Секция «Промышленный дизайн». Проекты 2021 — 2022

Арсений Киселёв — автобус-вездеход КАМАЗ-6250.

В сентябре 2022 года компания Камаз презентовала предсерийный образец нового автобуса 4х4 высокой проходимости. Презентация проходила в конгрессно-выставочном центре EXPOFORUM в рамках грандиозного XI Петербургского международного газового форума. Новое решение вахтовых автобусов призвано заменить традиционные вахтовки и повысить удобство пассажиров при доставке людей в труднодоступные места. В рамках мероприятия было подписано соглашение между «КАМАЗ» и «Газпром» на поставку 500 таких транспортных средств. Это большой и воодушевляющий проект для целой отрасли, который получилось реализовать несмотря на то, что фаза реализации совпала с периодом наложения на Россию максимально жестких санкций.

Одну из ключевых ролей в разработке нового транспортного средства, в том числе и дизайна ПАО «КАМАЗ» доверил хорошо зарекомендовавшей себя проектно-производственной компании ООО «Петропласт». При реализации крупных проектов фактические разработчики - конструкторы и дизайнеры часто остаются за кадром. Для того, чтобы дать им немного заслуженного внимания, и существует этот раздел на сайте Союза. Над созданием этого проекта вахтового автобуса трудились такие дизайнеры как Денис Висельский, Андрей Коверзнев, Арсений Киселев (член СПбСД), а также Иван Крупин и Максим Поцелуев.

Арсений Киселёв. Автобус-вездеход КАМАЗ-6250

Арсений Киселёв. Автобус-вездеход КАМАЗ-6250

Арсений Киселёв. Автобус-вездеход КАМАЗ-6250

Виталий Тарасов — панель для IQOS

Проект LESULES изначально возник как эксперимент и исследование. Изучая разные породы дерева, их текстуру, свойства и различия в обработке, постепенно начали вырисовываться направления применения полученных результатов эксперимента. После нескольких итераций прототипирования, доведения формы до совершенства появился готовый продукт, примерно в это же время появилось понимание, что нужно налаживать изготовление и выходить на рынок.

Первым делом взялся за отладку производства. Текущее время обработки оказалось слишком большим, но мне удалось найти решение и сократить работу фрезы с 6 минут до 2,5. Экономика юнита сошлась, и начался следующий этап – вывод продукта на маркетплейс. Сюда входит и создание нейминга и лого, и поиск подходящей упаковки. Я хотел упаковку как у оригинальных панелей, из белой текстурной бумаги, и в погоне за этой целью достаточно долго разрабатывал образец с китайской фабрикой. Такая упаковка выходила по стоимости 160 рублей, тогда как заказать готовую из коричневого картона на местном производстве выходило 20 рублей. Так было принято решение идти своим путем и добавить в концепцию бренда больше крафтовости.

Можно еще долго рассказывать про контент и его создание, поиск точек для фотографий, про ведение соцсетей, про сами продажи. Но я, пожалуй, закончу пока на том, что каждый проект становится для нас путешествием, где путь важнее цели.

Виталий Тарасов - панель для IQOS (1).jpg

Виталий Тарасов - панель для IQOS (2).jpg

Виталий Тарасов - панель для IQOS (3).jpg

Виталий Тарасов - панель для IQOS (4).jpg

Виталий Тарасов - панель для IQOS (5).jpg


Дмитрий Мареев — бак для летнего душа Rostok. 

Баки Rostok второго поколения позволяют без особых усилий организовать летний душ на даче или в загородном доме. Малый вес, безопасные материалы, длительный срок эксплуатации, возможность электрического подогрева воды. Бак объемом 110 литров удобно использовать в кабинке для летнего душа в качестве крыши всей конструкции. Емкость изготовлена из безопасного полиэтилена, не подвержена воздействию УФ лучей и коррозии. Для удобства все баки для душа уже оснащены отводом  для более комфортного залива воды не только через крышку, но и с помощью подключаемого шланга.

Рельефная поверхность двойной кривизны с развитыми вертикальными ребрами позволила достичь тоже же прочности, что и у предыдущей модели, при значительно более низкой массе. Такой бак не только удобнее при установке или доставке, но и существенно дешевле в производстве за счет снижения расхода полиэтилена на единицу продукции. Покупателям нравятся новые легкие и стильные баки больше, чем баки предыдущего поколения, даже с учетом их более высокой стоимости (разница составляет около 10 процентов). Таким образом, инвестиции производителя в дизайн оправдались дважды: это и экономия материала, и более высокая добавленная стоимость.

После изучения особенностей производства и недостатков предыдущей модели, мы подготовили 6 поисковых вариантов дизайна. Выбранное направление было доработано в шесть итераций (стилистические и технологические улучшения), созданы модификации на 110, 150 и 250 литров, версии с подогревом воды и без. Весной 2022 года новые баки поступили в широкую продажу. Над проектором работала команда студии FORMA Industrial Design, автор выбранного варианта дизайна – Андрей Кучанов, арт-диркетор – Дмитрий Мареев, менеджер проекта – Наталья Филипенкова, конструктор-технолог – Илья Гонтар. Более подробно о проекте можно прочитать на сайте студии FORMA Industrial Design

Особенности бака для летнего душа также показаны в презентационном ролике.

Дмитрий Мареев - бак душевой Rostok финальные рендеры (1).jpg

Дмитрий Мареев - бак душевой Rostok финальные рендеры (2).jpg

Дмитрий Мареев - бак душевой Rostok финальные рендеры (3).jpg

Дмитрий Мареев - бак душевой Rostok финальные рендеры (4).jpg

Дмитрий Мареев - бак душевой Rostok оснастка (2).JPG

rostok_01.jpg


Николай Февралев — гидрографический катер «Визир-М».

В Центре технологических проектов СПбПУ разработан и изготовлен гидрографический катер «Визир-М», длина которого семь метров, и презентован на форуме «Армия 2022», где произвёл фурор. На борту располагаются интерферометрический гидролокатор бокового обзора и промерный эхолот. Съемка рельефа дна может выполняться методом обычного промера (точечное измерение глубины), промера с инструментальной (промежуточной) оценкой рельефа дна и методом площадного обследования. Робототехнический комплекс «Визир-М» позволяет выполнять гидрографические задачи в автономном режиме. Для автоматизации и цифровизации гидрографических работ создавалась собственная отечественная информационно-управляющая система, включающая морскую систему технического зрения «Мурена», систему предупреждения столкновений судов, систему генерации гидрографических маршрутных заданий, гидрографическое программное обеспечение «ГидроСкан» и кибернетический интерфейс пользователя. Разработка «Визир-М» велась совместно с промышленными партнерами — Кингисеппским машиностроительным заводом и НПК «Морсвязьавтоматика». В рамках проекта разработано и выпущено автоматизированное рабочее место оператора беспилотных аппаратов, адаптированное под длительный рабочий график. Эргономичная конструкция позволяет функционально, качественно и быстро производить операции с программным обеспечением.

Николай Февралев - гидрографический катер Визир-М (2).png


Николай Февралев - гидрографический катер Визир-М (1).png

Алексей Печкин, Сергей Дужников — монография «Ленинградский дизайн. Как это было».

Развитие дизайна в двадцатом веке шло весьма динамично. Хорошо известны такие «реперные точки» этого процесса, как немецкий БАУХАУС, советский конструктивизм, ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН и т.д., однако советская история второй половины прошлого века в серьёзной литературе освещена относительно слабо. Поэтому монография «Ленинградский дизайн. Как это было» крайне актуальна, поскольку профессионально рассказывает о ВНИИТЭ, структуре, внёсшей неоценимый вклад в историю мирового дизайна. Причём наибольший акцент в книге делается на истории Ленинградского филиала этого объединения, заместителем директора которого был А. А. Печкин, чьи личные воспоминания особенно ценны. Соавтор книги С. Ю. Дужников, председатель СПбСД, стал автором общей концепции издания, ее редактором и издателем. Издание приурочено к 60-летию Постановления правительства СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962), и к 35-летию основания Санкт-Петербургского Союза дизайнеров (1987).

Книга содержит большое число уникальных фотографий из личных архивов, тираж 200 экз., ф-т 220х250 мм, издательство СПб Политехнического университета, 2022

Алексей Печкин, Сергей Дужников – монография «Ленинградский дизайн. Как это было».

Алексей Печкин, Сергей Дужников – монография «Ленинградский дизайн. Как это было».

Алексей Печкин, Сергей Дужников – монография «Ленинградский дизайн. Как это было».

Алексей Печкин, Сергей Дужников – монография «Ленинградский дизайн. Как это было».

Секция «Промышленный дизайн». Лучшее 2021 — 2022