Время Игры в Парке стагнации. Часть II

По материалам Конференции в рамках фестиваля TYPETERSBURG 5–6 августа 2017 года. Часть II. Первую часть можно прочитать здесь

5. Матиас Йесперсен и Йонас Хекшер (Jonas Hecksher). PlayТype. Добавим игры к шрифту!

Обычно шрифты продаются через интернет, тем не менее, Матиас и Йонас решили открыть в Копенгагене он-лайн магазин по продаже шрифтов, оформленный и как обычный магазин. И современно оформленный магазин стал пользоваться успехом.

Дальше свой подход к шрифтовой композиции авторы демонстрируют на конкретном примере разработки логотипа Датского Института Кинематографии. Прежний логотип, построенный на обыкновенной Гельветике, использовал самый заезженный образ — мотив традиционной хлопушки перед съемкой нового сюжета. В данном случае авторы решили взять за основу сам процесс игры. Буквы слова FILM разбивают на составные части, которые свободно перемещаются вправо-влево. В результате получается динамическая композиция, которая может постоянно меняться от читабельной до нечитабельной и обратно. Читабельный вариант укореняется в сознании зрителей, после чего его хорошо узнаваемые элементы могут свободно перемещаться по горизонтали, тем не менее, не теряя ассоциативной узнаваемости. Логотип отлично действует на фирменной документации, афишах, плакатах и т.п.

petrovskiy_article_01.jpg

Небольшое лирическое отступление. Как не похоже свободно скомпонованные, иногда до дерзости, западные фирменные бланки на откровенно безобразный образ, предписываемый нашим ГОСТом…

Линейка шрифтов, созданных Матиасом и Йонасом достаточно широка: гротески, антиквы, трафаретные шрифты с самым широким спектром их применения. На прямой вопрос из зала, инспирированы ли их шрифты каллиграфией, Йонас сказал, что с каллиграфией у него не очень хорошо. Действительно, показан был скетчбук, в котором в эскизном виде прикидываются новые шрифты, новые логотипы. И это все рисованное, а не написанное.

Юморист Йонас сказал, что сначала шрифт рисуется, затем сканируется и доводится. В ответ на ироническую реакцию наших молодых компьютерных снобов, он обратил это высказывание в шутку, хотя скетчбук показывает, что это действительно так. В конце концов, показанные еще в знаменитой «KAKе про буквы» 2003 года шрифтовые эскизы Франтишека Шторма демонстрируют этот вполне правомочный и проверенный веками и десятилетиями способ проектирования, когда мысль идет от руки, будь это каллиграфия или рисованный скетч.

Дальше даются конкретные образцы шрифтов студии: гротеск Republic; необарочная Zendia с крепкими брусковыми засечками и чуть скошенным внутренним углом; курсив Clément с подобной же конструкции засечек; узкий гротеск Contribute с необычными, чуть срезанными сверху и снизу по горизонтали и справа и слева по вертикали овалами, и арками. Шрифт Danmark уже почти гротеск-антиква с толстыми треугольными засечками, как бы сильно осовремененный отпрыск Йенсона. Вытянутый по вертикали гротеск Premiere с модным в последние десятилетия введением однозвенных «i» и «j» с выраженными засечками. Гротеск Primo Sans использует прием завершения наклонных штрихов перпендикулярно оси. Верхние выносные срезаны под углом, но в строчных прием поддержан только у r и u только слева. В полужирном начертании угловой срез оставлен только у наклонных штрихов, у выносных и буквы u слева, а у r сделан прямым. Primo представляет собой супергарнитуру. Primo Serif решен в ренесансном духе. Достаточно узкий гротеск Rondo в известной мере напоминает ленточную антикву со специфическими «заквадраченными» овалами, напоминающими зауженными Melior Германа Цапфа. Естественно, современному гротеску сопутствует полноценный курсив. Жирное начертание гротеска Rondo представляет собой открытый зауженный гротеск. Рондо также является супергарнитурой, имея в своем составе антикву.

Итак, ПлейТайп открыл в Копенгагене онлайн магазин, где шрифты представлены на разных носителях, в разных рекламных композициях, на одежде, на различных фактурах. Все это элементы рекламной стратегии вплоть до татуировок или их имитации.

Магазин PLAYTYPE

Подробно рассмотрено проектирование и результирующие знаки шрифта Berlingske. Это суперганитура: гротеск, антиква, брусок и тайпрайтер. Все как всегда начиналось с реальных скетчей. Дальше идет компьютерная работа. Кстати, овалы в антикве подобно Оптиме Цапфа наклонены вправо. Антиква носит барочный характер. Брусок оснащен так, видимо, любимыми студией засечками с чуть наклонёнными наружу внутренними площадками. Дан наглядный пример вставки антиквенной буквы в строчку бруска, что бы показать единство скелета супергарнитуры. Тоже самое демонстрируется в сочетании всех 4-х составляющих супергарнитуры. Первоначальный вариант линейки содержал порядка 7-ми начертаний по жирности, а всего разработано 21 начертание для гарнитуры Newspaper Berlingske.

Студия работает и с кириллицей. Для того же шрифта разработана кириллическая версия в составе 217 глифов. Плюс 233 греческих и 246 расширенной латиницей. Плюс глифы верхнего регистра и т.п., курсив, трафаретный. В антиквенную часть входят варианты Serif , Condensed, ExtraCondensed, Text и Stencil. Serif — для более крупных кеглей, а Text — для мелких. Для гротеска разработаны: Sans, Condensed и ExtraCondensed, и Round со скругленными завершениями штрихов. Бруски: Slab, Condensed, ExtraCondensed, Display, Stencil. Вся супергарнитура представляет из себя 237 различных начертаний.

Дальше продемонстрированы мелкие детали соответствия и различия. Например, при наложении Serif и Display в антикве и гротеске. Весь комплект знаков составляет 476 700 глифов. А дальше идет игра — изучение проблемы идентификации шрифта построенного на основе примитивных форм — штрихов и точек (лаборатория обучения). Коллекция номеров итальянских машин навела на мысль разработать супергарнитуру Italian Plate. 341 шрифт — 7 стилей. В рамках каждого шрифта написана фича, позволяющая автоматическую замену глифов разных вариантов для создания необычных по композиции связок.

@playtype
@playtypefoundry
jonas@playtype.com
matias@playtype.com

7. Геннадий Фридман ПараТайп (доклад Александры Корольковой). Как (и почему) мы делаем шрифты

Изложены основные функции шрифта. Первая функция — прямая передача смысла. Утверждается, что для лучшей передачи смысла нужен анализ условий, в которых воспринимается информация, а также соответствия параметров шрифта этим условием. Оказывается, что 2 или 3% ширины или высоты знаков уже сильно влияет на набранный текст (между прочим, это и есть величина компенсирующих оптических иллюзий свисаний — Д.П.). Выделяются некоторые параметры шрифта, соответствующие жестко установленным условиям восприятия.

Так, ограниченная площадь для текста диктует узкие пропорции и короткие выносные. Необходимость быстрого распознавания и прочтения диктует широкие пропорции, хорошо узнаваемые формы знаков, акцент на характерные черты букв, хорошо отличающиеся друг от друга формы для знаков которые легко спутать. Большое расстояние до текста также требует широких пропорций и достаточно простых и узнаваемых форм знаков.

Низкое разрешение (экранное) требует крупных строчных относительно прописных. Необходимо увеличенное пространство между знаков, которое опять-таки должно иметь простые и узнаваемые формы.

Компенсация технологических ограничений обеспечивается хинтованием и пр. Восприятие длинного текста требует привычной формы знаков, внимания к равномерности межбуквенных расстояний, кроме того должны быть достаточными межстрочные расстояния. Недаром в свое время Пауль Реннер говорил: «Набор без шпон есть насилие над зрительной силой народа».

Наконец, незнакомые читателю слова, также как и дефицит времени, требуют узнаваемых форм знаков, акцента на их характерные черты и разных форм для сходных по конструкции знаков. Недавно анонсирован новый формат шрифта CFF2, который позволит подгонять параметры шрифта под конкретные задачи пользователя, не ориентируясь на готовый набор начертаний.

Это то, что относилось к текстовым шрифтам. У шрифтов специфически акцидентных акцент смещен на эмоциональное воздействие читателей.

Изменение в шрифтовом дизайне происходит вследствие изменения среды (перемены в графическом и коммуникативном дизайне) в связи со сменой технологий. Кроме того изменение с необходимостью диктуется тем, что в латинице «все уже сделано», как говорит молва, поэтому чтобы заявить о себе, надо придумать что-то новое. Хотя, по словам Корольковой и Фридмана, шрифтовой дизайн (скорее всего текстовые шрифты) — область очень консервативная, а действительно реальные изменения и формы можно заметить лет через 50…

С прискорбием отмечается, что происходит негативные изменения, непосредственно связанные со средой. Количество явно не переходит в качество. Рост количества дизайнеров общего профиля и падение среднего уровня приводит к том, что основной массе пользователей все труднее отличить качественный шрифт от некачественного. Более того, для кратковременного коммерческого успеха качество вообще может не играть никакой роли.

Довольно распространенным явлением стал качественный бесплатный шрифт. Изменения, связанные с технологией, это современный бум Веб-шрифтов. Веб-шрифтам и работе с ними посвящено несколько докладов на этой конференции. Обычно утверждается, что формально Веб-шрифт можно сделать из любого шрифта с помощью специального сервиса.

Однако реально сделать полноценно экранный шрифт под силу только группе специалистов. А это затраты. Так что бесплатно раздавать Веб-шрифты может или очень большая компания или компания с внешним финансированием. В результате происходит расслоение шрифтов на общедоступные, которые есть у всех, и мало кому известные. Перенасыщение латиницей приводит к чрезвычайно узкой специализации (шрифт для очень мелкого текста, для обучения чтению, письму и т. п.) в дизайне и постоянным экспериментам с формой (игры с контрастом, жирностью и т.п.). Приведен пример шрифта для очень мелкого кегля, где вместо строчной буквы о вообще стоит квадратик, который спокойно воспринимается как о. Приведен пример шрифта Origin с очень необычными формами знаков, а также несколько еще подобных шрифтов.

Перенасыщение латиницей играет на руку нелатинским письменностям, вызывая интерес к ним. Создается масса шрифтов, обнимающих сразу несколько языков. В результате изменений окружающей обстановки, таких как огромное количество компьютеров, развитие ВЕБа и важная роль крупных корпораций, происходит падение цен. Массовыми становятся системные и бесплатные шрифты, распространяемые крупными игроками. Множество студий с похожими шрифтами мешает пользователю ориентироваться в шрифтовом море. Кстати, среди наиболее популярных гротесков паратайповский PT Sans занимает 6-е место.

На сайте Myfonts.com бестселлерами на середину мая этого года были 50 шрифтов. Из них: так называемые «великие шрифты» (сделанные до шрифтового бума) — типа Гельветики, Din, Futura и пр. — 19 штук; геометрические гротески — 12 штук, скрипты — 6 штук; открытые гротески — 5 штук; модульные гротески — 4 штуки. Кстати достаточно популярны шрифты студии Багдасарян и Кириленко: Активист, Аэропорт, Брутал Тайп, Геометрия, Геометрия Нарроу, Гербера, Формуляр, Институт, Нойде и Вермут. На сайте Юрия Гордона представлено более 70 шрифтов.

ПараТайп занимается как и все: разработкой тиражных шрифтов, заказными работами, а в дополнение выполняет заказные технические работы. Кроме того продолжается поддержка и переработки старой библиотеки. В принципе хороший шрифт в полном объеме требует над собой работы около 5 лет…

В 2000 году ПараТайп предлагал около 300 гарнитур, сейчас их количество возросло. Ныне в моде особый спрос на вариативные шрифты. В принципе тенденция идет к тому, что бы делать шрифт для браузера данного определенного пользователя. Около 2000 года, как раз когда в портфеле ПараТайпа было около 300 гарнитур, мир перешел на формат OpenType. К 2008 году было добавлено около 150 гарнитур сразу с поддержкой OT. К 2016 году прибавилось еще приблизительно 75 гарнитур сразу с Веб форматами. Причем возросли требования к хинтованию, поэтому пришлось произвести ревизию старых шрифтов. Сейчас максимум внимание к вариативным шрифтам. Основной крен в работе ПараТайпа это шрифты широкого применения.

Королькова и Фридман приводят цитату из Стенли Морисона: «Если читатель не замечает искульчительной сдержанности и упорядоченности нового шрифта, то это, по всей видимости, хороший шрифт. Когда же мои друзья находят, что хвостик у буквы “r” или „нижняя губа“ у буквы “е” из моей наборной кассы строчных литер выглядит довольно мило, мне становится ясно, что шрифт только выиграл бы без этих отличительных признаков. Шрифт, от которого ждут успеха не только сейчас, но и в будущем, не должен быть ни чересчур особенным, ни чересчур милым».

В качестве иллюстрации приложено наложение друг на друга знаков шрифтов Georgia, Petersburg, PT Serif и Charter. В конечном итоге буквы достаточно хорошо накладываются друг на друга, оставаясь близкими в своих основных пропорциях. Это, кстати, очень напоминает проведенным когда-то Адрианом Фрутигером опыт наложения букв нескольких антиквенных гарнитур друг на друга. В результате получается абрис малоконтрастных (необарочной) антикв типа Century, шрифтов носящих общее название legibility, — легко распознаваемых.

ПараТайп ориентируется на качество и «долгоиграющие» шрифты, т е нейтральные для своего времени, медленно устаревающие и не очень ориентированы на сию минутную моду. Проектирование начинается с нормального начертания к которому дорисовывается очень светлое в одну сторону и сверхжирное в другую. А потом уже машинным способом дорабатываются промежуточные начертания. Широкое распространение Веб-шрифтов потребовало разработки быстродействующего способа автохинтовки, в результате которого в течении минут достигается результаты почти такого же качества, на которое в других программах требуется дни ручной работы. Качество шрифта очень важная вещь, даже если об этом не задумывается пользователь, т. к. шрифт усложненного нетрадиционного рисунка тормозит чтение. Либо человек читает, либо разглядывает буквы — это разные вещи. Несмотря на основное внимание к текстовым шрифтам традиционного рисунка в библиотеке ПараТайпа есть масса акцидентных шрифтов.

Для государственной документации разработан шрифт, который так и называется ГОСТ, — с одинаковой шириной знаков во всех начертаниях. Изменение технологической базы привело либо к разработке новых версий старых шрифтов (к примеру Журнальная Рубленная Новая), либо к исправлению ранних цифровых версий 90-х годов (Гарнитура Лазурского). По словам Изабеллы Чаевой, в докомпьютерные времена отношение к форме было несколько иным, чем сейчас. Однотипные штрихи в разных буквах могли быть разной толщины, потому что внимание уделялось в равномерности «по цвету» букв в целом шрифте. В последнее время несколько модернизирована Школьная гарнитура (Школьная Новая), FreeSet.

fonts@ParaType.com

8. Баптист Гюэснон. Вариативность на первом месте

Хотя некоторые элементы его доклада вызвали бурную реакцию по интернету Ильи Рудермана, выступающие резонно отпарировал, что он и не считает себя первым изобретателем предлагаемой технологии, но излагает свои подходы к их использованию в поиске новых собственных вариантов применения. Кстати, к вопросу о способах получений знаний и навыков в наше время. Баптист называет себя самоучкой. Достигнутые им является плодом его самообучения, поиска метода проб и ошибок. В первую очередь — вариабельность. очень часто при верстке, особенно экранной, встречаются текстовые ситуации, требующие такого шрифта, который можно было бы подстроить под существующие условия набора. Это может быть очень мелкий текст, текст с переносами в узкой колонке, растянутый текст. Недаром перед этим Баптист показал иллюстрацию с изображением прокрустова ложа. В качестве текстового примера приведена работа со шрифтом Gulliver Герарда Унгера.

В полиграфии обычно применяются статические измерения: пика, кегль, пиксель, сантиметр. В экранном изображении нужны скорее относительные единицы: проценты, высота окна, ширина окна, они могут быть у разных браузеров разные. А почему бы не менять размеры на ходу. Буквы, начиная с древнеримских надписей, претерпели массу исторических изменений. Буквы старинных римских надписей могли иметь сильно отличающейся друг от друга формы даже в одной строке. Речь не идет, конечно, о монументальных надписей поздней республики и империи. Весьма причудливыми могли быть буквы Модерна, Ар Деко. Весьма необычную форму могут иметь буквы современных шрифтов.

Во времена металлического набора приходилось нарезать шрифт для каждого кегля отдельно. Причем с уменьшением кегля шрифт нужно было постоянно корректировать в сторону уменьшения контраста элемента и упрощения рисунка. В качестве иллюстрации Баптист приводит вариацию рисунка букв «а» шрифта Century в линейке от 72 до 4 кг, приведенных к одному размеру.

Особенность технологии высокой печати на ранних этапах развития полиграфии приводили к тому, что одна и та же буква выглядела по-разному, хотя отливалась с одной и той же матрице. Однако наш опыт общения с традиционным печатным процессом приучает считать, что в традиционным шрифте одна и та же буква должна выглядеть одинаково. Это мнение порождено процессом печати отличным от рукописного написания. Однако нет технического резона делать и цифровые буквы совершенно одинаковыми, когда они набираются. Это провозгласили еще в 1990 году Эрик Ван Блокланд и Юст Ван Россум в журнале Эмигре.

В течение 5-ти веков господства металлического набора буквы отливались с помощью пуансонов и матриц. К концу XIX века гравировка могла осуществляться уже с помощью пантографа. Затем появился линотип и монотип. Максимально точность воспроизведения достигается в эпоху фотонабора и офсетной печати. Еще точнее оказываются ПостСкрипт шрифты, однако с распространением формата OpenType и появлением вариативных шрифтов незыблемый закон идентичности знаков оказывается всего лишь мифологемой. И форма знаков одного шрифта может подвергаться сколько угодной большой модификаци. Программное описание контура буквы с помощью сплайнов и процесса хинтования и позволяет максимально точно передавать форму знака и при низком разрешении и уменьшении, свободно изменяя эту форму в сторону упрощения или усложнения, просто оперируя изменением вводимых параметров описания одних и тех же точек кривой.
  
Написанный скрипт может менять форму букв в широчайших пределах. «Смысл компьютера это изменение, а стабильность, это исключение», – написал Лэй Дэвид Болтер в Writing Spaсe в 1991 г. Показаны широкие возможности изменения формы буквы «а» в шрифте Fedra.

Первые попытки программирования при изготовления шрифтов предприняты в середине 70-х годов; в конце 70-х годов появляется знаменитая Каровская система Икарус. В середине, в конце 80-х появляется язык PostScript. В начале 90-х появляются шрифты Multiple Master . В конце 90-х формат OpenType. А в конце 2000-х специальные Веб-фонты с расширением… Наконец сейчас вариабельные шрифты.

Аналогичны тому, как видоизменяет букву программа «шкалирование» ИнДизайна с веб-шрифтами работает HZ программа.
Как это работает?

В шрифтах Multiple Master изменение идет по нескольким осям. Тем не менее это как бы статичная модель изменения, которая требует заметных ресурсов компьютера. То есть каждый раз получается отдельный шрифт с заданными параметрами, в то время как динамическая модель предлагает 4 мастера в одном фонте и потому требует на 2 порядка меньших ресурсов. Как заставить вариабельный шрифт работать на неготовым к вариабельности оборудовании?

Шрифтовые технологии постоянно совершенствуются. От шрифтов Тайп1 PostScript и TrueType мы перешли к OpenType, а OpenType вкупе с JavaScript позволяет создавать вариабельные интерактивные фонты (реагирующее на изменение условий или наше желание изменить эти условия). Цифровой шрифт с современными подходами позволяет прямо на лету при написании соответствующих скриптов изменять форму знаков, быстро добавлять новые знаки, изменять фразу.

Plumin.js, Yannick Mathey & Louis-Remi Babe, 2014
https://github.com/byte-foundry/plumin.js

Вариабельные фонты имеют не просто возможности выбора и даже слишком много выборов, но позволяют выбирать лучшее и наиболее совершенное, создавать «умный» шрифт. Все в этом шрифте оказывается буквально живым. Изменение параметров «умного» шрифта позволяет его интерактивную анимацию. Встроенные в шрифт мастера позволяют быстро изменить форму букв. Приведены примеры изменения шрифта с изменением параметров, можно увеличивать буквы на весь экран, растягивать, сужать и пр. На экран могут выводиться метки, с помощью которых можно в интерактивном режиме можно быстро изменять форму ограниченного ими контейнера, при этом одновременно изменяются строки окружающего контейнер текста.

Другой скрипт позволяет свободно манипулировать сразу целой группой строк помещенного на экран текста. Приведен пример, когда в верхнем левом углу текст уменьшен и сконденсирован, а в правом нижнем сильно растянут по горизонтали. Можно свободно манипулировать краями контейнера, содержащего текст, придавая ему произвольную форму в интерактивном режиме, что обычным способом заняло бы много времени. Правда, буквы при этом тоже будут деформироваться в связи с изменением ширины контейнера.

Еще одна возможность – это FontFace observer. Поскольку на любом современном ноутбуке есть фотокамера, то шрифт как бы будет отслеживать расстояние ваших глаз от экрана и в соответствии с этим будет увеличиваться или уменьшаться в кегле. Font equalizer — «Фонтовый уравновешиватель».

Что же может вариабельный шрифт сделать с текущим ОпенТайпом без перекодирование фонта?
— Позволяет вариации глифов в одном файле. Не нужно кодирования или изменения параметров.
— Поддерживает до 200 осей изменений.
— Оптимизирует оборудование (ускоряет демонстрацию на экране).
— Сжимает файлы (ускоряет загрузку).
— Легок для манипуляции с CSS или UI.
— Оси изменения глифов действуют поверх предыдущих фичей OpenType.
Adobe Variable Font Prototype https://github/com/adobe-fonts/adobe-variable-font-prototype
— Использует те же самые файлы расширения (ТруТайп сплайны — VFont.ttf , CFF2 сплайны VFont.otf [заявленный новый формат])
Компрессированные формы для Веб VFont.woff; VFont.woff2

О вариабельных шрифтах: Axis-Praxis, by Laurence Penney, 2016
http://axis-praxis.org

Где можно использовать вариабельные шрифты? На любой платформе и браузере (Windows, Mac. Linux, Android + Chrome Canary или Mac Os + FireFox). Можно применять к шрифтам на любых языковых основах. Чем генерировать вариабельный фонт (OpenType 1.8) Robofont, Glyphs App, Python Tools. Все это великолепно, но что же случится с невариабельными фонтами?...

@ba_gsn
contact@baptisteguesnon.eu

9. Райнер Эрих Шайхельбауэр. Больше шрифтов, больше веселья

От геймификации к анимации; от простой игры к полноценной анимации. Игрофикация (геймификация [от англ. gamification], геймизация) — применение для прикладного программного обеспечения и веб-сайтов подходов, характерных для компьютерных игр, в неигровых процессах с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг.

Райнер Шайхельбауэр представляет шрифтовой редактор Glyphs. Аналогично Корольковой и Фридману, представлявших ParaType, он утверждает, что новые, современные шрифты более качественно сделаны. Вдобавок фичи OpenType наделяют их дополнительными свойствами. Лучшие инструменты – лучше понимание. Более совершенные, более функциональные шрифты позволяют гораздо больший контроль над собой и – привносят больше веселья.

petrovskiy_article_03.jpg
Фото с сайта typetersburg.ru
Программа Glyphs представляет специализированные векторные инструменты для разработки новых шрифтов. В частности, также как и 6-ая версия Фонтлаб, она позволяет интеллектуальное изменение формы глиф. Взяв, например, две точки на разных полуовалах «в» при их перемещении изменяются согласованно оба контура, что невозможно в иллюстраторе. Глиф также хорошо работает с хинтованием. Программа очень корректно выполняет интерполяцию при изменении толщины кривой, сглаживая возникающие отклонения (пример – изменение толщины спайна буквы S). инструменты позволяют мягко и адекватно корректировать характер кривой (пример буквы с). Программа позволяет также выдерживать однообразие внешнего и внутреннего контуров кривой (пример арок букв m и n).
  
Локализация с ОпенТайп фичами. Например, в голландском языке существуют буквы a и j со специфическим верхним ударением (акут). В обычном наборе подчас приходится довольствоваться рядовой j. Специальная фича позволяет оперативно изменять верхний акцент. С помощью добавочных фичей введенных в шрифт, можно переключаться на капитель, дроби, перечеркнутый нуль, подстрочные и надстрочные цифры, специфические заглавные и др. буквы. Возможна имитация рукописных шрифтов с большим количеством вариантов букв.

В качестве опыта была оцифрована старинная римская надпись с огромным количеством аллографов. В ОпенТайп шрифте сделано несколько стилистических наборов знаков. Так, например, одни и те же цифры можно заменить на римские, арабские, специфические.

Наконец, начинается игра. Вместо слова набирается картинка. Показанные фичи разработаны разными авторами, от студентов до профессионалов. При наборе слова набирается картинка, причем после слова вы набираете определенную комбинацию точек, то картинка начинает двигаться. Эти опыты с достаточно простыми и очень веселыми картинками вызвали необычайное оживление молодежного по преимуществу зала…

…И тут я вспомнил прошлогоднюю лекцию Рудермана-Остроменцкого, где было сказано, что современные стихи должны быть «простые, как таблетки»… Веселые пляшущие человечки – это, конечно, тема для Времени игры в парке стагнации…

Наконец, собственная фича автора доклада позволяет деформировать определенные фрагменты текста или вводить дополнительные изображения. Или же на экране разыгрывается целая игра в Мариенбад. В специальной вкладке включается определенная команда, и осуществляется набор для игры. Играть можно не только со знаками шрифта, но и с пиктограммами. с помощью процентовок в соответствующем игровом меню можно задать степень изменения глифа пиктограммы.

Особенно эффектно выглядит изображение скачущей лошади (Laurence Penney). Пиктограмма сложна в построении, но зато алгоритм позволяет векторному изображению совершенно адекватно передавать изображение галопа в полном соответствии с реальным движением лошади.

glyphsapp.com
schriftlabor.at

10. Покрас Лампас Каллиграфутуризм, или Тезисы Покрас-Лампаса

Знаменитый в молодежных (и далеко уже не только молодежных!) кругах культовый каллиграф Покрас-Лампас (Арсений Пыженков) решил посвятить свое выступление не саморекламе (как он сам выразился), а посвящению молодежной на 90% аудитории Конференции в тайную кухню своего стремительного карьерного продвижения. То есть изложить свое жизненное кредо – отношение к миру, к искусству и современной индустрии карьерного успеха.

Отправной точкой своего взгляда на искусство, его отношения с окружающей действительностью выступающий называет события, произошедшие в середине второго десятилетия 20 века – знаменитый писсуар Марселя Дюшана и эпохальные для своего времени творческие установки Казимира Малевича, полностью перевернувшие взгляд на искусство как на рабское копирование действительности и объявляющие Искусство самоценным актом творческой деятельности человека, в чем-бы она не выражалась.

На экране: 1915 – 2017. Новый живописный реализм. Малевич. Цитаты:
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображения уголков природы, мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто живописные произведения».
«Я преобразился в нуле формы и выловил себя из омута дряни академического искусства».
«Я уничтожил кольцо горизонта и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры. Это проклятое кольцо, открывая все новое и новое (! – Д. П.) уводит художника от цели к гибели». «И только трусливое сознание и скудость творческих сил в художнике поддаются обману и останавливают свое искусство на формах натуры, боясь лишиться фундамента, на котором основал свое искусство дикарь и академия».
«Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы – все равно, что восторгаться вору на свои закованные ноги».
Квинтэссенция всего этого, по Лампасу, то, что раньше до этого времени не видели Свободы.
«Только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность». «Вещи исчезли как дым для новой культуры и искусства, и искусство идет к самоцели – творчеству, к господству над формами натуры». Казимир Малевич. 1915

С приходом эпохи постмодернизма (Багдасарян считает, что уже наступает следующая эпоха, которую она называет метамодернизмом – Д. П.) все развивается так быстро, а информации так много, что свобода выбора и получения знаний сталкиваются с хаосом беспорядочных предложений и битвой старых и новых богов, лидеров мнений. Я (П–Л) говорю о том, что вы не видите верной стратегии. Каждое поколение ломает рамки и ценности старого. Сейчас наша очередь создавать новую визуальную культуру. У вещей не стало сути.

Выступающий снова подчеркивает высказывание Малевича: «Я преобразился в нуле формы и выловил себя из омута дряни академического искусства». Знаменитый писсуар Марселя Дюшана, поданный в 1917 г. в Салон как арт-объект, прозванный Фонтаном Дюшана. Сделал ли мистер «R.Mutt» произведение «своими руками или нет», не имеет значение. Он избрал это в качестве арт-объекта. Он вдохнул в вещь новую жизнь, убрав из нее старое значение (писсуар), создав для объекта новую мысль. XX век помог миру переосмыслить суть вещей.

XXI век начинался с переосмысления ценности знаний и получения новой информации. И чем меньше вы готовы к этому, тем нам (продвинутым, понимающим и успешным – Д. П.) лучше и проще. Мы формируем новую философию и ценности. Самый первый шаг долгосрочной стратегии – формирование своей собственной системы знаний, ценностей и целей! Всегда спрашивайте себя, зачем вы делаете тот или иной проект. Чем меньше вы ставите себе рамок и целей (свобода – и сплошные рамки!? – Д. П.), тем легче вами манипулировать и пользоваться как рабочими руками на пути достижения собственных задач (теми, кто вами манипулирует – Д. П.). Работайте на себя, даже если вы работаете над проектом для клиента. Если вы вдруг со мной не согласны, задайте себе простой вопрос: есть ли у вас крутой проект, о котором знает широкая аудитория, а не только узкий семейный или профессиональный круг. И знают ли эти люди, кто автор работы, а не бренд, для которого эта работа сделана. Скорее всего, нет.

Нынче бренд стал равен искусству. Бренды стали агрегатами наших с вами достижений и результатов творчества. Бренд – площадка, транслирующая отобранное творчество в массы и задающая краткосрочные тренды. Есть другой путь. Можно одномоментным ярким эпатажным действием также добиться успеха: робот с краскопультом нашел свое место в истории моды, Александр МакКуин стал легендой, но вы, скорее всего, порефлексируете немного на эту тему и продолжите работу по чужому бренду еще долго, лет 10-20… Новая парадигма в искусстве: Человек = Бренд = Искусство. Эволюция постмодерна привела к новому восприятию того, что можно оценивать как Искусство. Дизайн вне рамок дизайна = искусства (так называемый «немотивированный дизайн» - Д. П.).

Понимаю, говорит Лампас, – вам сейчас немного сложно это понять. Как только дизайн выходит из плоскости дизайна, он воспринимается иначе, поскольку сам предмет становится объектом искусства. Даже презентация может стать перформансом и объектом искусства. Стремись к уникальному, развивай это, а не уходи в ремесло. Зона комфорта – это когда ты чего-то добился. Ты думаешь, это все просто. Но к успеху приходят единицы.  И переходи к своему творчеству. Отвергнись привычного и делай так, как ты видишь.
  
Далее выступающий привел примеры своих собственных работ. К примеру, был разработан логотип, почти за гранью читабельности, но тем не менее. он понравился заказчику в Турции.

Создать не только продукт, но и свою философию, бороться за свой стиль = искусство. «Если хотите простого пути, лучше откройте палатку с шаурмой», – завершил свое выступление Лампас.

line.jpg

А теперь от автора обзорной статьи.

То действительно великое, что предложил миру Казимир Малевич, – это не Искусство, а дизайн и элементы архитектуры. Дизайн – не Искусство в его сакральном понимании, а высококвалифицированное ремесло, процесс которого построен по законам искусства и которое использует инструменты искусства, не являясь Искусством. Потому что задачи Дизайна и Искусства лежат в разных плоскостях человеческой культуры. Задачей Искусства является передача художественными, образными средствами парадигмы человеческого мировосприятия в рамках окружающего человека данной эпохи пространственно-временного и социального континуума. В отличие от науки, описывающей мир строго дискретно, поскольку дойдя в познании микромира до уровня пространственно-временной пены, практически теряет возможность конечного описания природы. Искусство может активно формировать либо положительную парадигму целостного мира, где части служат к благу целого, а Целое - создает благоприятную среду для существования и развития частей, либо отрицательную, где части преследуют сугубо индивидуальные, своекорыстные цели, что, в конечном итоге, подразумевает разрушение Целого.

Вальтер Гропиус развивал идеи дизайна с сугубо положительным намерением резкого улучшения качества жизни путем воспитания производителя и потребителя в целях создания нового, более равного пор комфорту, действительно достойного Человека качества жизни для всех. Практически – в целях восстановления социального равенства и воспитания само- и взаимоуважения индивидов – членов социального коллектива.

Но. Была совершена великая подмена. Духовные основы жизни заменялись материальными условиями жизни. И это привело просто к возникновению общества потребления, где Искусство, воспроизводящее Духовные основы человеческой культуры в ее соотношении с природой самого человека и с окружающей его Природой, стало влачить жалкое существование падчерицы Дизайна. А расслоение, внешне ставшее менее заметным, только увеличилось. И, в основном, перешло именно в Духовную сферу.

А великолепная американская идея создания якобы молодежной цивилизации, где молодые во всем хотят играть первую скрипку, а старики вообще-то не нужны как бесполезный хлам, так это прекрасный способ манипулировать энергичной толпой, у которой еще нет опыта настоящего, трудного и во многом болезненного, но такого необходимого для сохранения Целого человеческого общения. А есть только нахрап и бесконечное самомнение неофитов, только что приобщившихся к Вере в свое Новое превосходство над Старым и отжившим. То-то прогнозы погоды стали вызывать смех, понеже, видимо, старики, которые что-то понимали, ушли, а молодые только и умеют, что цокать по клавишам компа, а не думать и анализировать…

Цель настоящего Искусства – не только и не столько делать гениальные шрифты и каллиграфические изыски. Но – учить смотреть друг на друга не как волки; а природу почитать не в качестве дойной коровы или вериг для истинно творческого полета фантазии, а понять своим идиотским умом, что без чувств, рождаемых именно Нашей Человеческой ПРИРОДОЙ, мы будем слабым придатком компа, который рано или поздно выбросит нас из существования как ненужный для Вселенной хлам!

Вот так-то, господа хорошие!!

Я сам по образованию дизайнер и не могу хаять свое Ремесло. Необходимо просто понимать цели и задачи каждого из родов человеческого Творчества. Каковыми, несомненно, являются и Искусство, и Дизайн.

Дмитрий Петровский,
член секции «Графический дизайн»
Санкт-Петербургского Союза дизайнеров