Может ли художник быть дизайнером?

Рисовать неплохо бы уметь каждому в независимости от профессии. Это дисциплинирует и развивает умение видеть. А вот может ли художник быть дизайнером?

Есть такое мнение, что искусство и дизайн несовместны. Но история нам подсказывает, что многие выдающиеся художники занимались прикладной графикой. Почти все знают, что Тулуз-Лотрек рисовал афиши, Муха занимался рекламной графикой, а Дали является автором логотипа Чупа-Чупс. Почему нас это не удивляет? 

Логотип Логотип Chupa Chups был создан сюрреалистом Сальвадором Дали.

Формально говоря, профессия графического дизайнера довольно молодая. Как о самостоятельной профессиональной дисциплине о ней заговорили во второй половине XX века, когда на смену эпохе господства промышленности пришла эра информации. Значит ли это, что графическому дизайну немногим более 50 лет? Ведь у каждого современного носителя визуальной информации есть свои предшественники в доиндустриальном прошлом. Конечно, это не вполне корректно — дизайн напрямую связан с промышленным производством. Но все же к тому моменту, когда графический дизайн оказался выделен в отдельную профессиональную область, почти все основные его жанры (разве что кроме тех, которые связаны с развитием современных цифровых технологий) были уже сформированы: и книга, и плакат, и знаковая идентификация, и многие другие.

Нет еще профессии графического дизайнера, но потребность в проектировании объектов различной графической продукции есть. Графическому дизайну пока нигде не учат, но опыт накопленный человечеством в этой сфере огромен. Плакату предшествуют гравированные и наборные афиши. Печатной книге — книга рукописная. Товарным знакам — знаки собственности. Есть свои предшественники и у периодической продукции, и даже у визитных карточек. Но если отдельной профессии не существовало, то кто занимался прикладной графикой? Если мы говорим про относительно недалекое прошлое, то это, конечно, художники и архитекторы. 

Здесь можно вспомнить и Уильяма Морриса, который последние годы своей жизни отдает организации издательского предприятия Kelmscott Press со всеми вытекающими:  проектированием шрифтов и разработкой водяных знаков для бумаги ручного производства. И Анри Ван де Вельде, который является автором одного из первых проектов комплексной визуальной идентичности для пищевой компании Tropon. И Виктора Васнецова — автора не только всем известных картин, но вместе с тем чуть менее известных в широких кругах плакатов, открыток и меню.

Анри Ван де Вельде. Упаковка пищевых концентратов компании Tropon.
Анри Ван де Вельде. Упаковка пищевых концентратов компании Tropon. 

Виктор Васнецов. Меню для праздничного обеда императора Александра III и императрица Марии Федоровны. 1883 г.
Виктор Васнецов. Меню для праздничного обеда императора Александра III и императрица Марии Федоровны. 1883 г. 

Промышленная революция открыла художникам дорогу в рекламу и дизайн, и, как мы видим, по ней пошли многие художники. Билибин рекламировал Новую Баварию, а Уорхол — Martini, Пикассо нарисовал знак для Всемирного конгресса сторонников мира, а Кунс — обложку для альбома Леди Гаги.

Пабло Пикассо. Эмблема Всемирного конгресса сторонников мира. 1949 г.
Пабло Пикассо. Эмблема Всемирного конгресса сторонников мира. 1949 г.

Энди Уорхол. Рекламные плакаты для Martini. 1950-е гг.
Энди Уорхол. Рекламные плакаты для Martini. 1950-е гг.

Так может ли художник быть хорошим дизайнером и, главное, должен ли дизайнер быть художником? Где в реальности граница между этими двумя понятиями — искусством и дизайном?

Текст: © Варвара Задерновская. 2022

Мнение экспертов

Сергей Пономаренко, преподаватель Института искусств в СПбГУ, ИТМО (ЛИМТУ):

Когда-то корреспондент сайта Университета ИТМО прислал мне вопрос «Чтобы стать графическим дизайнером, нужно ли иметь художественное образование?»

В общем случае – НЕТ. В узких конкретных случаях – ДА.

Почему для области ГРАФИЧЕСКОГО дизайна не обязательно умение рисовать?

1. Дизайн – это наведение функционального порядка по законам красоты (моё личное определение, было опубликовано в каталоге одной из выставок «Знак»). Другими словами, до начала работы в распоряжении дизайнера все элементы уже в наличии (тексты, знаки, шрифты, фотографии и т. д., предоставленные заказчиком), нужно только грамотно и эстетически убедительно их скомпоновать.

2. К настоящему моменту накоплен огромный багаж готовых графических элементов, которые можно (непосредственно или изменив) использовать в своей работе. Опубликованы тысячи книг, доступны сотни тысяч интернет-сайтов с образцами дизайна всех видов и направлений.

3. Эпоха компьютерных технологий сильно упростила доступность входного билета в область графического дизайна.

Тем не менее: что нужно для обучения графическому дизайну?

1. Желание и упорство, потому что быстро овладеть навыками невозможно. Профессионализм и репутация дизайнера зарабатываются долго.

2. Компьютерная грамотность и владение обширным комплексом программного обеспечения, а также элементами программирования, если речь идет о web-разработках.

3. Определенные склонности к творчеству. Интерес к предметной области и стремление непрерывно совершенствоваться.

4. Из конкретных качеств графическому дизайнеру, в первую очередь, необходимы: понимание ЦЕЛОГО и чувство гармоничных ИНТЕРВАЛОВ. Вся остальная алгебра композиции строится на этом.

Графический дизайнер – профессия чрезвычайно комплексная, в ней могут найти применение самые неожиданные свойства личности, способности и умения. Поэтому если область графического дизайна вызывает искренний интерес, стоит начать на любом исходном уровне!

Дизайнер, дерзай! 

Михаил Степанов, кандидат философских наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью СПбГУПТД; с.н.с. Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева:

Должен ли дизайнер уметь рисовать? А о каком дизайнере идёт речь? Дизайн может и не предполагать умения рисовать, допустим, саунд-дизайн. Но дизайн в любом случае предполагает создание образа, в этом заключается близость дизайнера и художника. Таким образом, вопрос вынесенный в название статьи следует задать иначе: нужно ли дизайнеру воображать? И что это за воображение, если дело воображения – искусство? В этом случае вопрос о некотором механическом навыке или насмотренности (наслушенности) отпадает, поскольку вопрос уже ставится о самой способности связывания идеи и эмпирического материала, будь то краски, карандаши и бумага или звук и среда. Эта загадочная способность воображения, которая «есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть», как считал Иммануил Кант, позволяет сырую материю осмыслить, то есть придать ей смысл и форму. Эстетическое придание смысла изделию, так можно было бы определить деятельность дизайнера, который проектирует, учитывая как утилитарную необходимость материальную ограниченность, так и чувственные (эстетические) восприятия конечного пользователя.

Исходя из этого, мне представляется непродуктивно и недальновидно делить дизайнеров на «коренных», то есть умеющих рисовать и зачастую имеющих соответствующий диплом, и «пришлых», то есть тех, кто не придает этому особого значения или банально не владеющий техникой рисунка. Способность мыслить образами и «говорить» ими, вот что, на мой взгляд, должен уметь дизайнер. И образы эти уже зачастую типовые и технологизированные, что уже отличает художника и дизайнера. Медиа-археолог Зигфрид Цилинский определял проектную деятельность дизайнера как «набрасывать и выявлять», в этом её специфичность – делать набросок, выдумывать и выявлять, выбирать из готового,  соединять эти две практики в единичную вещь, которая станет типовой и массовой.

Давид Авакян, дизайнер, эксперт в области авиабрендинга, основатель дизайн-агентства ASGARD:

Если отвечать на первую часть вопроса в прикладной плоскости, то с 99% уверенностью можно сказать, что на современном этапе художник не сможет быть хорошим графическим дизайнером. Слишком далеко разошлись пути станковой и промышленной графики. Современному дизайнеру необходимо обладать не только многими специальными знаниями, но и специфическими навыками, которыми художник попросту не владеет. Приведенный выше классический пример работы С. Дали над товарной маркой Chupa-Chups тому лишнее подтверждение. Ведь единственное, что сделал художник – предложил готовую товарную эмблему заключить в «ромашку». Не спорю – прекрасная идея, но даже ее воплощали дизайнеры. Так что художник, говоря современным языком, выступил в роли креативного директора.

Вторая часть вопроса тоже очевидна – дизайнер может быть хорошим художником. И тому масса подтверждений, что называется, «в миру». Многие мои друзья либо периодически создают произведения искусства, либо полностью перешли в смежную профессию. Этому объяснение простое – и художник, и дизайнер имеют базовое художественное образование, которое позволяет совершенствовать в себе артистические способности.

Говоря о том, где в реальности находится граница между искусством и дизайном, могу сказать одно: этим водоразделом является направление поиска совершенства. В остальном, это похожие творческие процессы со всеми вытекающими сложностями.

Что на практике имеет гораздо большее значение, так это вопрос – должен ли дизайнер уметь рисовать? Парадоксально, но его часто задают люди, не обладающие этим навыком и, следовательно, не понимающие, как это работает. Для меня ответ на этот вопрос и тут совершенно очевиден: дизайнер, безусловно, должен уметь рисовать! Ведь что такое умение рисовать? В первую очередь – это способность мозга к концентрации внимания на решении объемно-пространственных задач. И только потом – графические приемы, технические навыки.

Мы с моей женой Ольгой Лосевой профессионально занимаемся дизайном уже более 30 лет. Вдобавок ко всему, руководим дизайн-агентством и нам периодически приходится нанимать новых сотрудников. Скажу сразу, подготовленных к работе в дизайне специалистов можно было сосчитать по пальцам одной руки. В основной массе это были талантливые молодые люди, с которыми приходилось начинать процесс обучения профессии. Так что, все эти годы мы «подрабатывали» преподавателями «за свой счет» и у нас была уникальная возможность неоднократно наблюдать становление профессиональной личности. Этот опыт нам со всей очевидностью показал, что крепким графическим дизайнером может стать всякий одаренный человек. Но далеко не всякий способен шагнуть дальше. И тут становится понятным, что увереннее себя чувствуют люди, имеющие за плечами специальное образование. Навыки, полученные в училищах и институтах, помогают гибко реагировать на запросы времени. То самое умение рисовать вдруг расширяет границы творческих возможностей и предоставляет конкурентное преимущество. Эти люди способны не только следовать в русле трендов, но осмысленно развивать отрасль, открывать новые горизонты.