Всё лучшее

Детям мы стараемся отдавать наши творческие усилия и нашу щедрость. Когда получается. Но они же вызывают у нас, у взрослых, неподдельную зависть: к их естественному широкому любопытству, бодрой неутомимости и способности впитывать всё то новое, что предлагает им распахнутый мир.

Этим летом Креативное пространство «Мойка-8» Cанкт-Петербургского Союза дизайнеров и Дом культуры Льва Лурье, продолжая сотрудничество, попробовали новый формат – «Каникулярную неделю». 5 дней кряду (с 24 по 28 июня) группа ребят из 11 человек возрастом 8-12 лет перемежали экскурсии в музей или по городу с мастер-классами в стенах Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, которые для них проводили дизайнеры и художники. Часть тем была предложена спикерами ДК Льва Лурье, а часть – разными специалистами нашего Союза. Главной целью комплексной программы стала идея познакомить детей с основами дизайна и творческих ремёсел, рассказать, как и зачем дизайн появился, как развивался, какое воплощение дизайнерских усилий мы можем видеть вокруг сегодня и, наконец, пробовать самим что-то создавать.

Best_Mix_01.jpg

Сотрудничество – это всегда интересные взаимодействия. Соединение разных возможностей содаёт продукт, полезный, прежде всего, для третьей стороны. Как говорит Елизавета Комарова, куратор детских программ Дома культуры Льва Лурье, этот пятидневный «марафон» показал, что у всех детей в той или иной степени развито художественное чутьё, они могут и желают творить, создавать что-то своими руками и перенимать у профессионалов новые техники и идеи. Потому следует продолжать и развивать подобный формат. Ведь сочетаются интересные экскурсии от Дома Культуры, позволяющие замечать прекрасное вокруг, смотреть на город по-новому и открывать для себя неизведанное, с творческими мастерскими на базе Креативного пространства «Мойка-8», где ребята творят, пробуют свои силы, применяя знания на практике. Отдельно она отмечает превосходное местоположение дизайн-площадки – в самом сердце Петербурга, в шаговой доступности от его главных музеев и мест притяжения для всех любознательных.

Best_Mix_02.jpg

Программа была насыщенной. Экскурсия в Русский музей со штатным гидом дополнилась мастер-классом Олеси Гонсеровской, предложившей поработать с рисунком и аппликацией. Пешеходная экскурсия с Софьей Лурье «Ремесла на службе самого красивого стиля петербургской архитектуры» была продлена мастер-классом Ксении Векшиной, которая дала возможность непосредственно – руками – познакомиться с мозаикой. Экскурсия в Эрмитаж с Виктором Амчиславским подкрепилась занятием от Светланы Ивановой, и это был такой непростой формат, как плакат. Поход в Этнографический музей с их специалистом был усилен мастер-классом Арсения Киселева, который не только рассказал о промышленном дизайне, но и поиграл с переменой личин – дети выполнили разные маски, порой очень неожиданные. А я провёл экскурсию по архитектурной символике парадного Петербурга «Мифы и легенды в камне», затем день продолжился мастер-классом, в котором главной технологией стала монотипия от Надежды Кузнецовой.

Best_Mix_03.jpg

Разумеется, эти дни были наполнены не только профессионально полезным. В перерывах находилось время для весёлых «бесполезностей», ничуть не менее важных, чем новые знания. Переключение с одной активности на другую помогает запустить новую энергетику и эмоции, но, что важнее, провоцировать командное взаимодействие. Например, игра в «Крокодил», которая становилась мини-спектаклем для каждого – это и освобождение от разнообразных оков, и актёрская импровизация, и поиск новых возможностей для самовыражения, и способность добиваться результата, и, наконец, просто легкомысленность игры. Разные формы обучения детей важны по-разному и, может быть, не очевидны в первый момент, но продуктивны в долгой перспективе. Они, эти дети, должны быть грамотными, раскрепощёнными, способными к творчеству и проектной смелости. Они должны стать единолично умелыми и, одновременно, быть способными легко работать в команде. Кроме того, они должны оставаться петербуржцами. А ощущение города, особая связь с «географией», ценностные представления о месте своей жизни, отношение к привычной действительности как к чему-то, полному сложных смыслов, требующих разгадки и изучения, не приходит само собой. Кто-то должен это произнести, кто-то должен это показать. Без занудства и достаточно убедительно. И тогда из таких накопленных «молекул» и создаётся «вещество» петербуржца.

Best_Mix_04.jpg

Образование вообще и дизайн-образование как частный случай – это всегда территория не только привычек и шаблонов, но и эксперимента. Когда и как начинается профессиональное образование, когда и как человек начинает чувствовать своё призвание? Мы этого не знаем. Толчки для этого вырастают порой из случайностей, которые движимы какой-то скрытой внутренней закономерностью. Поиск небанального общения с детьми – то самое поле открытий. Когда-то мысль о том, что детей надо обучать не подчинением и насилием, а любовью и игрой, была поистине революционным открытием. Теперь же это общее место. И тем не менее это всегда непросто – находить язык, удерживать внимание, предлагать темы, которые задевали бы за живое и не становились бы формальностью.

Best_Mix_05.jpg

Поделюсь личными впечатлениями. Мне довелось провести их маршрутом от Мойки, дом 8, через Миллионную и Дворцовую площадь, под Аркой на Невский, далее в Александровский сад и обратно. Мы разглядывали и разгадывали символику архитектурного убранства Петербурга. Тут не обошлось, конечно, без курьёзов. Хоть их головы уже и нашпигованы древнегреческой мифологией и древнеримскими аллюзиями, месиво сказок склеивается в один пластилиновый ком. Но в смекалке им не откажешь. Не зная ответов наверняка, они смело перебирают варианты, порой весьма экзотичные. На вопрос, что симолизирует собой поступок Икара (мы рассматривали Дедала по левую руку от портика Нового Эрмитажа с Атлантами), слышу ответ: «Глупость». Было неожиданным услышать это от мальчишки – ведь им-то как-будто положено безоглядно «летать». В рельефе на здании коммерческого банка от Лидваля на Большой Морской среди разнообразного инструментария (жезл Меркурия, якорь, коса) они увидели... степлер – срабатывают новые привычки и образы, которые вытесняют символы, отжившие своё. Рог изобилия – по пути он попадался на глаза несколько раз – был назван «штукой, которая... останавливает всякую жизнь». Ошиблись, конечно. Хотя, если вдуматься, что-то в этом есть, не лишённое философии: в сытом изобилии, прекращающем жизнь. У двух львов, фланкирующих подъезд дома Лобановых-Ростовских, мраморное брюхо подпирается древесным стволом. На их вопрос «что это за фиговина?» (разговаривать им тоже предстоит научаться) рассказываю о разнице между камнем и бронзой – какие для этих материалов допустимы сжатия-растяжения. Аккуратная, чрезвычайно живая и общительная девочка говорит мне, что маленькой считала, будто это... вымя. Смеюсь: у льва – вымя? Как оказалось, и об евангелистах они не слыхивали. Поэтому «парень с орлом» над северным портиком Исаакиевского собора оказался, конечно, Зевсом. Или, по крайнем мере, известным им Ганимедом. Пришлось назвать Иоанна и прочих.

Best_Mix_06.jpg

Конечно, переключать их интерес порой необычайно трудно. Смартфон для них – «магический кристалл» со своими мирами, которые замещают ближайшую действительность. Но есть и те, кто потом переспрашивает, чтобы запомнить новый термин («Как назывались те штуки над окнами?» – «Картуши?» – «Да, картуши»). В этих подрастающих детях – ближайшее будущее Петербурга, его способность к переменам и развитию. Как в равной мере и тяга к его сохранению. В нашей с ними прогулке по центру Петербурга среди прочего была задета тема вандализма и бережливости. Необходимость своей аккуратности по отношению к памятникам – на которые, конечно, хочется влезть, чтобы отселфиться, – они встретили тихой пасмурностью в лицах (это же так скучно). Но тут же проступает и понимание.

Best_Mix_07.jpg

Хочется верить, что эти дни, проведённые на «Мойке-8», стали для подростков не просто развлечением, а для их родителей удобной и умной «палочкой-выручалочкой», а именно новым опытом. Будем надеяться, что дети, нахватав разные новые сведения и навыки, не растеряют своего любопытства и драйва. Им по счастью пока дано оставаться подвижными, способными к развитию. И пусть новая проба совмещения усилий послужит этому в том мере, которая достойна нашего цехового собрания.

Текст: © Владимир Корольков. 2019
Фото: © Александра Траубе, Александр Трофимов, Елизавета Комарова, Владимир Корольков. 2019