«Включите свет!» Ирина Боброва


Давайте знакомиться! Cекция «Арт-дизайн»: Ирина Боброва

Ирина Боброва
Ирина Боброва. Фото: © Александр Трофимов. 2016

Здравствуй Ирина! Ты в Союзе относительно недавно, твои уникальные работы знают уже очень многие. Глядя на эти потрясающие вещи, закономерно возникает интерес, кто это создал и когда узнаешь кто, еще больший вопрос – как?  И сейчас у нас есть возможность у познакомиться с тобой ближе. Можешь рассказать о себе? Какие самые яркие впечатления твоего детства?

Мне повезло родиться в семье художников! Папа в своё время закончил театральное отделение Красноярского художественного училища, а мама училась в Ярославле и она по образованию художник-оформитель. Но вот всю жизнь они занимаются керамикой и педагогической деятельностью. И это пример того, что став художником по образованию в той или иной области, направление своего пути ты выбираешь сам! Самые яркие впечатления моего детства, связаны конечно же с работой моих родителей, которые в то время на комбинате «Росмонументискусство» имели цех по производству монументальной керамики. Если кто-то в дошкольном возрасте ходил пешком под стол, то я в это время ходила пешком в печь! В центре цеха стояла огромная печь для обжига, построенная моим отцом, продукция в которую завозилась на специальной тележке по рельсам, а дверь опускалась на цепях! И это всё в моём детском сознании вызывало восторг и невероятные впечатления!

Так же в свободном доступе для моих исследований и экспериментов были и другие мастерские комбината. Например, монументально-текстильный цех, где расписывали занавеси для разных театров или витражная и мозаичная мастерские, в которых я набирала полные карманы красоты, кубики смальты невероятных, вкусных цветов и кусочки стекла, которое мне иногда разрешали спекать. И вот эти драгоценности я дарила подружкам в детском саду! Восторгу не было предела!  Поступив в областное кемеровское художественное училище на живописно-педагогическое отделение, я сначала изучала классические законы живописи и композиции, а позже увлеклась абстрактной живописью, лучизмом, кубизмом, футуризмом. Благодаря родителям в доме было много великолепных книг, позволивших мне изучать и экспериментировать.

А почему, ты собиралась поступать на монументальную живопись, а выбрала стекло?

Действительно, я должна была поступать на монументальную живопись и мечтала об этом, пока училась. Но  по стечению обстоятельств  всё сложилось совершенно иначе….   На защите диплома, кто-то из членов государственной комиссии сказал, что идея моей работы была бы выразительней и звучала бы сильнее если была бы воплощена в витраже.  Это был монументальный триптих, холст, масло. Такая образно- абстрактная работа, всё композиционное движение которой было построено на лучах. Вторым таким моментом, повлиявшем на мой выбор стали слова папы который перед самым моим отъездом из Кемерово, заявил что вот живопись у меня хорошая , а рисунок – никуда, и поступай дочь на стекло!  На какое такое стекло, подумала?!

Но уже в Питере, в метро, когда я ехала подавать документы, решила поступать на стекло. И совсем не понимая, что это будет за путь. Теперь, оглядываясь назад  на всё это своё путешествие, я уверена – что решение было единственно верным! В Муху, поступить с первого раза мне не удалось, не хватило одного балла! Весь год я ходила на подготовительные курсы, работала в мозаичной мастерской и влюблялась в город, который с первых моих шагов  здесь, стал мне таким близким и родным. Поступив на отделение стекла  кафедры керамики и стекла, я попала в атмосферу очень близкую и понятную мне с детства. Главное, всё было пронизано тем же запахом мастерских и производства который как нить связывает такие мощные и  яркие образы детства и, наверное, ведёт моё направление жизни…

Первые три года для меня были тяжелым испытанием.  Впервые столкнувшись с этим материалом, многое пришлось в себе перестраивать, а главным было научиться мыслить иначе.  Были и удачные опыты, большинство моих учебных работ находятся в методическом фонде кафедры.

Стекольных заводов очень мало. Где ты создавала свои работы, в мастерских училища?

За время учёбы у меня было четыре производственные практики на Дятьковском Хрустальном Заводе, где и были спроектированы и воплощены в материале практически все мои работы. В период практики были запущены в производство большинство  моих  проектов, разработок и образцов. Это был колоссальный опыт!   Мне всегда были интересны  возможности разной механической и химической обработки одной и той же формы. Насколько они могут ее изменить, создать новый образ! Именно в заводских условиях такие эксперименты и были возможны.

«БИОНИКА». Вазы для фруктов. Разработанные для ДХЗ. Хрусталь. 2013 г.
«БИОНИКА». Вазы для фруктов. Разработанные для ДХЗ. Хрусталь. 2013 г.
«ОТКРЫТИЕ». Хрусталь, пескоструй. 2011 г.
«ОТКРЫТИЕ». Хрусталь, пескоструй. 2011 г.                                                                                                                                                    
После  исполнения заказа завода на разработку рисунков алмазной грани для существующих в производстве моделей в течении  месяца, давалась возможность реализовать свои творческие идеи. Чаще всего студентам давали выдувную смену ночью! Это конечно ещё то зрелище, огромный завод ночью, как живой организм, сердце которого – печь с горящей лавой хрусталя! Дирижером всех процессов этого таинства – работы со стеклом, конечно же является выдувальщик. Мы работали сразу с бригадой выдувальщиков.  Это особые люди – люди титанического, героического труда! На  ДХЗ  я  впоследствии и «выдула» стекло для дипломного проекта «Система». Система  арт-объектов, находящихся в отношения и связях друг с другом, которые образуют определённую сложность и единство. Объектом для моих экспериментов стала одна единственная форма, пропорции которой я искала опираясь на природный материал. Это некая капсула, сосуд, плод. Вся «система» представляет собой процесс исследования одной и той же формы, её трансформацию, раскрытие, наполнение и изменение, как путь поиска нового образного решения – иной формы. «Сведение множества к единству – в этом первооснова красоты». Пифагор.

«СИСТЕМА». Хрусталь, сталь. 2013г. Дипломный проект кафедры художественного стекла СПбГХПА 2013 г. Золотой диплом биеннале дизайна «Модулор», номинация арт-дизайн 2013 г.
«СИСТЕМА». Хрусталь, сталь. 2013 г. Дипломный проект кафедры художественного стекла СПбГХПА 2013 г. Золотой диплом биеннале дизайна «Модулор», номинация «Арт-дизайн»  2013 г.

Расскажи пожалуйста о технологии. За выдувкой стекла очень удобно наблюдать  через экран, а как это на самом деле?

Сначала из картона вырезаются лекала, по ним делается деревянная форма в которую выдувается стекло. Основным объёмом выдувания были базовые малая и большая формы, которые и формируют тела всех объектов. Выдувание и наливание «колпачков», которыми я завершаю объекты: они литые или продутые. Большой объём работы заключался в обработке базовых форм. Вот здесь был важен каждый сантиметр формы. Понять, какие произошли изменения пропорций в процессе выдувания и грамотно, композиционно обработать и принять все изменения. Формы были разрезаны вдоль и поперёк по моим лекалам. Каждый раз совмещая их, я искала их размеры и пропорции. Пескоструйной  обработкой я решала вопросы плотности и глубины поверхности форм.

Металл для меня являлся неким скелетом. Детали по чертежам были выполнены токарным способом и лазерной резкой. Металл – сталь. Каждый стальной элемент был декалирован, очищен в ультразвуковой ванне и прошёл гальваническое меднение. Меднёные поверхности я крацевала на латунных и стальных кращётках. Затем патинировала в селенистой кислоте, которая даёт возможность подборки интерферирующего цвета, от золотисто-жёлтого через розово-красный к красно-синему и сине-фиолетовому, конечный – градации серого. Таким образом, я получила сложное, живописное, но в то же время сдержанное по цвету и фактуре покрытие.

Окончательным этапом стала сборка всех частей и каждой формы. И только в этот момент я смогла увидеть воплощение своей идеи и рисунков.

Основные этапы технологического процесса создания композиции «Системма»
Основные этапы технологического процесса создания композиции «Система»

Я тоже сначала поступила учиться на стекло, но побывав на заводе, даже не решившись приблизиться  к  печи с расплавленным стеклом,  испугалась…..  А у тебя нет страха перед этой огромной силой?

Работа со стеклом это тот процесс который не терпит страха, боязни, бессилия.  Будешь бояться – ничего не получится! Наоборот, нужно иметь храбрость руководить процессом и знать все технологические моменты и особенности в изготовлении той или иной формы. Фактически художник-стекольщик воплощает свою идею через руки стеклодувов, алмазчиков, работников завода, и в этой неизбежной взаимосвязи очень важен человеческий фактор и твоя собственная восприимчивость, чуткость, любовь к людям и благодарность за их труд. За эти четыре  года моих летних практик, с коллективом завода сложились практически семейные отношения. Простые люди брянской земли – красоты необыкновенной!   

Получается, что это были всего четыре ночи за четыре месяца?

Да, материал  сделанный во время практики за эти четыре ночные смены, служит до сих пор.  Из этих деталей,  скорее модульного конструктора, который позволяет создавать новые образы, родились новые работы.

«ТРИ ЧАШИ». Хрусталь, сталь. 60х20 см. 2014 г. 

«ТРИ ЧАШИ». Хрусталь, сталь. 60х20 см. 2014 г.
 «ТРИ ЧАШИ». Хрусталь, сталь. 60х20 см. 2014 г.    
 «ЗВУК». Хрусталь, сталь. 60х20 см. 2014 г.

 «ЗВУК». Хрусталь, сталь. 60х20 см. 2014 г.
«ЗВУК». Хрусталь, сталь. 60х20 см. 2014 г.

Какие сейчас возможности для работы. У тебя же нет мастерской, а тем более завода.

Я живу среди коробок, привезенных с Дядьковского завода и они все время дают мне желание реализовывать новые скульптурные проекты. Проектирование, создание новой формы – это то, что мое…! Это мой язык!

Готовлю новый проект. Со светом.  На выставках люди часто спрашивают: «Где выключатель?»  Видимо форма из стекла сразу диктует зрителю ассоциацию со светильником, лампой, в общем с чем-то понятным и утилитарным. Идея того, что вещь должна нести функцию и толкнула меня к проектированию объектов со светом.  Очень хотелось бы сотрудничества с дизайнерами интерьера для создания совместных проектов.

Совсем недавно мы узнали, что ты еще работаешь с детьми.  Расскажешь об этом?

Окончание «Мухи», процесс конечно неизбежный, но и, с другой стороны, неожиданный. Всё изменилось, вне «системы», вне мастерских, стекла и поставленных перед тобой задач. Это некий вакуум первого, самого сложного времени, в котором оказывается большинство выпускников. Вот здесь конечно накрывает страх  самоопределения. И если нет пока ещё собственной среды для творчества и нет команды, то мой совет выпускникам – идти преподавать. Хоть даже и не навсегда, но это время  самоопределения и поиска себя, не пройдёт даром! И действительно, пока не начнёшь учить – не начнёшь учиться! Это такой взаимный обмен энергией, творческим порывом, эмоциями, который помогает чувствовать себя нужным, а в случае с детьми – просто необходимым!

Я преподаю живопись детям, и среди обычных групп у меня занимаются и группы «особого ребёнка» – дети, имеющие серьёзные отклонения в развитии. В этой работе я стараюсь помочь им не только обрести знания и выработать навыки, но и через цвет выразить себя, в каком-то смысле найти выход эмоциям, почувствовать контакт с внешним миром, с окружающей реальностью. Как правило, у таких детей особое чувство цвета и формы. Иногда эти работы действительно поражают своей тонкостью цветовых отношений и образными решениями. Именно через рисунок такие дети раскрывают свой глубинный потенциал и внутренние задатки. Это взаимодействие даёт и мне импульс для развития не только как для педагога, но и как художника.

Ирина, спасибо за этот разговор. Мне кажется, что сила огненной лавы расплавленного песка, а фактически камня, перелитого в стекло силой уже твоего таланта, несет свет. С лампочкой или без, то – что, и как ты создаешь, для многих  может быть просто как маяк!

Беседовала Александра Траубе,
секция  «Арт-дизайн»

line.jpgСправка:

Ирина Владимировна Боброва
2005 г. – закончила живописно-педогогическое отделение Кемеровского Художественного Училища.
2013 г. – закончила кафедру КиСТ, отделение Художественное стекло СПБГХПА им. А.Л.Штиглица
2014 г. – вступила в Союз Художников России, секция ДПИ
2014 г. - вступила в Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, секция «Арт-дизайн»

Контакты:
тел.: +7 960 288-1798
e-mail: bobor-dobor@mail.ru