Птенцы гнезда Гуттенбергова

Подумавши о современной отечественной полиграфии, неожиданно натыкаешься на забавные аналогии. В шестнадцатом веке Франциск Скорина, литовско-белорусский первопечатник, писатель, философ и медик, отучившись в Кракове и Падуе, открыл в Праге типографию и, окрылённый своими успехами, на радостях поехал в Московию – делиться опытом книгопечатания. Откуда был… гневно изгнан, как литвин и католик. Его книги, увы, были преданы сожжению. Однако уже через три десятилетия в Москве зачинается Печатный двор. И книга Ивана Фёдорова «Апостол» не без гордости теперь считается первой «машинной» русской книгой.


FlyPrint_01.jpg

«Прошли годы»... Ныне мы с благодарным любопытством принимаем пришлые технологии, без которых уже не движется ни бизнес, ни искусство, ни развлечения. Множительная техника прошла невероятный путь и сегодня представлена в Петербурге (а на самом деле впервые на Северо-Западе России) фантастическим станком Xerox Versant 3100 Press. Презентацию агрегата провела компания Flyprint, которая позиционирует свои услуги как «полиграфию онлайн». Её символ – шустрая и яркая колибри – как раз и олицетворяет собой полётную лёгкость работы.

FlyPrint_02.jpg

Так чем же примечательна новая цифровая машина? Принтер работает с веером материалов, перекрывающим практически все нужды в формате до 330х660 мм. Это разнообразные бумаги и картоны, включая так называемые «дизайнерские» с текстурированными поверхностями (ох, уж эти Acourello), тонированные в массе, металлизированные, плотностью заведомо больше 300 г/кв.м, вплоть до 400 грамм, что превышает фабричные установки этой машины по умолчанию. А ещё прозрачные и полупрозрачные материалы, включая «пергаменты» и плёнки. Самоклейка это или бэклит, не имеет значения. Наконец, холсты дополняют этот немалый выбор.

Верность цветопередачи подтверждается сравнительными линейками шкал Pantone и CMYK. 10-битная кодировка цвета при штатном ICC-профиле FOGRA 39 даёт насыщенную и детализированную палитру, которая порадует самого взыскательного пользователя. Любые (и порой неизбежные) потери и уступки могут быть связаны с конкретными качествами носителя, а не печатного устройства. Тестовая распечатка выдаёт 10 градуировок качества цветопередачи, из которых можно органолептически выбрать максимально соответствующий ожиданиям. Причём, на обеих сторонах листа это могут быть разные установки, которые заносятся в машину, как фиксированные данные печати. Скорострельность машины составляет сотню отпечатков А4-формата в течение минуты.

FlyPrint_06.jpg

Дополняют флагманское предложение типографии другие её машины, которые позволяют исполнить порой замысловатый проект с любой тиражностью, хоть и в одном экземпляре. Режущий планшетный плоттер делает раскрой. Одновременная биговка даст вам упаковку от одной штуки и далее. Широкий (162 см по фронту печатного поля) эко-сольвентный принтер Epson SureColor S80610 оперирует 10 базовыми цветами, включающий в себя, например, оранжевый, а это означает роскошный диапазон цветового охвата. Неожиданная реакция одного из клиентов типографии гласила: «Слишком ярко». Давно ли вы сталкивались с таким капризом, когда полупрозрачный носитель давал бы «слишком» яркий цвет?

FlyPrint_03.jpg

Принтер Mimaki, работающий с красками ультрафиолетового отверждения, где отдельными опциями являются белый цвет и лак, наносит неистираемую графику на твёрдые, полужёсткие и плёночные носители на печатном поле габаритами до А3 и высотой до 50 мм. Суммарно всё это даёт ту самую универсальность, которую мы частенько ищем. Не стоит забывать и о такой «малости», как доставка продукции в пределах Санкт-Петербурга в течение двух часов.

Представляется полезным двустороннее сотрудничество Санкт-Петербургского Союза дизайнеров с типографией Flyprint, что означало бы взаимоприятную прибыльность в её разных выражениях. Наверняка можно найти такой формат взаимодействия, когда это станет поддерживающим активом двух команд. В любом случае приятно отметить, что возрастающие и меняющиеся потребности дизайнеров-графиков получают отклик в виде новых аппаратных возможностей.

Представленный Xerox является одной из лучших технологий цифровой печати. Думаю, средневековый печатник пришёл бы в священный трепет от невиданных возможностей современных множителей, посчитав это не менее чем магией. Ну, а мы можем пользоваться невероятными достижениями прецизионной техники печати, реализуя самые капризные собственные и клиентские пожелания.

Текст: © Владимир Корольков. 2018
Фото: © Александра Траубе. 2018 © Владимир Корольков. 2018