Важность пустоты. Пробелы и интервалы

Тридцать спиц соединены одной осью,
но именно пустота между ними
составляет суть колеса.
Лао Цзы

Чтобы слышать слова, нужно отчётливо видеть паузы.
Леонид Сухоруков

Текст — это буква, слово и строка. Они воспринимаются отдельными сущностями оттого, что окружены пробелами.

Пробел — это вроде пустое место и отсутствие всего, но без него не бывает содержания. Стоит только рассмотреть, как разнообразны виды пробелов и какие специалисты ими занимаются, чтобы убедиться, насколько важны пробелы в типографике: правильные пробелы задают идеальный ритм восприятия текста. В этом случае пробелы становятся интервалами. Поэтому профессиональной задачей вёрстки и является превращение «естественных» пробелов в «ритмические» интервалы.

Однако сначала рассмотрим, откуда берутся пробелы у буквы, у слова и у строки.

Буква. Первоначально пробелами вокруг буквы занят дизайнер шрифта. Именно он определяет размеры элементов, которые создают вокруг каждой конкретной буквы «комфортное» пространство с учетом контура и внутрибуквенного просвета (counter). И это пространство едва ли не важнее самого знака.

И буква не стоит сама по себе, а располагается в пределах кегельной площадки, поэтому кроме изображения буквы требуется определить ещё «невидимые» элементы. К ним относятся, в частности, полуапроши (sidebearing), то есть пустые пространства слева и справа от буквы до границ кегельной площадки. Полуапрошами они называются потому, что когда две буквы соприкасаются, то образуется полный апрош — межбуквенный пробел (interletter spacing). Это в свою очередь означает, что в процессе набора текста апроши образуются «естественно». Обычный пользователь, нажимая буквенную клавишу, об этом даже и не задумывается.

Слово. Первоначально пробел между словами — это тоже забота дизайнера шрифта. В зависимости от характера шрифта он определяет ширину знака, который всегда стоит в шрифтовом файле непосредственно после служебных символов под номером 32. С пробела начинается перечень всех многочисленных знаков шрифтового файла. Пробел требует компромиссного решения: его размер должен уверенно отделять одно слово от другого, но при этом не настолько, чтобы визуально разрывались фразы и предложения.

Если апрош образуется без особых действий со стороны пользователя, то знак пробела «вызывается» из файла с помощью соответствующей клавиши на клавиатуре. Размер клавиши также «говорит» об особой значимости пробела и частотности применения: это самая длинная клавиша.

Строка. Отделять строки друг от друга принято, задавая значения интерлиньяжа. Однако и здесь всё не просто. Когда текст набирался металлическими литерами, то интерлиньяж образовывался просто за счёт заплечиков — пустых пространств сверху и снизу от буквы в пределах уже упомянутой кегельной площадки. При соприкосновении букв соседних строк образуется «естественный» интерлиньяж. В программах вёрстки установленный интерлиньяж отрабатывается автоматически при переходе на новую строку.

Итак, понятно, откуда в текст попадают основные элементы пространства — апрош, пробел и интерлиньяж: они фиксированы в шрифтовом файле дизайнером шрифта. Далее шрифтовой файл, будучи инсталлированным в операционную систему, поступает в распоряжение пользователя.

Если пользователь набирает обычный канцелярский текст, то значений по умолчанию вполне достаточно, так как такой текст не претендует на какой-либо эстетический уровень. К сожалению.

Иное дело — книжный и журнальный текст! Кстати, стоит отметить, текст и текстиль — однокоренные слова. И не случайно. Гармонично набранный текст, как и хорошо «связанный» текстильный материал, не должны иметь случайных сгустков и разрежений, а быть идеально ровными.

Поэтому задача дизайнера состоит в том, чтобы все виды пробелов (включая поля и всевозможные отбивки) стали интервалами (в «музыкальном» смысле), а именно гармоничными чередованиями контрастных пятен цвета и пустот. Главный критерий — легкость и ритмичность чтения.

Какие есть средства у грамотного дизайнера для того, чтобы пробелы стали интервалами?

Апрош. Если обычный пользователь не задумывается об апрошах, то на долю профессионального дизайнера, форматирующего тексты, тут выпадает множество проблем. Все буквы имеют разнообразные формы и соответственно разные площади внутрибуквенных просветов.

В металлическом наборе для каждого кегля создавался набор литер, площадки которых имели оптимальные полуапроши, поскольку размер литер был фиксированным. Иное дело — цифровой шрифт. Для него дизайнер шрифта добавляет полуапроши, которые удовлетворительны для текстовых кеглей, но для более крупного шрифта все соотношения сразу нарушаются, и возникает необходимость восстанавливать ритмическое равновесие внутрибуквенных просветов и апрошей. Это особенно важно, если в гарнитуре отсутствует специальные акцидентные начертания (display style).

Для того чтобы выполнить эту задачу, существует технология кернинга (изменение пробела между определёнными парами букв). Кернинг можно использовать следующим образом.

Для автоматического кернинга в шрифтовой файл добавляется довольно обширная таблица кернинговых пар, а именно список неудобных сочетаний букв (скажем, To, Ty, Гу), букв и знаков (например, г., О!) со значениями сдвигов. Программа вёрстки, например, Adobe InDesign, используя эти данные, автоматически уменьшает или увеличивает апроши, чтобы слово выглядело визуально уравновешенно. Если этого не происходит, то либо в шрифтовой файл не включена соответствующая таблица (очень старый или непрофессиональный шрифт), либо необходимо выбрать опцию Metrics (Метрики) в пункте меню Kerning (Кернинг). Этот вариант оптимален для сплошного текста.

Важность пустоты. Пробелы и интервалы
Учебная работа Виктории Голубевой

Там же предусмотрен и другой способ, а именно вариант Optical (Оптический), который выполняет настройку апрошей в соответствии с характером символов (вычисляя пустые площади вокруг букв и пытаясь их уравнять). Данную опцию стоит применять для более крупного текста.


Важность пустоты. Пробелы и интервалы
Учебная работа Елены Голоборотько

Разумеется, эта последняя функция является квазиоптической и не может сравниться с глазомером опытного графического дизайнера. Поэтому в программе вёрстки возможна и ручная настройка интервалов с очень высоким уровнем точности (1/1000 текущего кегля). Тактика такова: выделить самое критичное сочетание букв, выставить допустимое значение, затем визуально уравновесить все остальные апроши в слове или фразе. Ручной режим применяется для очень крупных заголовков, для логотипов и т. д., но именно таким образом можно обеспечить идеальные интервалы между буквами, что очень важно для целостного восприятия слова. Единственный недостаток — трудозатраты, так как метод требует ряда итераций для каждого отдельного слова. Но как говорил великий Ян Чихолд: Type, like all art, is not for the impatient ones (Шрифт, как и любой вид искусства, не годится для нетерпеливых).

Важность пустоты. Пробелы и интервалы
Учебная работа Анастасии Прокопчук

Пробел. У пробелов между словами, как только они попадают в текст, начинаются «приключения». Если текст имеет левую выключку, то есть имеет рваный правый край (right ragged), то пробел сохраняет свои исходные размеры. Но как только текст выравнивается по обеим сторонам (justified), то пробелы в строке могут увеличиваться или уменьшаться для того, чтобы обеспечивать требуемое выравнивание. В результате возникают «дыры» и даже целые «коридоры» (rivers в английской терминологии).

Поэтому наборщики всегда были озабочены тем, чтобы для выполнения разных задач по отделению слов друг от друга, иметь набор пробелов, отличающихся по ширине. И действительно, такие пробелы отливались и размещались в наборных кассах.

Компьютерные технологии упрощают этот процесс, и, в частности, программа вёрстки Adobe InDesign предлагает верстальщикам целый список различных и своеобразных пробелов. Смотрите об этом в предыдущей статье.

Среди них стоит отметить: пробелы разной ширины (от круглой, равной кеглю текущего шрифта, до волосяной шпации, равной 1/24 кегля), а также несколько специальных пробелов. В частности, важен неразрывный пробел (nonbreaking space), который препятствует переносу, например, инициалов, длинного тире, сокращений и т. п. На web-страницах такие функции также представлены в форме спецсимволов (от   до  ) и неразрывного пробела ( ). Использование таких пробелов позволяет гармонизировать межсловные пробелы. Кроме собственно пробелов необходимо правильно настроить параметры переносов, особенно для русского языка, в котором слова гораздо длиннее, чем, скажем, в английском. Особенно уродливые длинные «дыры» образуются именно по этой причине. Это также важно и для web-страниц: тут замечательно работает спецэлемент ­

Интерлиньяж. В металлическом наборе если требовалось увеличить значение интерлиньяжа, то этого добивались за счет размещения между строк тонких линеек — шпон. Поэтому вёрстку с увеличенным интерлиньяжем называли «на шпонах».

Компьютерные технологии и здесь сильно облегчили труд верстальщиков. Интерлиньяж свободно изменяет свои значения вплоть до отрицательного, когда строки могут налезать друг на друга, что в металлическом наборе невозможно по определению. В программах верстки дизайнер получает полный контроль для того, чтобы обеспечить гармоничный ритм строк.

Таким образом, все три пробельных элемента в компьютерных технологиях достаточно легко изменяются, остаётся только лишь «самая малость» — обеспечить тексту «тренированный глаз» (trained eye) с «абсолютным слухом», чтобы все пустоты приобрели соответствующие звуки и ритмы.

Общие закономерности состоят в том, чтобы в увеличенном кегле уменьшать все пробелы, в том числе между буквами и между строками, ориентируясь на равенство пробелов вокруг букв и внутри них, а в уменьшенном кегле увеличивать пробелы, в том числе между буквами, между словами и между строками.

Критерием может служить общий тон страницы или отдельных блоков или, говоря поэтическим слогом — «серебро набора» (в английской терминологии это определяется словом colour — «цвет»). В связи с этим возникает задача воспитания чувства интервала. И соответственно в образовательном процессе этому стоит уделить самое пристальное внимание, поскольку мой опыт, полученный на защитах магистерских дипломов и в Приемной комиссии Союза, свидетельствует о недостаточно тщательной работе с текстом и, в частности, с пробелами. Этой статьёй автор хотел привлечь внимание к этой теме как преподавателей, так и практикующих дизайнеров.

Более подробно об упомянутых терминах можно узнать на сайте автора. Там же есть ссылки на адрес электронной почты и аккаунты в социальных сетях.

Текст: © Сергей Пономаренко. 2022