Татьяна Минаева. Солнечная пятница на острове кукол
Татьяна Ивановна Минаева в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров с 2006 года. Вступив в секцию «Теория и педагогика», профессиональный педагог, имея в своем творческом арсенале еще и практическую дизайнерскую деятельность, Татьяна перешла в секцию «Арт-дизайн». Её покорили личность и творчество председателя секции Владимира Свердлова, заботящегося о своих подопечных. Интуитивно потянувшись к теплому отношению, Татьяна вступила в нашу секцию с работами, к которым имеет большую душевную склонность.
12 мая, в Кронштадте, Татьяна Минаева принимала представителей Креативного пространства «Мойка-8». В детской художественной школе им. М.К. Аникушина, в залах с очень красивым светом, с пространством залива, входящем в огромные окна, расположились куклы. Замерли в безупречных позах, как замирают все куклы, когда попадают в поле зрения человека.
Кукол Татьяны впервые я увидела во время её прошлой персональной выставки в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров в 2008 году. После этого знакомства работы Татьяны Минаевой стали идеальной материализацией понятия «авторская кукла», хотя лично с автором мы познакомились гораздо позже. Сегодня представлен результат её работы за прошедшее с того момента время. И я прошу Татьяну рассказать о выставке подробно.
Татьяна, то, что мы здесь видим, это одна большая коллекция?
Да, работы которые я представляла почти десять лет назад, получили свое развитие. Коллекция дополнилась графикой, работами в технике киригами, арт-объектами и, конечно, новыми образами кукол. Есть и мои опыты в технике батика. Вся графика – это раздумья над образами кукол. Есть тематические серии: музыка, театр дель-арте и цирк. Образы, которые рождаются, сначала рисуются в графическом материале, потом некоторые из них я перевожу уже в объемную пластику.
«Флейтистки», папье-маше. 2009
Кукла – кто это?
Это наверное возможность ощутить плоский мир в объеме. Мне очень трудно давалась лепка еще в художественной школе и в какой-то момент, я почувствовала потребность перевести свою графику в объем. И конечно кукла – это душа. Для меня, очень трудный вопрос продажи работ, они – как дети.
Ваша кукла – это человек?
Да.
Клоуны и Пьеро. Папье-маше, текстиль. 2017
Еще на той выставке, мне запомнились куклы, выполненные на основе формы стеклянных бутылок, это больше убедительная форма или сосуд?
Это форма на которую нанизывается пластика, по разному обыгрывается и получается новое настроение. Сосуд даже не вторичен, он просто утрачивает функцию.
Трио. Папье-маше, металл. 2008
Вы изображаете других людей или себя?
Художник, все-таки, изображает себя, чтобы он не делал и от этого никуда не деться. Наверное, каждая работа это настроение или состояние, мои интересы, каждая кукла – моя частичка. Часто поражает сходство автора со своей даже абстрактной работой и портретное сходство с самой куклой.
Расскажите пожалуйста о технологии.
Папье-маше достаточно долгий и кропотливый процесс. Склеенные слои бумаги долго высыхают, образуются паузы для раздумий, результатом таких ожиданий становятся другие работы, например, фрукты. Одномоментно в работе может находиться сразу несколько кукол и пока одной делаешь костюм, другой лепишь руки.
Фрукты. Папье-маше.
Вначале идет поиск образа, затем конкретный эскиз, отрисовка в размер, далее технический рисунок конструкции. Основа значительно меньше по объему, надо рассчитать и сформировать основу, что бы при набирании массы выйти на те размеры, которые нужны. Я стараюсь всегда не отходить от изначального эскиза где закладываются все пропорции, но иногда осознаешь просчеты, допущенные в плоскостном изображении, и по ходу приходиться исправлять. Каждая кукла, конечно, идет своим путем и, с опытом, конструктивная разработка происходит больше в голове, особенно, в случае с использованием текстиля.
Графика. Карандаш, бумага. 2016
Создание начинается с какой-то основы, это может быть каркас из проволоки или форма, набранная из газеты или строительной пены. Затем набирается основной объем и далее верхний слой, уточнение пластики и мелкие детали. Далее, выравнивание плоскостей шпаклевкой и работа шкуркой до достижения поверхности нужного качества. После покраска и декор.
Еще мне интересна техника вырезания из листа черной бумаги – киригами, где надо убрать лишнее черное. Я стала развивать её со своими учениками в детской художественной школе. Получаются очень интересные пластические и конструктивные исследования. В определенном смысле композиция «Птицоиды», в последствии названая «Крылья времени», вышла из черного листа, точнее из пустоты которая образовалась при вырезании.
Вырезка. «Джаз», «Африка», «Перекур». 2005-2008
Парные композиции, это умышленный дуализм?
На тематическую выставку «Образы средневековья», мне показалось, что одной работы просто мало. Инверсия – как идея. Отношения противоположного, дополняющего друг друга. На контрасте и противопоставлении достигается желаемое состояние. Рыжая и черная флейтистки – тоже такие.
«Крылья времени». Парная композиция, папье-маше. 2014
Вы не считаете, что каждой кукле нужно свое имя? Кажется, что если позвать её по имени и дотронуться, то она оживет.
Это очень сложно. Не возникает такого желания. Названия вынуждают придумывать выставки.
«Клоунесса». Папье-маше, текстиль. 2017
Одна из кукол закреплена на держателе, это что-то театральное? Ваши куклы могут жить в театре?
Все куклы делятся на два типа: неподвижные – они как скульптура, и подвижные – у них могут двигаться руки и ноги, их можно снять с подставки и посадить. В этом есть определенный элемент игры, а так же свобода в создании экспозиции. Игра с образом через поиск формы, это уже театр. Хотя куклы непосредственно для театра конструктивно совершенно другие.
У ваших созданий есть своя, личная жизнь?
Сейчас я увлечена подвижными куклами, меняющими положение, и это дает им возможность быть в разных отношениях уже между собой. Когда я забрала всех для экспозиции этой выставки, то вернувшись домой обнаружила, что дома никого нет!
Татьяна, на этой выставке есть гобелены вашего мужа, вы взаимодействуете в работе?
Когда муж – художник, это значительно облегчает муки творчества. Сначала, бывало спорили, но после многих лет совместной жизни, простой совет представляет очень большую ценность. Мы учились вместе в Мухинском училище (ныне СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, прим. ред.) на одной кафедре «Интерьер и оборудование», но он на отделении «Текстиль» занимался гобеленами. С началом перестройки стал работать в области книжной графики, что успешно делает и в настоящее время. В этой художественной школе Сергей Дмитриевич преподает рисунок и композицию. Старшая дочь, Ирина делала фотографии работ для экспозиции. Дизайн плаката и приглашения создан Сергеем Минаевым с использованием фотографий, выполненных младшей дочерью Ольгой. Участвует вся семья.
«Тихо». Гобелен. Сергей Минаев. 2000
У вас огромный опыт преподавания, вы вспоминаете, как учились сами?
Да, очень часто и жалею, что многого нам не объяснили.
Вы объясняете как себе?
Да, пока не пойму сама.
Что для вас самое интересное в преподавании?
Считаю, что мне очень повезло с профессией, потому что художник в преподавании – тоже художник. Очень интересно видеть как у детей начинает работать голова, зажигаются глаза и тебя начинают понимать. Главное для меня, это взаимопонимание, как с учениками, так и со всем педагогическим коллективом. В настоящий момент такое взаимопонимание в Институте Культуры достигнуто в большой степени усилиями руководства, прекрасная атмосфера, на работу приходишь как домой.
Союз принимает достаточно выпускников ВУЗов со статусом Кандидат, как вы считаете, возможно с ними взаимодействовать?
Очень важно студентов и выпускников направлять в профессиональную среду, давать возможность общения с опытными дизайнерами, которые могут рассказать о процессе работы, о проблемах, и о том, как они были решены. Поделиться впечатлениями, например, на лекции или творческой встрече.
Что вы пожелаете Санкт-Петербургскому Cоюзу дизайнеров?
Развиваться, быть все время вместе и на связи. Те изменения, которые сейчас происходят, в частности, в нашей секции очень приятны и внушают надежду на становление нашего Союза, как сообщества, где люди поддерживают друг друга.
Большое спасибо Татьяне Ивановне за выставку и прием. Наши коллеги получили большое удовольствие, взрослые мужчины играли куклами как дети, эта искренность, мне кажется убедительнее всех слов, что я написала. Для меня такие встречи очень важны, они заставляют полюбить то, что раньше было чуждо, ведь невозможно написать о том, к чему нет доброго отношения. Как и то, что попадает в объектив Александра, становится уже и его творчеством. Думаю, что будущее Союза за глобальными совместными проектами, из таких небольших опытов мы постепенно к ним приближаемся.
«Цирк». Папье-маше.
Татьяна Ивановна Минаева
1978 - 1982 – ЛХУ им. В.А. Серова. Живописно-педагогическое отделение.
1983 - 1989 – ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Художник по проектированию интерьера.
1982 - 1983 – преподаватель черчения и рисования в средней школе.
1989 - 1995 – преподаватель композиции, живописи и рисунка в ДХШ.
1991 - 1992 – преподаватель рисунка в ЛХУ им. В.А. Серова.
С 1994 – член Союза Художников России.
С 1994 – член Санкт-Петербургской Ассоциации «Текстиль-Дизайн».
С 2006 – член Союза Дизайнеров России.
2000 - 2001 – Невский Университет, курс цветоведения.
С 2000 – Государственный Университет культуры и искусств, старший преподаватель. Композиция (пропедевтика), первый курс. Дизайн-проектирование, четвертый курс. Научное руководство дипломным проектированием.
С 2008 – старший преподаватель СПбГУ, курс «Проектирование в графическом дизайне», руководство дипломным проектированием модуля мультимедиа бакалавриат, магистратура.
С 2010 – профессор СПбГУКИ
В беседе принимали участие – Ирина Боброва, Антон Жданов, Александр Трофимов, Александра Траубе.
Материал подготовили: текст © Александра Траубе, фото © Александр Трофимов. 2017