«Полоса». Олег Лычко

В гостях на «Мойке-8», дизайнер, выпускник Академии Штиглица Олег Лычко. Олег впервые публично презентует свой проект. Мы серьезно относимся к возложенной на нас миссии, переживаем, поэтому начнем издалека.


Олег Лычко. Фото: © Александр Трофимов

Что главное в работе?

Я пришел на эту землю с верой. Один раз, на первом курсе в «Мухе», на экзамене по искусствоведению мне достался вопрос про Микеланджело. Мне преподаватель говорит: «Ты не рассказывай, когда он родился и где жил, ты коротко и ясно объясни самое главное». В тот момент у меня возникло ощущение, что не я говорю, а кто-то другой: «Это человек, который зажег факел и понес его». Преподаватель поставил пять за гениальный ответ, который осознал я только через много лет.

Мы говорим сейчас – инновационные технологии, а на самом деле это все забытое старое. Мы не знаем досконально, что было при римлянах, это предполагаемая история. Сейчас на земле находят такие древние технологии, что даже не понимают кто и как это сделал, в промышленном дизайне ультразвуковые технологии обработки камня и металла к этому только приближаются. Как нам говорили, когда мы заканчивали Академию: «Вы должны нести в массы культуру и эстетику» – это я и стараюсь внедрять в своих работах, и не важно сколько мне платят, даже если не много, я стараюсь сделать так, чтобы меня запомнили. И люди действительно запоминают.

_DSC7631.jpg
«Galaktika». Стол для переговоров на 10 человек. Фрагмент

Расскажите об истории проекта, который мы сегодня представляем.

Знакомству с Робертом Симховичем Шмеркиным я обязан другому значимому для меня человеку. Нас познакомил Иван Григорьевич Уралов, с которым мы реализовали несколько проектов малых архитектурных форм для Санкт-Петербурга в то время, когда он был главным художником города. Роберт Симхович – руководитель компании «Рекор», которая специализируется на реализацией проектов малых архитектурных форм, доктор математических наук, занимается исследовательскими работами в области инженерии механики.

Роберт Симхович приобрел лопасти, фюзеляжи, другие части от истребителей и предложил мне попробовать из этих частей боевых самолетов что-то сделать. Сначала я не совсем оценил в эту затею, но потом понял, что на этой основе можно создать большой проект. К частям бывшего механизма я пристыковывал трубки, рисовал эскизы, мы заказывали стекло, в результате, получилось хорошее, эстетичное произведение – стол, который напоминает биосущество. Этот стол и сейчас стоит у Роберта Симховича на производстве, именно на том заводе, где работал Сикорский. Фотографии проекта сделал Александр Ляшко, а я подготовил макет буклета, добавил чертежи с размерами.

lichko_project_10.jpg
«Galaktika». Стол для переговоров на 10 человек. Материал: основная жаровая труба, сталь, нержавеющая сталь, детали жаровых труб, стекло осветленное 10 мм. Размер: D 1850 мм, внутренний D 500 мм, высота 750 мм.

В каком году они сделаны?

Созданы столы в 2015 году, каждый день в течение всего года я приезжал на производство. Я придумывал и курировал процесс изготовления, Роберт Симхович финансировал производство. Работа шла параллельно над всеми объектами сразу.
Коллекция получила название «Dazzle motor» – мерцающие моторы. Это не произведение искусства как музейный экспонат, а реальная вещь, имеющая функциональное применение. Мы постоянно думали о функции и эргономике – как человек садится, облокачивается, решали вопросы устойчивости, чтобы стол не качался. Пока нигде столы не выставляли, теперь думаем, как это лучше сделать, в мире есть люди которые понимают ценность таких работ. Эти вещи рассчитаны на обладателей и поклонников необычных интерьеров.

lichko_project_06.jpg
«Langust». Стол для переговоров на 10 человек. Материал: основной корпус камеры сгорания, сталь, нержавеющая сталь, детали топливной системы, стекло осветленное 10 мм. Размер: 2200х1400 мм, высота 750 мм.

Сколько столов есть сейчас?

Первый стол для переговоров – «Лангуст» остается основным в коллекции. В настоящий момент закончены около десяти моделей. В работе еще около пятнадцати. В коллекции не только столы, есть люстры, торшеры, часы, декоративные вазы и скамьи.

_DSC7719.jpg
Журнальный столик.  Материал: основная жаровая труба, сталь, нержавеющая сталь, стекло осветленное 10 мм. Размер: D 900 мм, высота 620 мм.

Имеет ли значение то, что это часть боевого самолета. Как это должно сказываться на отношениях людей, которые садятся за этот переговорный стол?

Как бы не сложились отношения между людьми сидящими за этим столом, у них останется впечатление от общения с эстетической составляющей этого механизма.

lichko_project_09.jpg
Стол круглый для переговоров на 10 человек. Материал: авторская конструкция из труб, сталь,  детали жаровых труб, стекло осветленное 10 мм. Размер: D 1850 мм, внутренний D 500 мм, высота 780 мм.

Мне кажется, что стекло столешницы превращает это все таки в музей.

Эта концепция обоснована. Я считаю, что в этом решении у стекла основная функция заключена в том, чтобы деталь просто созерцать, можно положить книгу или поставить стакан с виски, но видеть фрагменты самолета, сохранённые как можно более реалистично. Было предложение сделать пескоструйную обработку, которая придаст детали большую аморфность, но я решил оставить как есть и сейчас она даже покрыта специальным воском, который выявляет большую естественность.

lichko_project_12.jpg
Люстра офисная. Материал: детали авиадвигателя, сталь, нержавеющие трубы, светодиодные лампы.  Размер: D 1500 мм, высота 1000 мм.

Видеть благодаря стеклу связь между прошлым и настоящим?

Да, именно связь между прошлым и настоящим.

Ты, как дизайнер понимаешь, что начинаешь работать на основе уже предложенного формобразования. Твои отношения с этой формой, они достаточно сложные, и с точки зрения психологии в том числе, ведь было целое изделие, его взяли, разрезали…

Я отношусь к этому как материалу, осознавая и высоко оценивая его происхождение. Да, его разрезали, чтобы все увидели, как оно устроено, и что должно произойти, чтобы машина оторвалась в небо.

_DSC7700.jpg
Барная стойка с барными стульями. Материал: корпус камеры сгорания, детали топливной системы, нержавеющие трубы, кожа. Размер: D 1250 мм, высота 1100 мм. «Zuaba». Настольная лампа. Материал: деталь жаровой камеры, нержавеющая сталь, светодиодные ламы. Размер: 400х350х500 мм.

Вы предполагаете применение ваших проектов в интерьере?

Да, хотелось бы перевести это в среду интерьерного и экстерьерного понимания, использовать, например, на природе, как в случае с мобильным барбекю. Ведется доработка уже созданных моделей, обсуждаем варианты.

Еще есть детали?

Есть. На производстве очень большие технические возможности, но нет плановых интересных заказов у завода, нет увлеченных людей, фанатов. Чтобы стать богатым нужно быть сначала фанатиком. Сначала ты работаешь для народа, а потом народ для тебя. Успешные люди не спешат к быстрому обогащению, они просто делают, делают… приносят жертву.

А вы считаете, что чем-то пожертвовали?

Считаю, что да. Моя жена говорила, что надо деньги зарабатывать, а не ерундой заниматься, а теперь говорит, что это интересно.

В детстве самолетики любили?

Да, да, я с детства фанат самолетов. Ходил в авиамодельный кружок. Первым произведением был ЯК-40. Дома игрушек почти не было и я делал машинки из картошек, строил горки в огороде, мама ругалась.

Тогда это была игра, а теперь, это тоже игра?

За любой игрой стоит что-то настоящее. Это такой способ рассуждения, поиска, осознания.

Спасибо, что выбрали cайт Санкт-Петербургского Союза дизайнеров для премьеры своего проекта.

Я выступаю, как автор и дизайнер, Роберт Симхович, как продюсер, математик и технолог. Это наша совместная творческая работа. Надеюсь, мы сделали что-то достойное и для меня это радость, а как оно сложится: поживем – увидим!


Беседовали: Александра Траубе и Александр Трофимов.