Чжан Хуань. В пепле истории

С 9 сентября 2020 года в Государственном Эрмитаже будет представлена выставка «Чжан Хуань. В пепле истории». Это первая персональная выставка в России одного из самых известных современных китайских художников Чжана Хуаня. Первоначально открытие было запланировано на 15 мая 2020 года, но в связи с пандемией было перенесено на более поздний срок.

Экспозиция, представленная в Николаевском зале Зимнего дворца, насчитывает более тридцати произведений, многие из которых созданы художником специально для этой выставки под впечатлением от посещения Санкт-Петербурга. Работы на выставке объединены в несколько серий и выполнены в разных техниках. Отдельной частью экспозиции являются две работы из серии «Любовь», созданные в условиях изоляции, как концентрированное личное переживание ситуации в Китае и в мире, способ сохранить память о жертвах пандемии.

Чжан Хуань завоевал огромную популярность после ряда своих громких перформансов в Китае и США. В середине 2000-х годов художник занялся созданием живописных произведений в уникальной технике: большинство его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов. Одно из таких произведений – сорокаметровый групповой портрет коммунистической партии КНР – займет почти всю стену Николаевского зала, самого большого парадного зала Зимнего дворца. На экспозиции также демонстрируются работы, выполненные в другой необычной технике: смешение фотографии и резьбы по дереву. Деревянные рельефы выполнены, в том числе, по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания. Особый интерес вызывает новый раздел произведений «Красная серия», который знаменовал собой смену творческого курса Чжан Хуаня и его возвращение к технике живописи. Первые работы этой серии объединены названием «Реинкарнация», состоящие из восьми специально отобранных произведений. 

15 июня 1964 г. Чжан Хуань. 2008—2012 г. Холст, пепел
15 июня 1964 г. Чжан Хуань. 2008—2012 г. Холст, пепел
Как отмечает М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: “Чжан Хуань – воспитанник советско-китайской академической традиции, мастер жестких перформансов, покоривших Америку, буддист, познавший глубину своей веры через огонь и пепел благовонных воскурений. Он – обаятельный и эмоционально тонкий художник, умеющий организовать массы на театральное действо и на производство огромных скульптур. Человек – сознательно открытый нескольким культурам, уютно в них живущий, но всегда трогательно помнящий свои корни”.

Мой Зимний дворец №7. Чжан Хуань. 2019 г. Шелкография, резьба по деревянной двери
Мой Зимний дворец №7. Чжан Хуань. 2019 г. Шелкография, резьба по деревянной двери
Чжан Хуань получил степень бакалавра изящных искусств в Хэнаньском университете в Кайфыне (1988). В ранние годы находился под влиянием произведений Рембрандта ван Рейна и Жана-Франсуа Милле, чьи искусством искренне восхищался. Через 5 лет, в 1993 году,  Чжан Хуань получил степень магистра в Центральной Академии художеств в Пекине и в это же время увлекся созданием перформансов, в ходе которых проверял свою физическую и ментальную выносливость. Вместе с тем, Чжан Хуань не оставлял занятий живописью, освоив также искусство фотографии и скульптуры. Большое влияние на мастера оказало пребывание в США, где он проживал с 1998 по 2005 годы. В настоящее время Чжан Хуань живет и работает в Шанхае и Нью-Йорке, сочетая в своем творчестве западные художественные приемы с концепциями традиционной китайской культуры.

Мой Зимний дворец №9. Чжан Хуань. 2019 г. Шелкография, резьба по деревянной двери
Мой Зимний дворец №9. Чжан Хуань. 2019 г. Шелкография, резьба по деревянной двери
В своих работах художник регулярно затрагивает вопросы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Чжан Хуань стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры, что позволяет ему сохранить свою идентичность как китайского художника. Для создания произведений мастер нередко использует большой спектр материалов и инструментов, что обуславливает некоторую синтетичность и даже декоративность его работ.

Перерождение №1. Чжан Хуань. 2019 г. Холст, акрил
Перерождение №1. Чжан Хуань. 2019 г. Холст, акрил
Перерождение №31. Чжан Хуань. 2019 г. Холст, акрил
Перерождение №31. Чжан Хуань. 2019 г.
Холст, акрилВыставка «Чжан Хуань. В пепле истории» организована Государственным Эрмитажем в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», при поддержке Pearl Lam Galleries, China Art Foundation, DC Foundation - Diana Chen, Dr. Junning Lee & Mrs. Xiaojun Lee, Asymmetry art foundation, Julian Zhen.

Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Анастасия Веялко, младший научный сотрудник отдела. Приглашенный со-куратор – У Хун, профессор Чикагского университета, США. 

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (на русском и английском языках), который предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей: Д.Ю. Озерков, А. Веялко, У Хун, кураторы выставки.

Выставку также сопровождает большая образовательная программа, подготовленная Молодежным центром Государственного Эрмитажа, включающая в себя встречи с художником и кураторами, проведение мастер-классов и дискуссий.

Чжан Хуань

Чжан Хуань родился в 1965 году в китайском городе Аньян, в провинции Хэнань. Стал известным после ряда громких перформансов в Китае и США. Создает живописные произведения в уникальной технике: большинство его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов. В своих работах художник регулярно затрагивает вопросы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Чжан Хуань стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры, что позволяет ему сохранить свою идентичность как китайского художника. 
Работы мастера можно найти в самых известных мировых собраниях — Музее современного искусства, Музее Гуггенхейма, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Центре Помпиду и Louis Vuitton Fondation в Париже, Музеях искусства Филадельфии и Сан-Диего, в собрании Гарвардского университета. Последние его работы были представлены в художественных галереях и музеях Италии, Австралии, Америки, Австрии, Германии, Швейцарии, Англии и других странах. Чжан Хуань живет и работает в Шанхае и Нью-Йорке.

Проект «Эрмитаж 20/21»

Проект Государственного Эрмитажа, существующий с 2007 года и посвященный изучению и экспонированию мирового современного искусства, в рамках которого происходит формирование коллекции современного искусства музея. Выставочная часть проекта включает в себя пять основных направлений: персональные выставки признанных классиков современного искусства, групповые выставки молодых художников разных стран, архитектурные выставки, выставки фотографии, проект «Скульптура в Большом дворе Зимнего дворца». В рамках образовательной программы «Эрмитажа 20/21» проходят встречи с художниками и кураторами, круглые столы и мастер-классы, конкурсы среди художников. За время работы проекта состоялось около сорока выставок.

Место проведения: Николаевский зал Зимнего дворца
Даты проведения: 9 сентября – 8 ноября 2020 года