Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier

21 февраля 2021 года в Пикетном зале Зимнего дворца начинает работу выставка, посвященная пятилетию совместного реставрационного проекта Государственного Эрмитажа и французского ювелирного Дома Cartier.

Партнерство с Эрмитажем началось для Cartier почти 30 лет назад, в 1992 году, когда музей представлял выставку «Искусство Картье». Новый этап сотрудничества начался пять лет назад, когда ювелирный Дом поддержал реставрационную программу Эрмитажа. С 2016 года при поддержке Cartier сотрудники Лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа отреставрировали пять уникальных памятников декоративно-прикладного искусства из собрания музея.

Выставка в Пикетном зале построена вокруг этих пяти отреставрированных шедевров, вместе с которыми представлены 35 предметов из исторической Cartier Collection – собственного собрания марки – украшения и часы, подобранные по принципу общности материала, стиля или техники.

Светильник. Место создания: Египет, Италия. X в., оправа XVI в. Материал: горный хрусталь, золото, бронза, эмаль
Светильник. Место создания: Египет, Италия. X в., оправа XVI в. Материал: горный хрусталь, золото, бронза, эмаль

Сотрудниками Лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов (заведующий – Игорь Карлович Малкиель) была отреставрирована едва ли не единственная сохранившаяся в мире хрустальная лампа, созданная арабскими мастерами в X веке и украшенная позже искусными итальянскими ювелирами эпохи Возрождения. На выставке хрустальная лампа дополнена произведениями французских ювелиров, обратившихся к этому удивительному материалу десять веков спустя. В украшениях из Cartier Collection можно видеть, как мастера ХХ века сочетали хрусталь с драгоценными камнями, а желтому золоту предпочитали платину.

Восстановлен золотой ароматник из сокровищницы Великих Моголов, инкрустированный алмазами, изумрудами и рубинами. Сосуд был привезен в Петербург в 1741 году в числе даров правителя Ирана Надир-шаха двору императрицы Анны Иоанновны. В экспозиции он представлен в окружении украшений Cartier с восточными мотивами, в том числе колье в индийском стиле из 18 рубиновых и алмазных плакеток, нанизанных на 360 жемчужин в пяти нитях. В изготовлении колье использовалась техника кундан – тот же способ крепления камней, что и при создании эрмитажного ароматника.

Ларец Ядвиги-Ягеллонки. Германия, 1533 г. Авторы: Мастер: Баур, Якоб; Мастер: Флётнер, Петер (?). 1485-1546. Материал: серебро, алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг, полудрагоценные камни
Ларец Ядвиги-Ягеллонки. Германия, 1533 г. Авторы: Мастер: Баур, Якоб; Мастер: Флётнер, Петер (?). 1485-1546. Материал: серебро, алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг, полудрагоценные камни

В 2018 году был отреставрирован ларец Ядвиги Ягеллонки – уникальный предмет, созданный в XVI веке в Нюрнберге и чрезвычайно важный для истории развития европейского ювелирного дела. В оформлении ларца использованы разнообразные ювелирные техники; каждая из накладок, украшающих ларец, неповторима и украшена драгоценными камнями, различными по художественному достоинству и способам обработки. Столь же разнообразны украшения, сопровождающие ларец в экспозиции. Здесь представлена камея, обрамленная в золото, созданная в 1860 году – период, который иногда называют «Картье до Cartier». Изумруды, сапфиры и рубины золотого браслета 1945 года напоминают о византийском искусстве. Среди украшений с христианскими мотивами есть подвеска 1949 года, включающая крест 1934 года.

Фельдмаршальский жезл. Место создания: Россия, Санкт-Петербург, 1878–1879 гг. Производство, мастерская, фирма: Мастерская Юлиуса Кейбеля. Материал: золото, серебро, эмаль, изумруды, бриллианты, алмазы-розы. Кабинет с часами. Место создания: Германия, между 1700-1705 гг. Авторы: Мастер: Геверс, Иоганн Валентин (серебряные накладки), ок. 1662-1737; Мастер: Фогт, Иоганн Генрих (?) (столярная работа) Материал: дерево, серебро, черепаха, слоновая кость, бронза, металлические сплавы
Фельдмаршальский жезл. Место создания: Россия, Санкт-Петербург, 1878–1879 гг. Производство, мастерская, фирма: Мастерская Юлиуса Кейбеля. Материал: золото, серебро, эмаль, изумруды, бриллианты, алмазы-розы. Кабинет с часами. Место создания: Германия, между 1700-1705 гг. Авторы: Мастер: Геверс, Иоганн Валентин (серебряные накладки), ок. 1662-1737; Мастер: Фогт, Иоганн Генрих (?) (столярная работа) Материал: дерево, серебро, черепаха, слоновая кость, бронза, металлические сплавы

Экспонат, отреставрированный в 2019 году, – фельдмаршальский жезл Александра II, украшенный эмалями, инкрустированный бриллиантами и изумрудами, изготовленный в 1878-1879 годах известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. Сопровождают почетный знак драгоценные предметы Cartier, связанные с государственной символикой и военными триумфами России и Франции.

В 2020 году завершился пятый совместный проект – реставрация кабинета, изготовленного в Аугсбурге известным мастером Геверсом в 1700-1705 годах. В верхней части памятника расположены часы с бронзовым циферблатом, обрамленные накладными фигурками. Над ними находится деревянный шар, показывающий время дня и ночи. В диалог с украшениями кабинетца вступает брошь Cartier 1899 года, а с его главным элементом - три экземпляра декоративных часов, предназначенных для письменного стола или каминной полки.

Выставка «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier», приуроченная к пятилетию сотрудничества и к 120-летию появления ювелирного дома Cartier в Санкт-Петербурге, рассказывает о важности сохранения ювелирного мастерства и наследия для будущих поколений – ценности, которые так близки Эрмитажу и Дому Cartier.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными статьями Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа; и Сирилла Виньерона, президента и генерального директора Cartier.
Кураторы выставки – Ольга Григорьевна Костюк, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа; Ольга Владимировна Съедина, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Экспозиция «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier» включена в маршруты № 1 (вход с Иорданской лестницы) и №2 (вход с Церковной лестницы) по Главному музейному комплексу.
line_900_black.jpg
На выставку также доступен отдельный билет: утренние сеансы проходят ежедневно в 10.00 (кроме понедельника); вечерние - в 18.00 по вторникам, четвергам и воскресеньям, а также в 19.00 по средам, пятницам и субботам. Продолжительность сеанса – 1 час, стоимость билета на выставку составляет 300 рублей. Входные билеты на выставку можно приобрести заранее на сайте

Материал: с официального сайта Государственного Эрмитажа.