Из свободного художника я превратилась в…

Продолжаем разговор с Валерией Лошак. Поводом для интервью послужила выставка Валерии в творческом кластере АРТМУЗА, прошедшая в марте этого года. 

Мне, как непрофессиональному журналисту, претят вопросы об источниках вдохновения, точном времени, затраченном на создание произведения, и творческих планах… И тем не менее, в предыдущем рассказе о Валерии, опубликованном на нашем сайте, с этими вопросами мы разобрались, и своими планами она тоже поделилась. Поэтому – продолжаем разговор!

loshak_22.jpg
На открытии выставки в творческом кластере «Арт-муза».

Валерия, вот ещё один безумный вопрос: какая по счёту это персональная твоя выставка?

Это третья выставка, но первая в том плане, что на ней представлены работы и моих учеников. Ощущения уникальные! Уверенность, что я стала сильнее. В моей жизни было много событий, но первый раз, выступая на открытии выставки, я вообще не волновалась. Чувствовалась поддержка учеников, с которыми я разделяю ответственность. У меня есть последователи и их много: 50 учеников сейчас. И это колоссальная сила, я ощутила её в первый раз. Новое и неожиданное для меня чувство, даже готовилась к этой выставке я по-другому. Развешивала работы детей и ощущала прилив сил. Я делала всё это не для себя, а уже для них, а это полностью меняет восприятие. 

Откуда вдруг столько учеников?

C сентября официально открылась моя школа живописи: Loshak Studio — творческая мастерская Валерии Лошак. Раньше ученики тоже были, но их было мало, не было расписания. Теперь я провожу занятия каждый день. Из сводного художника я превратилась в целеустремленного преподавателя. Я узнаю детей и работаю индивидуально с каждым, несмотря на то, что учеников много. Студия Тrofotodesign разработала фирменный стиль для школы в моём любимом розовом цвете.

loshak_01.jpg
Занятие по войлоковалянию в творческой мастерской Loshak Studio

Из чего состоят занятия?

Занимаемся войлоком. Опыт у меня очень большой, но с детьми, конечно, всё по-другому. Детям за один раз надо закончить работу, поэтому я упрощаю все свои технологии, чтобы, занимаясь два часа, ребёнок мог уйти домой с игрушкой. Перед Новым годом мы с детьми начали валять «арт-ёлку», а Союз дизайнеров продолжил… большой яркий арт-объект, он до сих пор стоит в мастерской. 

loshak_04.jpg
Марианна Слуцкая на занятии по живописи.
На занятиях по живописи сразу стараемся рисовать на больших форматах, чем больше, тем лучше. Материалы предоставляю самые лучшие, я таким стала писать только уже в 190-й школе. Никакой гуаши – темпера и акрил. Акцент на цветораскрепощение, на чувство натуры. Если дети берут какое-то готовое изображение, то только для того, чтобы представлять строение, а в целом они делают свою творческую работу.

Сейчас начинаем занятия ещё по одной специальности. Ксения Векшина, специалист по стеклу, наша коллега по секции «Арт-дизайн» будет проводить занятия по мозаике и витражу. Она очень талантливый человек, тоже выпускница Мухи, и мне нравится с ней работать. Также планируем сделать направление керамики, эмали и батика и привлекать преподавателей. 

Как появился проект «Рисуем вместе»?

В мастерской очень много больших картин, они стоят на полу, и я часто видела, как дети подходили и делали движения, будто они рисуют, продолжают какую-то линию или даже просто ставят точку. Я поняла, что большой формат их притягивает и впечатляет. Тогда я решила натянуть большой холст, взяв тему, понятную детям. Первой картиной был «Павлин», где каждый ребёнок писал свой фрагмент.

peacock_loshak.jpg
«Павлин» – первая картина проекта «Рисуем вместе». Размер: 2,5х2 м
И стало очевидно, что лучше каждому давать своего героя, за которого он будет отвечать: собаку, кошку, птицу… Сцена наполняется персонажами каждого участника со своей стилистикой, но в целом под руководством взрослых художников получается законченная по композиции работа. На таких больших холстах мы пишем уже маслом и дети работают как профессиональные художники.

Сколько человек участвует в создании одной картины?

Мы стараемся закончить одно занятие за 2 часа. Участвуют обычно до десяти человек. Героев распределяем, чтобы хватило на всех. Кто пишет быстро – берёт сразу двоих. Если остается незаполненное пространство, то мы – взрослые – дописываем. Проект только начался, и в дальнейшем, возможно, дети будут делать всё полностью.

Бывают ли конфликты между авторами?

Нет, не бывает. Бывает, что дети входят в раж, снимают перчатки и начинают руками размазывать краску… но в целом всё под контролем.

А как дети воспринимают уже готовый результат и свою причастность к нему?

Они безусловно считают это своим, и каждая мама фотографирует ребёнка именно с им созданным фрагментом. Ценят и результат в целом и свой особый вклад. Когда у детей в мастерской брали интервью, один мальчик, который участвовал в первый раз, сказал: «Коллективное рисование для меня – это создание мира, в котором я хотел бы жить. Я создаю этот мир и вхожу в него».

Кто ещё может войти в этот мир?

Думаю, что все зрители, если они чувствуют уникальность этого мира. Дети же любят своего героя, стараются сделать исключительным, вкладывают в него всё… На мой взгляд, у этих картин колоссальная энергетика.

Чему дети научаются из практики совместного рисования?

Они учатся концентрироваться на работе. В процессе они общаются только на темы живописи и образов своих героев. Даже не возникает желания отвлечься или сделать перерыв. Кто попробовал один раз, уже записывается на следующий и не готовы пропустить ни одного такого занятия.

Как ты думаешь, смогут ли они такой опыт совместной работы применить в жизни где-то ещё?

Конечно, смогут! Я вижу, как дети, которые участвуют в проекте, быстро развиваются, с каким энтузиазмом учат тех, кто пробует в первый раз. Они понимают на своём уровне, что это их вложение в общее дело.

Какие перспективы у проекта?

Я решила организовать собственный благотворительный фонд «Мы рисуем». Нам, взрослым, очень нравится работать с детьми. Сейчас наша команда – это: Кирилл Ковалев, Мария Яблонская, Анна Тюкалова, Дарья Бутырина.

loshak_02.jpg
Коллективное рисование с пациентами 22-ой детской больницы. 
10 апреля состоялся первый выезд проекта в 22-ую детскую городскую больницу Колпинского района. Скажу честно, это был просто космос! Многие впервые взяли в руки краски и обнаружили в себе необыкновенные способности. Мы рисовали ковчег. В общей сложности рисовали 40 детей. «Картину мы повесим в главном холле! Важно, чтобы на неё смотрели большое количество людей! Ведь что, как не любовь и радость способствуют скорейшему выздоровлению и лучшей реабилитации маленьких пациентов больницы!» – сказала главная врач Галина Сергеевна Мельникова.

Что ещё было представлено на выставке?

Кроме семи огромных картин проекта «Рисуем вместе», во втором зале были выставлены персональные работы всех учеников. Я напечатала работы всех, так как подумала, что первая выставка – это важно. И в третьем зале мои работы. А также состоялось долгожданное вручение сертификата Книги рекордов Гиннесса за самый большой валенок в мире.

Лера, какой ты хочешь установить следующий рекорд?

Хочу написать самую большую картину в России вместе с детьми. Я уже представляю, какой это может быть огромный холст… Участвовать может очень много человек, и я знаю, как их организовать и направить!

loshak_14.jpg
Валерия Лошак на фоне картины «Птицы».

Я желаю тебе удачи, не сомневаюсь, что у тебя получится! А что ты пожелаешь Союзу дизайнеров?

Развития и продвижения, ведь Союз оказывает такую большую помощь всем: и дизайнерам и художникам! В профессиональном плане я получила от Союза дизайнеров очень большую поддержку. Это и возможности участия в проектах, и выдвижения на различные звания и поощрения, а также и в плане личного общения. Я была очень рада, что диплом Гиннесса на выставке мне вручил именно Владимир Борисович Свердлов, который является соавтором проекта и всегда искренне меня поддерживает и сопереживает мне.

Узнать больше об авторе.

Беседовала Александра Траубе
Фото: © Евгений Пушкин. 2019