Новые тенденции в современном ковроделии. Тафтинговая технология производства

Основные принципы проектирования ковров и ковровых покрытий (на примере производственной практики и дипломного проектирования студентов на предприятии ООО «Нева Тафт»)

В наши дни художник по текстилю должен не только обладать смелыми и оригинальными идеями, убедительно работать с композиционными и колористическими решениями, чувствовать актуальные тенденции и их интерпретации, но и ориентироваться в современных технологических процессах производства, применяя их в своей творческой практике. Поэтому одна из главных задач современного образовательного процесса в художественном вузе – подготовка специалиста, умеющего отвечать на вызовы современности, на запросы отечественной и мировой культуры.

В этом плане достаточно убедительным и красноречивым примером стала производственная практика, организованная кафедрой художественного текстиля СПГХПА им. А.Л. Штиглица на предприятии ООО «Нева Тафт» во втором семестре четвертого курса. Практика выступила завершающей фазой целостного процесса изучения истории искусства классических ковров, а также новых тенденций в современном ковроделии. На этой основе был создан целый ряд интересных студенческих проектов, открывших новые варианты в проектировании современных ковров и ковровых покрытий.

Подготовка бакалавров и специалистов на кафедре художественный текстиль не ограничивается умением создавать проекты с использованием традиционных средств рисования. В рамках учебных дисциплин введены курсы по изучению растровой и векторной графики, разработаны задания на основе которых студенты знакомятся с основными инструментами графических пакетов для создания текстильных рисунков. На завершающимся этапе обучения студентам предлагается выполнить штучную, замкнутую композицию и композицию с равномерным (раппортным) распределением изобразительных мотивов.

Замкнутая композиция строится в определенном формате, имеет верх и низ, не имеет раппортного построения. Элементы композиции должны создавать замкнутую композиционную структуру, которая может быть четко выражена или только подразумеваться. Площадь фона по краям желательно освободить от орнаментальных мотивов, так как близко расположенные к границам плоскости элементы узора нарушают впечатление замкнутости. Обязательное условие композиции – организованный центр (доминанта), который может иметь простую лаконичную форму или состоять из мелких по масштабу элементов, собранных в крупное пятно. Форма элементов, направление их движения должны создавать эффект равновесия.

Для раппортной композиции характерно наличие композиционных центров, повторяющихся через разные промежутки. Раппорт (франц. Rapport) – базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани. Выразительность композиции рисунка выбранных элементов зависит от пропорциональных отношений площадей рисунка и фона, от пластических и ритмических связей в раппортном построении. Ритм – основное организующее начало композиционного решения. Главный его признак – равномерное чередование повторяющихся фигур, через определенные интервалы. Ритмические связи в раппортном построении орнамента достигаются взаимодействием друг с другом простых или более сложных элементов, а также их чередованием или сопоставлением. Удачно найденные пропорциональные отношения линий, пятен, фактур делают композицию ясной и выразительной.

Одновременно в процессе обучения студенты узнают историю, место происхождения тех художественных объектов, аналогом которых должны стать их будущие проекты. Расширяют свои знания о коврах и ковровых покрытиях как о художественно-декоративных текстильных изделиях, изготовленных ручным или машинным способом. Богатое наследие прошлого изучается и анализируется. Обучающиеся берут из него композиционные схемы, разработку орнаментов, колорит. Стилистический язык, степень условности, декоративность определяется автором самостоятельно.

Производство ковров известно с древнейших времен и возникло в условиях кочевого быта. Исследователи подчеркивают, что изначально ковер выполнял исключительно практические функции – в условия континентального климата защищал жилище от ветра и песка, служил для внешнего и внутреннего убранства кибитки, особые коврики подстилались во время молитвы. Самый старинный ворсовый ковер (V век до нашей эры) из дошедших до нас был найден профессором Руденко в 1949 году во время раскопок Пазарыкского кургана на Алтае. Ковер с изображением оленей, грифов и коней пролежал около 2500 лет и благодаря особым климатическим условиям прекрасно сохранился. Сегодня он хранится в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге и свидетельствует о высоком мастерстве древних ковроделов.

Трансформация ковровых полотен в произведения искусства началась, когда кочевники стали вести оседлый образ жизни. На высочайший художественный уровень подняли ковроткачество мастера из Персии. Период наивысшего расцвета ковроделия в Персии это XV-XVII века. Затем оно распространилось в Индию, Среднюю Азию, Европу. Если на Востоке ковровые изделия являлись существенной частью жилища, то в России и европейских странах ковер не был предметом первой необходимости и только дополнял обстановку.

В середине XIX в. в связи с появлением жаккардовой машины, в Европе начался переход от ручного ткачества к машинному производству. В XX веке с изобретением синтетического волокна, появлением новых технологий стала развиваться современная ковровая индустрия. Если раньше практически все ковры изготавливались на ткацком станке, то постепенно стали преобладать нетканые ковры: тафтинговые, иглопробивные, трикотажные и др.

В 50-е годы в США была разработана тафтинговая технология производства, которая буквально «перевернула» ковровую промышленность: если раньше нити окрашивались до процесса ткачества, то затем распространился метод, где готовый рисунок стал печататься на поверхности из неокрашенных волокон. А традиционный материал – шерсть – стал использоваться только для производства дорогих ковров.

Сегодня широким спросом пользуются синтетические ковры и напольные покрытия – они практичны, легко чистятся, устойчивы к вытиранию и воздействию воды, имеют плотное основание. В оформлении ковров, ковровых покрытий используются геометрический, растительный, анималистический (животный), фантастический орнаменты. Часто геометрический орнамент сочетается с растительным, растительный орнамент соединяется с анималистическим. В орнамент может включаться шрифт, но если в древних коврах его можно было «прочесть», то в современных коврах шрифт выполняет только декоративную роль. Интересную группу составляют сюжетно-тематические ковры, которые вырабатываются небольшими сериями по специальным заказам. Обычно они отражают исторические события, значимые даты, на них могут быть изображены портреты знаменитых людей.

Заключительный этап освоения учебной программы – непосредственная производственная практика на базе предприятия ООО «Нева Тафт». Ее цели формулируются следующим образом: практическое применение знаний, полученных в процессе обучения; освоение профессиональных навыков работы художника-текстильщика на современном производстве; создание авторского образца текстильной продукции на предприятии. В свою очередь, тактические задачи производственной практики выступают продолжением предыдущих учебных заданий: изучение литературных источников по теме «ковроткачество»; систематизация практического материала по классическим и современным коврам и ковровым покрытиям; анализ композиционного строя ковров и выявление его особенностей; поиск изобразительных средств для раскрытия образа.

В процессе ознакомительной экскурсии на фабрике напольных ковровых покрытий «Нева Тафт» студенты знакомятся с современной практикой ковроделия и основными отделами производства – цехами тафтинга, струйной печати, латексирования. Им демонстрируется метод струйной печати, разработанный фирмой «Zimmer» (Австрия) и получивший широкое распространение в мире за последнее десятилетие. (Этот метод позволяет значительно ускорить процесс производства, использовать практически бесконечную цветовую гамму, глубоко прокрасить ворс, снимает проблему ограничения высоты раппорта, тем самым значительно расширяя творческий потенциал художника). Для изготовления эксклюзивной продукции на предприятии применяется лабораторный струйный принтер «ChromoJet», допускающий производство изделий небольшого размера малым тиражом. Под производственную базу именно этого принтера студенты разрабатывают проекты ковров для жилого интерьера. Высота ковра не должна превышать 140 см, а ширина 100 см.

Работа студентов начинается с выбора темы. На их усмотрение предлагается растительная, геометрическая, фантастическая, анималистическая, пейзажная темы. Затем начинается композиционный поиск. Эскизная часть может быть выполнена графическими и живописными средствами. Для большей выразительности допускается свободное обращение с масштабом элементов, их обобщением. Путем творческой интерпретации мотивы могут превращаться в условный, ассоциативный, орнаментальный образ. Утвержденные предпроектные предложения оцифровываются (сканирование, фотофиксация) и дорабатываются в программе растровой графики Adobe Photoshop в соответствии с техническими требованиями производства: выставляется необходимое разрешение и цветовая модель документа, определяется целесообразное количество пикселей по вертикале и горизонтали, файл переводиться в 8-битную палитру, посредством индексации цветов (не больше 10). В компьютерной среде тщательно прорисовываются детали и композиционные узлы проекта, уточняются по рисунку графические мотивы и цветовые пятна.

В процессе работы студенты экспериментируют с возможными цвето-тональными решениями, вводят дополнительные фактуры. Рисованные фактуры могут повторять определенные структуры материалов (дерево, камень, мрамор и др.) или состоять из абстрактных, ритмически найденных элементов: точек, линий, пятен, простейших геометрических форм. Диапазон возможных фактурных поверхностей очень разнообразен, но все они должны быть подчинены основному изображению, как в стилистическом плане, так по масштабу и колористки. Готовый файл сохраняется и отправляется на компьютер, с установленным программным обеспечением, непосредственно отвечающим за реализацию печатного процесса на принтере. Для печати используются кислотные и кислотные металокомплексные красители. В зависимости от используемой полиамидной основы, цвет может давать разные оттенки при печати, поэтому красители подбираются по образцам представленной на производстве цветовой линейки, в соответствии с утвержденной гаммой проекта. После нанесения рисунка на полиамидную основу, с обратной стороны наносится специально приготовленный компаунд на основе латекса, который обеспечивает прочность изделия, высокие эксплуатационные и гигиенические свойства.

Таким образом, производственная практика становится партнером, разделяющим и продолжающим функции образовательного процесса. Подобная организационная структура учебных занятий дает объективные возможности для дальнейшего единства теории и практики, а, главное, становится основой навыков и профессиональной ориентации в будущей специальности. Выполненные творческие проекты это подтверждают.

Примером штучного ковра может быть работа А. Карманова. Автор отказывается от насыщенных красок, выбирает сложную цветовую гамму, добиваясь того, чтобы плавные линии и растительный орнамент, пришедшие из ковроткачества стиля модерн, смогли украсить любую изысканную гостиную. А разработанные этим же автором варианты напольных покрытий напротив «немногословны» в изобразительном плане и орнаментированы простейшими геометрическими формами.

carpet_01.jpg
Тафтинговый ковер и проект напольного покрытия. Автор: Алексей Карманов. 2015
В этом же направлении, учитывая модную тенденцию – ковровые покрытия с блеклыми, как будто выцветшими на солнце красками – работает и студентка А. Покрамович, предлагая варианты ковров в сближенной гамме, в стиле «потертый шик». В основе ее предложений растительные мотивы. Собранный материал – зарисовки трав, листьев, веток преобразуются в прорастающую сквозь прямоугольник, наполненную листьями орнаментальную кайму. Разнообразные по композиционным схемам, колориту, фактурам предложения говорят о способностях автора к творческому поиску.

carpet_02.jpg
Цветовые предложения тафтингового ковра. Автор: Александра Покрамович. 2015
Особую группу представляет черно-белые ковры. Почти каждый из студентов предлагает свои решения. У А. Покрамович это растительный орнамент близкий к натуре. Линейная разработка листьев сочетается с ясно выраженным пятном. Асимметрия в замкнутой композиции придает ковру остроту и современность. Студентка Т. Сулимина создала ковер на основе «биологической структуры». Почти всю поверхность изделия заполняет срез киви. В черно-белое решение вводится холодный серый цвет. Это придает ковру необходимую тональную мягкость.

carpet_03.jpg
Эскиз тафтингового ковра. Автор: Александра Покрамович. 2015 Тафтинговый ковер. Автор: Татьяна Сулимина. 2015
Черно-белое решение с включением серого цвета мы видим и в предложении Л. Белянкиной. В основе ее разработок лежит геометрический орнамент. Живописность достигается ритмом свободно рисованных серых линий по черному фону, а контраст создается широкой черной каймой и ритмом удачно найденных по масштабу небольших геометрических элементов. Нельзя не остановиться на ее цветных предложениях. Отказ от сюжетной основы позволяет акцентировать внимание на чередовании простых геометрических форм. Замкнутость в изделии достигается за счет цветной каймы.

carpet_04.jpg
Проектные предложения тафтинговых ковров. Автор: Людмила Белянкина. 2015
В минималистском интерьере, или в пространстве, решенном в стиле хай-тек будут уместны абстрактные ковры студентки О. Коробовой, которая создала целую группу ковров авангардного направления. Неожиданные решения, контрасты крупных и мелких форм, рисованная геометрия делают эту группу ковров не просто напольным покрытием, но арт-объектом, который может украсить современный интерьер.

carpet_05.jpg
Тафтинговый ковер и проектное предложение. Автор: Ольга Коробова. 2015
Студентка Л. Ерышева не боится экспериментов, ярких контрастных цветов. Ее предложения жизнерадостны, притягательны, универсальны. На основе предложенной ею монокомпозиции ковра, можно выстроить различные варианты раппортных напольных покрытий. Привлекает колорит – богатство синей гаммы в сочетании с яркими золотыми создают настроение праздника.

carpet_06.jpg
Проектные предложения тафтинговых ковров. Автор: Любовь Ерышева. 2015
Тема геометрии продолжается в работах А. Алексеевой и Е. Томашевской. Остроты композиции А. Алексеева добивается, используя контраст крупных и мелких форм. Цветовое напряжение холодных и красного усиливает эмоциональное восприятие работы. Применение красного цвета делает работу «замкнутой», заменив его на серый или синий предложение становится универсальным, его можно использовать в напольном покрытии. К геометрическому орнаменту в раппортной композиции обращается и студентка Е. Томашевская. Благодаря динамичному колористическому решению и использованию цвето-тонального контраста, акцентирующего внимание на деталях, автору удалось достичь выразительного ритма в равномерном чередовании повторяющихся плоскостей.

carpet_07.jpg
Тафтинговый ковер. Автор: Анна Алексеева. 2015 Тафтинговый ковер. Автор: Елизавета Томашевская. 2015
Выразительны по своему пластическому рисунку и ритму предложения студентки П. Симоновой. Используя один мотив, автор предлагает различные варианты его компоновки. В процессе поиска природная форма обобщается, приобретает условность, декоративность. Для выявления образного начала автор нарушает пропорции, обобщает, придает образу мифическую условность. Локальная трактовка центрального мотива сочетается с линеарно-пятновым решением фона. В первом варианте колорит ковра построен на сближенной серо-голубой гамме. Богатые серые цвета усиливают фактуру фона. Во втором случае мы видим контраст двух красных и сложных серо-голубых цветов. Внутренняя орнаментация центрального мотива не нарушает общего пятна. Цвет и колорит, являясь важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции, делают предложения этого автора применимыми к любому интерьеру.

carpet_08.jpg
Тафтинговые ковры. Автор: Полина Симонова. 2015
Необходимо заметить, что успешное сотрудничество кафедры с предприятием OOO «Нева Тафт» продолжилось в рамках дипломного проектирования. Весной 2015 г. на кафедре художественный текстиль успешно защитилась студентка О. Башта (направление бакалавриат). Тема дипломной работы – серия декоративных ковров «Орнаментальные», выполнение в материале – струйная печать по тафтинговому ковровому покрытию.

Ковры небольшого размера (140×100 см) получились очень обобщенными и декоративными. В основе каждого композиционного решения коврового изделия лежат простые геометрические формы. Автор предлагает зрителю игру в ассоциации позволяя домыслить представленные образы. Обратившись к ярким моментам детских воспоминаний, дипломница сознательно отказалась от изобразительного языка, найдя эстетическую выразительность в абстрактных элементах, локальных плоскостях цвета и пластическом звучании графики линий.

О. Башта: «Мне кажется, что в детстве окружающий мир и повседневные предметы превращаются в абстрактные образы, состоящие из форм, линий, точек, цветных пятен. …Помню, как мне довольно непредсказуемо мерещились лица и люди, животные и выдуманные создания, хотя это была лишь деревяшка на траве или быстро проезжающая машина».

При мимолетном взгляде на работы, кажется, что композиции сложились спонтанно, быстро и легко, такая в них легкость и непосредственность. О. Баште удалось сохранить свежесть и эмоциональность, свойственную чаще эскизным поискам, чем законченным готовым произведениям. Для автора «эстетика восприятия действительности глазами ребенка, заключается в целенаправленном поиске случайностей». Кажется, «игра случайностей» только начинается, и из набора представленных простейших геометрических форм и линий можно выстраивать бесконечные композиционные вариации. Это подтверждают и многочисленный эскизы, в которых ведется поиск замкнутой композиционной структуры (разнообразной по форме и содержанию), организации центра (доминанты), количественного отношения локальных плоскостей и мелко-графических элементов, колористки. Автор сознательно отказывается от каймы и выстраивает динамичные композиционные схемы, созвучные энергичному темпу сегодняшнего дня.

carpet_10.jpg
Серия декоративных ковров «Орнаментальные». Автор: Оксана Башта. 2015
В процессе работы над проектами студенты активно взаимодействовали с дизайнером ООО «Нева-Тафт» Н. А. Малиновской, которая направляла и корректировала творческий процесс в соответствии с технологическими возможностями предприятия, раскрывала специфику и ньюансы подготовки цифрового проекта для печати по тафтингу.

Производственная практика и дипломное проектирование, выступившие завершающим этапом освоения учебной программы, показали, что образовательный процесс в художественном вузе должен отдавать приоритеты таким формам и методам, которые способствуют достижению синтеза исторических и профессиональных знаний, а также их дальнейшей последовательной апробации на практике. Подобный подход способен исключить простое цитирование исторических образцов и детонировать такие декоративные и образные решения в студенческих проектах, которые будут созвучны современным культурным запросам.

Опыт работы с предприятием ООО «Нева-Тафт» показал, что подготовка конкурентноспособных специалистов для отечественной промышленности возможна.

Михайлова Людмила Васильевна
кандидат искусствоведения, профессор, кафедра Художественный текстиль
СПГХПА им. А.Л. Штиглица

Семенова Анна Анатольевна
доцент, кафедра Художественный текстиль
СПГХПА им. А.Л. Штиглица