Собственная гордость дизайнеров Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский Союз дизайнеров как самостоятельная и самодостаточная творческая  организация второго по величине и значимости мегаполиса России – это звучит гордо! Нам есть чем и кем гордиться.

Когда в конце 1987 года была учреждена тогда ещё Ленинградская организация Союза дизайнеров СССР (наряду со многими другими дизайнерскими объединениями разных республик и городов большой страны), она стала одной из самых крупных дизайнерских общественных творческих организаций, представлявшей тогда практически все направления этой сферы предметного художественного творчества.

Ленинградская организация объединила в своих рядах дизайнеров Ленфилиала ВНИИ технической эстетики, педагогов – дизайнеров ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, специалистов многих отраслевых подразделений дизайна, входивших в структуру различных по специализации и ведомственному подчинению предприятий города. В соответствии с данными первого телефонного справочника Ленинградской организации Союза дизайнеров СССР 1989 года она включала 255 членов, а на декабрь 1991 года их число выросло до 315 человек.

Молодежный зал СПбГХПА
Молодёжный зал Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Фото: © Антон Балаж. 1990 г.
Первый и последующий приёмы в дизайнерский Союз нашего города, сопровождавшиеся помимо представления необходимых документов выставками работ вступавших, продемонстрировали высокий  уровень творческих достижений, основанных на талантливости, профессионализме и эстетическом вкусе ленинградских дизайнеров. Во многом – это заслуга нашей высшей школы прикладного искусства и дизайна, выпускниками которой являлись и являются большинство членов Союза – Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, справедливо переименованного в первой половине 1990-х годов в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л.Штиглица.

mesmaher_shtiglitz.jpg
Как известно специалистам, по инициативе и на крупные средства (1 млн. рублей серебром) этого  просвещённого мецената, банкира и промышленника в Санкт-Петербурге в 1876 году  было  основано Центральное училище технического рисования, призванное готовить квалифицированные кадры для художественной промышленности России (в то время ещё не дизайнеров, а художников декоративно-прикладного искусства). Кроме финансирования постройки и оборудования здания ЦУТР и содержания этого учебного заведения А.Л.Штиглиц в 1884 году завещал более 5 млн. рублей серебром для строительства здания музея прикладного искусства и формирования его коллекций (начало которому было положено ещё в 1878 году), великолепно систематизированных и размещённых в соответствующим образом декорированных залах директором ЦУТР и строителем этого музея – архитектором М.Е. Месмахером, руководившим ЦУТР 20 лет. Этот музей, создававшийся, прежде всего для учебного процесса, а также для просветительской и выставочной деятельности, и главный учебный корпус существуют и поныне, правда не в таком замечательном состоянии, как до революции 1917 года, так и в советское время с середины 1950-х годов до конца 1980-х годов.

В нашем городе после официального обретения дизайнерами своего профессионального статуса (на основании постановления Правительства СССР 1962 года о повышении качества промышленной  продукции методами и средствами дизайна) развернулась научно-методическая, проектно-творческая, экспертная и пропагандистская  деятельность Ленинградского филиала ВНИИТЭ – одного из ведущих в стране  среди 10-ти филиалов  системы ВНИИТЭ, а также многих отраслевых подразделений дизайна.

DoL 065.jpg
Сотрудники отдела дизайна ЛОМО. Фото: © Антон Балаж, Александр Линецкий. 1990 г.
Следует упомянуть отдел дизайна ЛОМО, которым многие годы руководил В.А Цепов, подразделения дизайна в ГОИ им. С.И.Вавилова, Кировского завода, Станкостроительного завода им. Свердлова, (где работала Л.Н.Крылова),  ИРПА им. А.С.Попова, завода им. Козицкого; НПО «Ленинец» (где отделением дизайна руководил В.И.Бульба), ЦНИИ «Морфизприбор», (в котором долгое время работал Г.Г. Бакастов, разрабатывая радиоэлектронную аппаратуру высокого класса); обувного объединения «Скороход» (коллективом дизайнеров, обуви которого руководила Е.А. Гецкина), Ленинградского дома моделей, объединения «Ленигрушка». Среди проектных бюро города, относившихся к судостроительной промышленности, выделялось структурной многопрофильностью, количеством сотрудников и высоким профессионализмом  Специальное архитектурно-конструкторское бюро (в составе ЦНИИ «Лот») с отделами корабельной архитектуры, дизайна судовых машин и судовых приборов и отделом товаров народного потребления. С самого начала его создания им руководил один из выпускников ЛВХПУ (первых лет выпуска) О.А. Арнольд – главный архитектор  Министерства судостроительной промышленности. Под его началом довелось работать И.Е. Серебренникову и автору этих строк.

DoL 060.jpg
В студии Андрея Мещанинова. Фото: Антон Балаж, Александр Линецкий. 1990 г.
Многие педагоги ЛВХПУ (ныне СПГХПА) совмещали преподавательскую деятельность с проектно–творческой, в области своей специализации, а некоторые и с научно-исследовательской (под руководством профессора,  доктора искусствоведения Е.Н. Лазарева). В начале 1990-х годов бывший Ленинградский институт текстильной и лёгкой промышленности был реорганизован в Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, (СПГУТД) где в 1994–1995 годах открылась кафедра дизайна одежды, которой руководила И.Н. Сафронова. Несколько позже были открыты  и сформированы кафедры дизайна обуви и кожгалантереи, дизайна текстиля, графического дизайна, дизайна пространственной среды и дизайна интерьера, а также кафедра художественных дисциплин (преподавание живописи и рисунка) и кафедра истории и теории искусств. Автор этих строк с 1994 по 2012 год преподавал (сначала на первой, а позднее на последней из перечисленных кафедр) будущим дизайнерам разных специализаций, конструкторам и технологам некоторых технических кафедр разных факультетов разработанные по своим авторским программам дисциплины: «История дизайна», «Основы теории дизайна», «Цветоведение», «Дизайн машин», «Дизайн в системе маркетинга». В связи с отсутствием необходимой учебной литературы соответствующего профессионального уровня для многих из этих дисциплин (и их разделов) потребовалось написать и издать в типографии СПГУТД несколько учебных пособий. За годы преподавания в этом университете было издано семь учебных пособий, многие из которых переиздавались два и даже три раза. В их числе: «Сущность дизайна», «Стиль и мода в дизайне», «Основные факторы эволюции дизайна», «Роль дизайна в формировании культуры», «Цветоведение и колористика». Помимо этого, в журнале «Вестник СПГУТД» автором было опубликовано несколько десятков статей по актуальным проблемам дизайна.

DoL 033.jpg
Приём в члены Ленинградского Союза дизайнеров. Фото: Антон Балаж. 1990 г.
После развала Советского Союза и переименования Ленинграда в Санкт-Петербург Ленинградское отделение Союза дизайнеров СССР было реорганизовано в марте 1992 года в Санкт-Петербургский Союз дизайнеров. А за несколько лет до этого, ещё в 1988 году, ленинградские дизайнеры организовали в помещении Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран, на Фонтанке, свою первую самостоятельную дизайнерскую выставку под названием «Дизайн. Образование. Проект-продукт». До этого выставки дизайнеров города проводились либо в ЛДНТП общества «Знание» РСФСР (секцией «Техническая эстетика»), либо в помещениях Ленинградского отделения Союза художников как составная и не очень заметная часть выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ежегодно  организуемых ЛОСХ.

С 1999 года Санкт-Петербургский Союз дизайнеров принял решение проводить собственные общегородские и региональные выставки раз в два года – по принципу биеннале) – и дал ей название «Модулор». Первая была организована  совместно с коллективом преподавателей дизайна СПбГХПА в помещении Академии (в большом зале музея под стеклянным куполом). Последующие выставки проводились в выставочных помещениях творческих Союзов (архитекторов или художников), а также иногда в общегородских выставочных залах, таких как ЦВЗ или Мраморный зал Этнографического  музея. Творческие работы участников выставок  представлялись, как правило, в следующих номинациях: промышленный дизайн, графический дизайн, средовой дизайн, дизайн интерьера, дизайн мебели, дизайн одежды, арт-дизайн, а также (иногда) дизайн в области теории и педагогики. Выставки предусматривали конкурсы различных категорий. Победители, которых определяло авторитетное жюри (в состав его нередко включались зарубежные дизайнеры), награждались дипломами за 1, 2, и 3 места, призами очередного «Модулора». Помимо экспозиций творческих работ в рамках этих выставок, устраивались семинары и презентации. Между этими регулярными биеннале постоянно устраивались выставки работ тех или иных членов СПб СД в его собственных помещениях (весьма ограниченных по площади по сравнению с выставочными залами Союзов художников и архитекторов). Кроме того, на короткое время выставлялись работы тех, кто вступал в Союз дизайнеров, в ходе их приёма. О победителях конкурсов каждого «Модулора» и об авторах всех персональных или групповых выставок,  организуемых как в СПб СД, так и выездных, или выставок, проводившихся в других городах России, а также за рубежом, сообщается в информационных бюллетенях Союза, а также в Интернете на сайте СПб СД.

DoL 058.jpg
В студии «Акра». Александр Тимофеев. Фото: Антон Балаж, Александр Линецкий. 1990 г.
DoL 061.jpg
Александр Васильев в своей студии. Фото: Антон Балаж. 1990 г.
DoL 044.jpg
Людмила Крылова. Отдел дизайна на станкостроительном заводе им. Свердлова. Фото: Антон Балаж, Александр Линецкий 1990 г.
С 2004 года Союзом регулярно издаётся информационный сборник, названный «Дизайнинформ». Его главный редактор – В.Н. Тимошенко. Большинство членов нашего Санкт-Петербургского Союза дизайнеров ведёт активную проектно-творческую, выставочную, многие ещё и педагогическую, некоторые – издательскую деятельность  (на различных уровнях – городском, региональном, государственном и международном). Мы вправе гордиться такими своими коллегами, работающими как в своих дизайн-студиях, ателье,  творческих мастерских, так и на предприятиях и в организациях  (в том числе в сфере дизайн-образования), профессиональная деятельность и успехи, которых послужили основанием для присуждения им почётных званий: Заслуженный художник РФ (лучше бы Заслуженный дизайнер РФ, так как дизайнер – это художник-конструктор, а не художник изобразительного или прикладного искусства), Заслуженный работник культуры, Заслуженный деятель искусств РФ, Почётный работник высшего профессионального образования  РФ (дизайнеры-педагоги). К сожалению, некоторых их перечисленных ниже лауреатов уже нет в живых, но нельзя не упомянуть их в числе других, ныне здравствующих. Это – В.А. Бондаренко,  Н.П. Валькова, В.А. Воротников, В.Н. Галкин, Ю.А. Грабовенко, В.Н. Дулов, Т.М. Журавская, В.А. Козырёв, Л.Н. Крылова, В.Ю. Медведев, А.А. Мещанинов, Г.В. Михайлов, В.Е. Никифоров, С.В. Пашковский,  А.Г. Петров, Г.П. Петровская, Г.С. Покшишевская,  И.Н. Сафронова, В.К. Санжаров, Г.П. Светличная, И.Е. Серебренников, В.И.С тепанов, В.К. Стрельцова, В.А. Сурина, А.Ю. Талащук, С.А. Таланкин, В.М. Трофимов, Ю.Л. Ходьков.

DoL 064.jpg
В студии Татьяны Самойловой. Фото: Антон Балаж, Александр Линецкий, Александр Трофимов. 1990 г.
Светлана и Сергей Пашковские
Светлана Пашковская и Сергей Пашковский. Фото: Антон Балаж. 1990 г.
С.А. Таланкина надо отметить особо. В 1986 году он по своей инициативе, организовал во Дворце творчества юных нашего города первую в своём роде секцию «Детский дизайн-центр» (ДДЦ), разработал вместе с подобранными им талантливыми и увлечёнными идеей обучения детей по особым программам коллегами концепцию детского дополнительного дизайн-образования и руководил ДДЦ до конца  своих дней. Созданный им коллектив успешно продолжает начатое С.А. Таланкиным дело, развивая творческую фантазию и воспитывая художественный вкус у детей, обучающихся в Детском дизайн-центре с 8-11 до 14-17 лет. Работы воспитанников ДДЦ не раз выставлялись и премировались на биеннале «Модулор».

Известно, что некоторые члены СПб СД получали почётные награды не только в нашем городе и стране, но и за рубежом, демонстрируя свой талант, высокий вкус, выдумку, и профессионализм. К ним с полным основанием следует отнести А.Г. Петрова – до начала 2017 года бывшего главным художником города.  Ещё в 1992 году за свой оригинальный проект благоустройства городской площади в г. Нагоя (Япония), выполненный вместе с А.В. Беляновой на международном конкурсе «Рubliс Design» он получил высокую награду – «Золотой приз». А в 2001 году на международном конкурсе в г. Осака «Послание в будущее»за футурологический дизайн-проект «Altfuel» (альтернативное топливо) выполненный вместе с А.В. Беляновой и И.Г. Якуничевым, суть которого заключалась в использовании энергии ветра и морской воды для производства водорода на специальном парусном танкере с телескопическими мачтами, также получил высшую награду «Золотой приз».

Для того чтобы продолжать высоко держать планку наших достижений, которыми мы можем гордиться, необходимо сосредоточить внимание и усилия деятельности Правления, всех секций СПб СД и активных его членов (в том числе и молодёжи Союза) на ещё не полностью  решённых или совсем не решаемых  пока задачах. Следует развивать систему профессиональной пропаганды дизайна, всех его специализаций, различными средствами и методами, с привлечением СМИ. Необходимо организовать устойчивые взаимовыгодные связи с Союзом промышленников и предпринимателей (на городском, региональном и федеральном уровнях) в целях восстановления значимости промышленного дизайна, ориентированного на разработку и внедрение в производство изделий, комплексов и систем разнообразного промышленного, общественного и бытового назначения. Полезно наладить творческо-деловые контакты с Международной ассоциацией «Союз дизайнеров», созданной ещё в 1992 году (как правопреемник СД СССР) для консолидации возможностей членов Союзов бывших республик СССР (и прежде всего государств,  входящих в ЕврАзЭС), с тем, чтобы войти в этот Союз. Давно пора реализовать идею СПб СД о создании, при активном содействии Правительства города, постоянно действующего «Дизайн-центра Санкт-Петербурга» как  места для выставочной, пропагандистской, консультативной, экспертной и деловой деятельности и как пространства, где демонстрировались бы лучшие образцы изделий, созданные по проектам петербургских дизайнеров и внедренные промышленными предприятиями города, области и Северо-Западного региона. В этом мы отстаём от многих крупных городов Европы и других стран мира, ещё в прошлом веке создавших свои «Дизайн-центры». Следует более широко развивать издательскую деятельность СПб СД, причём не только информирующую о достижениях Союза и его членов, об их творческих успехах, но  наряду с этим, содержащую и профессиональную дизайн-критику, которой пока мало. В стенах СПб СД надо  создать памятный стенд (в рамках музея) о дизайнерах-членах Союза, внесших заметный вклад в его деятельность, но к настоящему времени ушедших из жизни. Нельзя забывать о тех, кто творил историю Союза  дизайнеров нашего города и кем мы можем и должны гордиться.

Текст: © В.Ю. Медведев, ветеран Санкт-Петербургского Союза дизайнеров