально. На открытие с лекциями прилетел из Нью-Йорка Мирко Илич. Этот номер стал первым в серии выпусков-«гезамткунстверков», когда я готовил не только журнал, но комплексный проект, состоящий из публикации, выставки и образовательной программы — лекций и мастер-классов героев публикаций. Делать такие проекты чаще двух раз в год было практически нереально, учитывая, что подавляющую часть публикаций, выставки и организацию визитов зарубежных спикеров готовил я сам. 

В этой бодрой международной серии вышли: финский номер, ставший частью официальной программы эрмитажной выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне»; швейцарский номер, запомнившийся выставкой швейцарского плаката и визитами Ральфа Шрафйогеля и Мартина Вудтли; датский номер, ставший каталогом выставки «Легенды датского дизайна», проходившей в ГМИИ им. А.С.Пушкина; французский номер и выставка французского плаката, объездившая Санкт-Петербург, Москву, Казань, Екатеринбург Челябинск, Петрозаводск, Псков и другие города — на ее открытие прилетали Филипп Апелуа, Ален ле Кернек и Рик Бас Бакер; голландский номер и выставка, открывшаяся мастер-классом квартета High on type; и завершил этот цикл накануне пандемии японский номер и выставка плакатов Мицуо Кацуи. Каждый номер — это кураторска работа, полтора-два десятка интервью с участниками проектов, фандрайзинг и море организационной работы. Было круто. Но закрытие границ и мое глубокое погружение в дела Школы дизайна Вышки как-то органично закруглили и этот период жизни «Проектора».

projector_magazine_36_3.jpg

Как-то один из моих друзей сказал про журнал, что это «личный дневник Мити Харшака, который выходит в полиграфическом тираже». И это чистая правда! Действительно, все это время журнал был моей трибуной, с которой я проецировал свою субъективную картину мира в профессии так, как видел ее именно я. А последние четыре года главное, что окружает меня — это крутые работы молодых дизайнеров — студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ. И абсолютно естественным стало мое решение отдать журнал в руки моим молодым коллегам. В этом номере я не могу назвать себя в полной мере главным редактором. Функционал этой позиции мы разделили поровну с Ваней Воронцовым, Леной Пениной, Юлей Соловейчик, Олей Черевко и Алиной Петровой. Арт-директором журнала стал Ваня Воронцов, создавший новый визуальный образ «Проектора». Для меня важно было отойти в сторону и дать возможность молодым коллегам проявить себя во всех этапах работы над номером — планировании публикаций, редактировании текстов, дизайне и верстке. Поэтому привычный мне ритм работы, когда я в ответе за все, в этом выпуске заменен на новые практики делегирования права принятия решений новой редакции.

projector_magazine_36_4.jpg

Вообще, я убежденный прогрессист — уверен, что поколение детей должно добиваться большего, чем поколение родителей, а ученики всегда превосходить своих учителей. Поэтому я не сомневаюсь, что будучи передан в управление студенческой редакции, «Проектор» станет только лучше, наглее, бодрее и интереснее. Верю в то, что этим номером мы открываем новый третий по счету, назовем его «студенческий» период в жизни журнала. Мой журнал становится журналом Школы дизайна НИУ ВШЭ. Кто хочет делать следующий номер? Welcome!

projector_magazine_36_5.jpg

Лена Пенина: 

Привет всем, кто это читает! Я Лена, и я одна из тех, кто работал над этим выпуском «Проектора». Конечно, это очень ценный и интересный опыт, например, я впервые в жизни поработала с живым интервью, и, кажется, писать мне понравилось даже чуть больше, чем верстать... Посмотрим, что из этого выйдет. Больше всего мне запомнились наши майские и июньские «журнальные» встречи, потому что голова у меня работает в сто раз лучше после прогулки под солнцем мимо цветущей сирени. 

Создание журнала — это многоуровневая командная работа, и очень приятно в конце посмотреть на результат, оглянувшись на все этапы, и сложные, и приятные. Надеюсь, когда-нибудь подержу в руках выпуск уже своего собственного журнала. о чём он будет, пока не знаю. Пользуясь возможностью и выделенным мне местом в этой колонке редакции, хочу, наверное, поделиться моментом. сейчас в Петербурге белые ночи, я заканчиваю третий курс, немного работаю. Я всё ещё не знаю, кем хочу стать и как сложится моя жизнь после выпуска, но каждый год и даже каждый месяц я учусь чему-то новому и очень крутому и по чуть-чуть всё больше понимаю себя. 

А еще хочу передать привет Саше! Спасибо Мите, Юле, Ване и Алине за работу, мы классные!

projector_magazine_36_6.jpg

Юля Соловейчик: 

Уважаемые читатели, коллеги, друзья! Первый раз пишу «колонку редакции» — не серчайте. Невероятно рада этому событию и хочу поделиться своими мыслями, впечатлениями о работе над журналом и не только! 

Какое-то время назад в голове бытовала мысль, что мне удалось принять участие и проявить свои профессиональные навыки графического дизайнера всеми способами, в разных направлениях. Сейчас становится понятно, что, с одной стороны, неосвоенных форматов еще масса, а с другой — отдельные опыты становятся мейнстримом. Кокетничать не буду, но скажу, что участие в работе над новым номером журнала «Проектор» для меня — это был приятный бонус, который подарил: новое мышление, правильный фокус при принятии решений, колоссальный опыт в working team, ощущение целостности и счастья в конкретном моменте времени. 

Помимо всего прочего, четкое понимание своего места в команде, осознание силы и отсутствие страхов не менее прекрасны, чем ожидание эндорфинного экстаза, который охватит меня, когда в руках живьём окажется этот совсем свеженький номер, прямо здесь и сейчас! 
В заключение, хочу сказать, что, бесконечно восторгаясь и вдохновляясь предыдущими номерами журнала «Проектор», я даже не имела возможности представить, что смогу принять участие в работе над созданием нового. За что невероятно благодарна главному редактору и главному художнику, а по совместительству своему любимому куратору — Мите Харшаку. А также хочу сказать спасибо за поддержку и плодотворную совместную работу моим коллегам, друзьям и одногруппникам: Ване Воронцову, Лене Пениной, Алине Петровой. 
Всем, кто дочитал, желаю хорошего дня! До новых встреч!

projector_magazine_36_7.jpg

Ваня Воронцов:

Честно говоря, я совершенно не представляю, что здесь должно быть. Я до последнего откладывал написание этого текста. Так что постараюсь быть максимально искренним. 

Когда мы только начинали работу, мне было очень боязно. Я не знал, справлюсь ли я с обязанностями, которые на меня возложил Митя. Но со временем, становилось проще. Мы взяли наше первое интервью, начали собирать материалы для номера. и когда работа закипела, я понял, что мы можем делать все, что хотим. Митя был открыт для всего нового. Когда пришло время верстать выпуск, то я впал в ступор. Я очень долго не мог понять, какой характер должен быть у нового «Проектора». Но потом, я пришел к достаточно дерзкому, но при этом чистому образу, который, как мне кажется, выглядит современно и хорошо подходит для «проектора». было очень интересно «перезагрузить» журнал, создать для него новый визуальный образ. С чем, мы с ребятами справились. 

Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто принимал участие в создании этого номера. Лена и Юля, спасибо вам за вашу отдачу, старания и огромный труд, я это очень ценю! Мы с вами стали отличной командой, и это — круто! 

projector_magazine_36_8.jpg

Сейчас, после печати журнала, когда есть возможность подержать его в руках, я испытываю много разных эмоций. Во-первых, я безумно счастлив, думаю что причины объяснять не нужно. Побывать на месте арт-директора это очень круто, хоть в этом деле и было много ответственности, которой я побаивался. Во-вторых, мне хочется всё переделать. Я вижу что и где можно улучшить, что поменять, а что и вовсе убрать. Очень хочу начать работу над следующим номером, у меня уже очень много идей, которые хочется реализовать. 
Но это всё потом, а сейчас мне хочется немного отдохнуть и набраться сил для новых крутых проектов и «Проекторов»!

projector_magazine_36_9.jpg

И напоследок про обложку: Забавная история связана с обложкой этого номера. Мы очень долго не могли придумать, каким должно быть лицо нового «Проектора». 

В самом начале мы решили устроить конкурс среди студентов, но не один из вариантов нас не устроил — хотелось чего-то эдакого. В итоге во время очередной дискуссии я предложил вынести на обложку флэт-план номера. Идея всем очень понравилась, но мне было не понятно, как разместить название журнала, номер выпуска, логотип школы. И Митя предложил сделать отдельный разворот с информацией о номере и дополнить эту историю небольшим текстом, который вы сейчас прочитали. Так сказать, все по-честному. И для того чтобы миниатюра этого разворота встала на нужное место на обложке, эта информация должна была встать на девятом развороте.