Все состояния льда. Стекло в финском дизайне

З марта 2016 года в креативном пространстве «Мойка-8» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров состоялась лекция Павла Ульянова «Финский дизайн – способ обрести место среди наций» из цикла «Становление Модернизма в странах Северной Европы». 

Лекция была посвящена индустриальному модернизму Финляндии и рассказ шёл о «Школе искусств и ремесел» в Хельсинки, о прорыве Алвара Аалто, о новой генерации дизайнеров, воспитанных Илмари Тапиоваарой, об этнических мотивах, средневековом наследии и национальной эстетике дизайна Финляндии.

Особое место в лекции было отведено художественному стеклу. Стекло – это не частая тема, когда говорят о финском дизайне, однако именно со стекла началось признание Финского дизайна на мировом рынке. Первые награды на международных смотрах дизайна в 1930-х годах были получены за успехи в художественном стекле.

Все состояния льда.

У северных народов центром кристаллизации культуры является дом и накрытый стол как символ жилища. Таким образом, на севере всегда уделялось особое внимание качеству и внешнему виду посуды. К счастью, для производства стекла, в Финляндии были все необходимые составляющие – достаточно было иметь печь, песок и творческий дух.

TIMO_SARPANEVA_03.jpg       
Timo Sarpaneva (1926-2006)
Финляндия долгое время была шведской провинцией, и возникновение известнейшего бренда, в дизайне стекла – Arabia произошло на базе филиала шведской стекольной компании в 1881 году. Долгое время, Финляндия отставала от шведских стекольных мастеров, но дух модернизма быстрее завоевывал финские умы. Абстракция, кубизм и геометризм появляются в работах финских мастеров стекольщиков уже в 1920х годах, в то время как Швеция еще плотно сидит на неоклассицизме. Лаконичность форм и экспрессия, выраженная яркими цветами, стали отличительными чертами финского стекла начала 1930х годов.

Но поистине мировую известность финскому стеклу принес прием, появившийся в начале 1930 годов – это использование воздушных пузырьков в слоях стекла. Пузырчатость и свильность стекла всегда считались его браком, но финны разглядели в этом природную гармонию и красоту – красоту пузырьков воздуха замерзших в ледяной массе. Говорят, что язык чукчей содержит десятки слов описывающих состояния снега и льда, в то время как официальная наука насчитывает лишь 11 состояний кристаллизации воды. Так и финские мастера стекла в своих работах выразили все великолепие как бурлящего водного потока, так и вечное спокойствие ледяного кристалла. Наибольшего совершенства в постижении красоты водных состояний достиг выдающийся дизайнер Тапио Вирккала, создавший самые выразительные произведения, но в России обретший безымянную славу по дизайну бутылки водки Finlandia.

TAPIO_WIRKKALA_05.jpg
Tapio Wirkkala (1915-1985)
KAJ_FRANCK_01.jpg     KAJ_FRANCK_02.jpg
Kaj Franck (1911-1989)
GUNNEL_NYMAN_01.jpg
Gunnel Nyman (1909-1948)
Следует отметить, что с середины 1930-х годов финские дизайнеры стекла стабильно удостаивались высших наград на всех ведущих международных выставках вплоть до конца 1960-х годов, когда на смену индивидуальному ремеслу стали приходить индустриальные гиганты.

Текст: © Павел Ульянов. 2016