Дизайн должен служить каждому отдельно взятому человеку


С любезного согласия редакции и в преддверии цикла лекций Павла Ульянова «Становление Модернизма в странах Северной Европы» предлагаем Вашему вниманию статью Алексея Абакумова и интервью Павла Ульянова в журнале «4room: форум профессионалов» – 2012. № 5-6 (66).

«Основная идея скандинавского дизайна – это баухаузовские гуманистические принципы: дизайн должен служить каждому отдельно взятому человеку».

Скандинавский дизайн как явление начал формироваться еще в 1950-е годы и получил мировое признание во второй половине XX века. Географический термин, определяющий эту школу, безусловно, возник не только благодаря тому, что Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания граничат друг с другом, но и из-за общности менталитета и культуры. Это северные страны, где масштабность архитектуры и внутренних помещений диктуется суровыми климатическими условиями. Именно поэтому скандинавский дизайн, в первую очередь, направлен на комфортное существование человека в этой неблагоприятной среде. Исследователи нередко выделяют его гуманистическую направленность, поскольку форма объектов диктуется эргономикой, а эстетика, скорее, ей подчиняется. В этом и заключается отличие скандинавского дизайна от других национальных школ, где основной акцент делается на визуальную привлекательность вещей, а их эксплуатационные параметры уходят на второй план.

В северных странах обычно выделяют две школы – финскую и датскую. Первая характеризуется как самая продуманная, рациональная и социально ориентированная. Ее проекты направлены на массовое производство. Возможно, это продиктовано тем, что Финляндия никогда не была богатой страной. В 1960-е годы дизайн этой национальной школы занял ведущие позиции в мире благодаря успешному опыту работы с полимерами. Датские предметы в определенной степени можно назвать элитарными, поскольку в их производстве используется ручная обработка и относительно дорогие материалы, такие, как кожа и дерево.

С эстетической точки зрения этот дизайн считается наиболее привлекательным среди других скандинавских школ. Но это также оказывает влияние на его цену – если финский дизайн рассчитан на массовость и низкую себестоимость, то датский значительно дороже, и его предметы выпускают меньшим тиражом.

Сегодня в скандинавской школе идет множество обсуждений его дальнейшего пути развития. В первую очередь, разговор идет о том, стоит ли сохранять традиционную преемственность или надо от нее уходить. Это продиктовано тем, что многие современные дизайнеры являются учениками тех, кто сформировал узнаваемый облик скандинавской школы. Однако ответ на этот вопрос до сих пор неясен.

Скандинавский дизайн

Павел Ульянов:

– Скандинавский дизайн создал «легенд» не меньше, если не больше, чем прочие национальные школы. И несмотря на то, что северных стран очень немного, они балансируют тенденции всего мира. В первую очередь это касается датских дизайнеров – это и Арнэ Якобсен, и Ханс Вегнер, и Иб Кофод-Ларсен. Практически все их предметы уже «канонизированы». Что касается финнов, то здесь многие вещи становятся «иконами» по своей рациональности. Красота именно в ней, даже не в форме. Это, конечно, Алвар Аалто, абсолютно узнаваемый (практически все его предметы на уровне «иконы»), и, безусловно, Юрье Куккапуро – один из первых финнов, заслуживших мировое признание в работе с полимерными материалами. Основная идея скандинавского дизайна – это баухаузовские гуманистические принципы: дизайн должен служить каждому отдельно взятому человеку. При этом скандинавы очень последовательны и традиционны. И даже в новейших предметах можно прочитать многие элементы формообразования «классических», или ставших классикой, проектов предыдущих поколений. Многие объекты, ставшие «иконами», продолжают выпускать и сегодня. Меняются только цвета и материалы. Например, произведения Алваpa Аалто на протяжении последних 70 лет перекрашивали в зависимости от модных тенденций. В этом как раз-таки и есть уникальность скандинавского дизайна — в его очень чистой форме, возможности модификации. Он настолько рационалистичен, а его элементы так самодостаточны, что он хорошо принимает на себя любые цвета и обивки. Финский дизайнер Раймо Райсанен как-то сказал: «Я создаю кресла, которые не должны быть заметны в интерьере... Должно быть заметно их отсутствие». И, мне кажется, что это очень четкая фраза, формулирующая идеологию скандинавского дизайна. То есть вы берете утилитарную вещь и пользуетесь ей, и она оказывается комфортна, хотя с виду, может, и не кажется таковой. Действительно, только эксплуатация выявляет все преимущества скандинавского дизайна в сравнении с другими национальными школами.

Очень важно заметить, что скандинавский дизайн воспитывает вкус потребителя. Люди там очень свободны и доверяют собственному вкусу больше, чем бренду. И вообще, это относится к подавляющему большинству европейских стран. Но этого нельзя сказать о России. Потому что у нас интерьер делается по принципу экономического статуса – он может совершенно не удовлетворять индивидуальным запросам владельца, но зато отражать достаток. В нашей стране сейчас абсолютная животная экономическая фаза – состоятельные люди постоянно хотят доминировать. А когда они дойдут до уровня человеческого и немного озаботятся своим интеллектуальным состоянием, то может быть, они достигнут такого уровня самоидентификации, что будут ориентироваться на собственный вкус, на личные потребности, а не на внешнюю реакцию социума.

Выходные данные: Абакумов А., Пичурина Л. «Скандизайн» // 4room: форум профессионалов. – 2012. – № 5-6 (66). – С. 1, 12

PDF-версия газетного номера доступна на сайте издательства.

Сайт Алексея Абакумова

Цикл лекций Павла Ульянова «Становление Модернизма в странах Северной Европы»