Капля

Эта статья выходит накануне дня рождения главного редактора сайта Санкт-Петербургского Союза дизайнеров Александра Трофимова. Хочу его поздравить и поблагодарить за очень важный опыт работы в редакции, приведший меня к новой ступени личностного развития!

Присоединившись к редакции в конце 2015 года, наверное, я скоро смогу отмечать трехлетие своей журналистской деятельности. В связи с этим хочу сказать, что за эти неполных три года я узнала гораздо большее число людей в Союзе, чем за те десять лет, которые провела в Союзе до того. Ранее мне не приходило в голову что-либо писать о себе и тем более о других… Первое предложение Александра взять интервью я отвергла с ужасом, но постепенно, по капле в постоянной работе над созданием различных материалов о дизайнерах выросло это желание. Ведь написать о человеке – это так просто! Отказаться от критики, увидеть то, в чем он уникален, и найти небанальные слова, чтобы это передать.

Конечно, в результате такого подхода я получаю награду – любовь к этому человеку! Но с новым интервью задача усложняется по форме, ведь хочется, чтобы каждое следующее было непохоже на предыдущее и не превратилось в анкету из стандартных вопросов. Писать о себе – совсем другая история и скорее необходимость напоминать себе, что ты – дизайнер, а вовсе никакой не журналист...

Фото: © Александр Трофимов

В этом рассказе речь пойдет о капле, как образе малого, из которого складывается большое, идентичное ему по свойствам, и о том большом, которое складывается из малого. В моей работе это капля воска, как образ тех небольших, но постоянных усилий, которые создают большой результат. Но вот вопрос – что считать результатом? Или сам процесс имеет самодостаточную ценность при правильном к нему отношении?… Ведь форма капли совершенна, а то, что ты можешь создать, будет всегда хуже. Но желание приблизится к этому совершенству гонит авторов вперед за недостижимым результатом, не позволяя ценить каждое мгновенье, наполненное этим устремлением. Наслаждаться самим желанием, совершенным, как сама капля.

Коллекция украшений «Шамати» началась с получения мною стипендии Министерства Культуры в 2011 году. По условиям после получения гранта необходимо через год представить результат. Желание проникнуть в скрытое, прикоснуться к тайне раскручивается, как спираль раковины, и чем дальше с ней движешься, тем только больше кружится голова. Первая ракушка была сделана в попытке понять, как она устроена. Каждый раз, когда доходишь до момента формирования точки выхода в зримую область, есть момент непонимания, как бы потери осознания логики предыдущего постижения, и это вызывает трепет. Чувственное понимание своей малости, но и причастности к спирали, как к коду, лежащему в самом фундаменте мироздания. Новая ракушка, как новый виток спирали – все сначала, но уже на новом уровне. Наверное, поэтому желание постижения заставляет начинать работу, искать фактурные и структурные частные решения.

Эскизов, которые потом воплощаются в материале, у меня нет. Рисование присутствует, скорее, для настроения. В технике ручного моделирования из воска капельным способом повторить в точности что-либо практически невозможно, и в этом есть одна из составляющих красоты момента.


drop_2.jpg
Альбом формата А4 горизонтально, черно-белая печать. 2012 Фото: © Сергей Бахирев 2012
Отчетом по стипендии явился каталог работ, созданных за 2011 год. Все было сделано только из воска на тот момент. Полупрозрачность воска имеет своеобразный эффект. Тут же состоялось и моё первое знакомство с программой Adobe Photoshop, которая пригодилась для создания презентации. Экземпляр альбома хранится в библиотеке Санкт-Петербургского Союза дизайнеров на «Мойке-8».

Модельный воск имеет температуру плавления около 60 градусов. Горячая игла погружается в воск и быстро вынимается, неся каплю, которая кладется уже в нужное место, где она мгновенно остывает и становится твердой. Модель формируется в воздухе, без каркаса, основываясь на внутреннем чувствовании структуры. При таком способе моделирования возможно создать сложную форму с внутренней конструкцией, не прибегая к сборке частей. Все выращивается постепенно, в любом направлении. С обеих сторон поверхности образуется фактура, которую практически невозможно создать другим способом и сымитировать в металле. В месте вхождения иглы в массу воска остается пустота. В процессе работы масса истончается и приобретает очень красивую структуру. Обнаружив это, я стала использовать и эту красивейшую фактуру, которая образуется сама собой и часто бывает лучше, чем осознанно создаваемый рисунок. Оба этих технологических хода можно комбинировать в одной модели.

Маленькая раковина была отлита самой первой. Камень закреплен павильоном вверх. Близость острия бриллианта к коже подчеркивает возможность касания, как близость постижения, раскрытия. Ведь спираль раковины начинает свое движение именно с вершины, из черной точки – корня всех миров.

TROFOTO_2660_29012016.jpg

TROFOTO_3115_27032017.jpg
Раковина №1. Украшение для шарфа. Серебро, черный бриллиант, оксидирование. Размер: 70х24х23мм.2013. Модель: Ксения Векшина. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Раковина №2. Украшение для шарфа. Серебро. Размер: 114х57х40мм. Модель: Ксения Векшина. Фото: Александр Трофимов 2017
Раковина №2. Украшение для шарфа. Серебро. Размер: 114х57х40мм. Модель: Ксения Векшина. Фото: © Александр Трофимов. 2017
На конкурсе дизайнеров ювелиров «Образ и форма – 2015» раковины 1 и 2 заслужили III место в номинации «Фантазия». На конкурсе «Junwex 2015»  – II место в номинации «Ювелирный эксперимент» и паспорт «Уникального ювелирного изделия» Высшей экспертной коллегии. В 2016 году работы приняли участие в выставке «Ювелирное искусство и миниатюрные формы» в галерее дизайна bulthaup.

drop_1.jpg
Модели из воска, снятые через бумажный экран, как театр теней, немного Adobe Photoshop. Фото: Александра Траубе 2017
«Фото на память» – ведь всегда есть вероятность, что модель не отольётся. Снимок восковки останется приятным воспоминанием, но даже если не судьба этой модели отлиться, то надо постараться сделать изображение самодостаточным произведением.

drop_3.jpg
Создание модели из воска автором. Этапы технологического процесса литья. Модель на производстве фирмы «Кахолонг» в руках литейщика Андрея Турчиненко. Фото: © Александр Трофимов. 2017
До появления на наших производствах современного литейного оборудования вероятность качественного литья была, как говорится, «Или встречу, или нет», то есть 50/50. Все модели отлиты на производстве фирмы «Кахолонг». Андрей Турчиненко всегда берется сделать работу, когда другие сказали, что «это невозможно отлить», «я такого никогда не видел», «я такого никогда не лил» и т.д. И еще не разу не было неудачи или брака в литье. Технология литья по выплавляемым моделям, безусловно, многократно и подробно описана. Отметить здесь хочется тот момент, когда формовочная смесь застывает, а восковая модель вытапливается, и остается пустота в форме, которая только что была воском и скоро заполнится расплавленным металлом. Создание объекта проходит стадию отсутствия прямой материальности, и в этом еще один глубокий красивый момент.

На конкурсе «Junwex-2017» три украшения из коллекции «Шамати», а именно раковины 3, 4 и 5, получили ll место в номинации «Ювелирный эксперимент» и «Паспорт уникального ювелирного изделия» № JP17 3354 высшей экспертной коллегии «Junwex».

Следующим важным этапом была фотосессия. Дизайнер по стеклу из нашей секции, Ксения Векшина согласилась стать лицом коллекции. Выдающийся мастер своего дела, потрясающая красавица, Ксения сделала доступной для понимания функциональность этих вещей.

TROFOTO_3053_27032017.jpg
Раковина №3. Размер: 90х50х55мм. Модель: Ксения Векшина. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Фото: © Александр Трофимов
Раковина №4. Размер: 67х65х51мм. Прическа: Наталья Пуринь. Модель: Ксения Векшина. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Фото: © Александр Трофимов
Раковина №5. Размер: 91х75х58мм. Прическа: Наталья Пуринь. Модель: Ксения Векшина. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Все арт-объекты имеют несколько вариантов утилитарного использования. Одна и та же раковина может быть как кольцом, так и подвесом, так и украшением для прически или деталью платья. Да еще, наверное, много применений найдет её обладатель.

traube_poster.jpg
Плакат для выставки «Модулор-2017». Размер: 1000x1400 мм Дизайн: © Александр Трофимов
Последнее событие в выставочной жизни коллекции – это I место на XI Петербургской биеннале дизайна «Модулор-2017». Были представлены пять объектов. Они были подвешены в вертикальной витрине на одну нить, одна над другой. Идея экспонирования принадлежит Боремиру Бахареву из секции «Арт-дизайн». Дизайн плакатов разработан Александром Трофимовым. Получение награды на конкурсе – для меня всегда двойственный момент. Целый букет рефлексии по разным поводам портят все удовольствие. В этот раз все было по-другому. Благодаря участию в подаче проекта Александра, Ксении и Боремира, я уже могла отнести победу на конкурсе и к их заслугам. Мне не было стыдно, и ноги не подкашивались, и приятно было получить свой первый «Модулор». Я задумала представить всех участников со сцены публично, но не сделала этого, за что себя укоряю и этим рассказом отчасти хочу свою вину загладить. Зато есть большое желание инициировать следующий прецедент и сделать уже все четко. Это один частный эпизод, но такими маленькими шагами мы идем к желанию совместных больших проектов, за которыми будущее как в дизайне, так и во всем остальном. И по отношению к размеру этих задач наш случай, конечно, капля…

Фото: © Александр Трофимов
Раковина №6. Подвеска. Серебро. Размер: 75х43х38мм.
Эта раковина была отлита для моей пары в проекте «I+I» Нины Ковалевской. Идея проекта принадлежит Юрию Былкову и Ирине Латкиной, дизайнерам-ювелирам, выпускникам школы «Образ и форма», которую закончила в свое время и я. «Движение и свет» – всеобъемлющая концепция проекта, в основе которого лежит совместное творчество. Для присоединяющихся очевидно, что движение к свету может быть только вместе! Участники обмениваются заготовками, один начинает, другой заканчивает работу. Пересылают их в разные города и страны, ищут готовых творить вместе по всему миру и находят! Проекту чуть больше года, Санкт-Петербургский Союз дизайнеров старается рассказывать на своих ресурсах о всех значимых этапах его развития. Креативное пространство «Мойка-8» всегда открыто для проведения встреч участников этого проекта.

Фото: © Александр Трофимов
Арт-объект. Восковая модель в руке автора. Размер: 450х150х130мм. Фото: Александр Трофимов
Фотография Александра Трофимова позволила увидеть уже новую скульптуру в сочетании с рукой. Когда благодаря твоей работе для кого-то рождается новое – это огромная награда!

Параллельно ведется работа и над другими большими коллекциями, которые тоже по-своему важны для меня. Каждую тему продолжаешь на новом уровне понимания. Сделаны первые три работы в последней коллекции «Хотэм», но «Шамати» по-прежнему остается самой перспективной на данный момент.

Начиная новую раковину, думаешь, что вот теперь использую весь свой опыт, я сделаю так, что мне это принесет наполнение, и я буду довольна своей работой. Я заполню свою внутреннюю пустоту по капле, но… этого не случится! Я надеюсь, что не случится....

Эта статья создавалась около двух лет и, наверное, так и не была бы закончена, но в чашу терпения главного редактора упала последняя....

Рассказ о трех работах из коллекции «Шамати», на конкурсе «Junwex» 2017


Текст: © Александра Траубе. 2016 – 2018
Секция «Арт-дизайн»