Ассоциативный театр

«Версальские серии» Александра Бенуа на ум приходят мгновенно. Как и лукавые образы Константина Сомова с его манерными героями. Как и графика Евгения Лансере с «фарфоровой» Елизаветой Петровной. Ассоциации с блестящими романтиками «Мира искусства» и Серебрянного века тут неизбежны.

Музей-заповедник «Царское Село» (г. Пушкин) 23 июня провёл в Екатерининском парке череду представлений арт-проекта «Ассоциации-2019», назвав их на этот раз «Царская ложа». И это уже одиннадцатое событие в привычном ряду. Профессионалы от моды показывали здесь специально подготовленные и специфично аранжированные коллекции. Татьяна Парфёнова, Леонид Алексеев, Лилия Кисиленко, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди – эти имена для кого-то привычны маяком интереса и даже поклонения, а для кого-то становятся внезапным открытием, да ещё и в таком богатом, по-настоящему театрализованном, антураже. Недаром это называют «главным модным событием петербургского лета».

Коллекция Татьяны Парфеновой. © Фото: Александр Трофимов. 2019

Когда-то «Мирискуссники» задали новую эстетику своего времени, с почти фанатичной, сектанской преданностью идеалам. А дягилевские «Русские сезоны» и необыкновенный подбор привлечённых им художников до сих пор остаются феноменом, сплавившим в цельный и прекрасный мир декаданс и оптимизм, романтику и символизм модерна, фантазийность и страсть, скрупулёзность и спонтанность, яркую самобытность и отрешённость от нужд «низкой жизни». Это остаётся тем мерилом совершенства, которое неизбежно и строго поверяет поиски новых авторов. Сам парк с его строгой французской расчерченностью в несколько ярусов и ставшее уже традиционным пышное действо, разнесённое по разным его площадкам – всё это органично воспроизводит ту ауру дворцово-парковых развлечений, что практиковались не только при дворе Людовика XIV, но и в «родных пенатах».

Коллекция Лилии Киселенко. © Фото: Александр Трофимов. 2019

Где же, как не в Екатерининском парке, проводить подобные эффектные шоу? Петербургские пригороды – это гармоничное сочетание человека, живой природы и искусства, представленного в самых разных формах, начиная, собственно, с садово-парковой проектной палитры. Совмещение масштабов искуственности и естества здесь создают совершенно особую среду, склоняющую как к созерцательной меланхолии, так и к легкомысленной игре. Само это место издавна служило и служит источником вдохновения для самых разных творцов: от поэтов до архитекторов, от живописцев до ювелиров. Пропитанное ощущением накопленного времени, отражающее в себе самые разные стили и вкусовые пристрастия, наполненное произведениями знаковых архитекторов, создававших облик Северной столицы и её пригородов, Царское село – одно из мест, которое как нельзя лучше подходит для события, иллюстрирующего Год театра, которым объявлен в России текущий 2019-й. Театрализованные дефиле здесь – это логичное продолжение садово-парковых традиций и, безусловно, оригинальная затея, сочетающая в себе отсылы к истории и, одновременно, образный язык современности.

Театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском селе. © Фото: Александр Трофимов. 2019

А в недавнем времени здесь, в Екатерининском парке, в рамках «Ассоциаций» уже проходили показы таких коллекций, как «Война и мир», «Барокко» и «Игра в античность», «Англомания» и «Посольские дары: страны и стили», «Готика: новые смыслы» и «Власть красоты». Теперь же фэшн-режиссёр Сергей Луковский объединил разных авторов цельным ансамблем «Царской ложи». Вся условность театрального языка, как и его зрелищность, направлены тут на то, чтобы максимально точно представить публике идеи модельеров.

«Фрейлинский сад» с пылающими пионами и маками на клумбах – это сценическая площадка для Татьяны Парфёновой. Показ её коллекции стал потоком цитат из Чехова, начатый речитативом «Люди, львы, орлы и куропатки...». Броуновское перемешивание хореографических миниатюр явило зрителю череду костюмов с яркими паттернами, весёлым полосатым декором и свободным кроем блуз, туник, комбинезонов и платьев. Всё это пронизано оптимизмом и геометризованной поэзией лета. Узнаваемость матиссовского «Танца» – пламенные трико хорошо контрастировали с живой травой – одновременно вторгалась в элегию расслабленного дачного мира, разметав стаей революционных новшеств меланхолию героев чеховской России.

Коллекция Татьяны Парфеновой. © Фото: Александр Трофимов. 2019

Великолепные кулисы и широкий подъём торжественной лестницы Камероновой галереи создавали необыкновенную сцену для представления работ Лилии Киселенко. Античной пантомимой здесь были разыграны эзоповы басни в пересказе Сумарокова (читал, в том числе и по-французски, и играл Данила Ведерников). Горизонтали лестничного марша, с разлитой по ним дырявой тенью дубовой кроны, вступали в музыкальный диалог со складками строгих и одновременно коварных своей переменчивостью чёрных туник. Их вертикальные рефрены иногда вдруг вспухали от ветра, рисуя новые силуэты. И эта скульптурность создавала параллельный тексту образный ряд.

Коллекция Лилии Киселенко. © Фото: Александр Трофимов. 2019

Машинерия заводного театрика Яниса Чамалиди под жёсткий зов тяжёлого бита вывела на высокий помост холодных, лишённых эмоций «новых горожан», перечёркнутых геометрией поясов, лифов, ремней и портупей. Превалирующий чёрный цвет с вторжением больших пятен серебра, «химической» синевы и пасмурного золота, пластиковый блеск лиц с аскетичной мозаикой макияжа и осьминожистое шевеление пластиковых же завес вкупе с цикличной, тикающей хореографией «смены караула» давали ощущение персонажей, сошедших с киноэкрана нового «Метрополиса».

Коллекция Яниса Чамалиди © Фото: Александр Трофимов. 2019

Попсовая декоративность работ Стаса Лопаткина хорошо оттенялась пышной барочностью павильона Эрмитаж, созданного для маскерадов и увеселений. Герцогиня Альба в солнечных очках, кринолины с «татушными» черепами (коллекция-то называется MEMENTO moda), цветочные орнаменты а ла «жостовский поднос», птички и сердечки, набранные вышивкой ручной работы, вполне кэрролловские фламинго и ярмарочные дерущиеся петухи – этот калейдоскоп образов под печальными ликами моделей с прочерченной по щеке «слезою» давал зрителям массу поводов задирать над головами смартфоны.

Коллекция Стаса Лопаткина. © Фото: Александр Трофимов. 2019

«Театр Чехова» у Леонида Алексеева был забран в портал из багетной рамы, что на фоне строгих боскетов, разбегающихся лучами по Нижнему саду, лишь усиливало привнесённую условность и наигрыш. Его персонажи также не смогли обойтись без «Чайки» (знак мхатовского занавеса был репродуцирован на спинах участников). «Живые картины», воспроизводящие ретро-фотографии и старинный загородный досуг, давали возможность зрителям рассмотреть нюансы авторских решений. В финале представления высоко над сценой в сторону Большого пруда пролетели две живые чайки, и это стало забавным переключением с условности на подлинность.

Коллекция Леонида Алексеева. © Фото: Александр Трофимов. 2019

В итоге праздник оказался хорош и для модников, готовых «тусить», и для зрителей, охочих до новых впечатлений. Всё здесь было, что называется, при деле. И нарочитая наигранность, и кокетливая жеманность, и манерное эстетство, апеллирующее к думающему зрителю, и игра на уровне штампов, и поиск новой выразительности, и карнавальная образность, и жёсткая отстранённость миллениалов. Мне, человеку, далёкому от моды, как-то не пристало комментировать авторские затеи этих коллекций. Однако в качестве зеваки не могу не заметить, что многие симпатичные приёмы не нашли здесь, на мой вкус, должной проработки (что, впрочем, возможно, и не было достижимым в рамках предложенных обстоятельств). И простенькие принты по одежде, воспроизводящие «старые типы», не стали находками, оправданными кроем. И щедрый декор с многоцветьем «птичьего вольера» – при несомненных удачах – не сложился в нечто большее, чем поверхностное цитирование. Но то, что коллекции столь разнятся, стало особым и по-своему восхитительным качеством парада образов. Одновременно надо признать, что это было, безусловно, непростой работой для моделей. Настоящий марафон, в котором, несмотря на усталость, нельзя потерять харАктерности и ритма. Ведь этот день – на радость гулякам, но к испытанию участников шоу, – был нестерпимо солнечным. И пестрота парка играла тут рука об руку с разнообразием представлений, циклично повторявшихся в течение дня.

Однако, финальное шоу у Зеркальных прудов разочаровало многих. Увы, невольные сравнения с прошлыми праздниками были не в пользу нынешнего. И некоторая недосказанность гала-дефиле, и механическое совмещение разных коллекций сработали в минус. То, что по-штучно органично смотрелось в собственных разнесённых локациях (декорациях!), на общем помосте предстало будто выветренным, с неизбежными утратами образности и сценарных взаимосвязей. Осталось ощущение случайного микса, который лишил коллекции очарования авторской цельности, а, главное, контекстуальной подоплёки. Потеря была заметной, а драйв упущенным. Впрочем, едва ли это могло смазать общее впечатление от праздничного события. Ведь, повторю, это карнавальное разнообразие по-настоящему родно месту и окружению. Что для петербуржцев, что для «гостей города», в изобилии наводнивших аллеи Екатерининского парка, это стало и развлечением и знакомством с разными представлениями о моде: её парадоксальной актуальности, провокативной свободе, игривом шутовстве и технологической экспериментальности. С чем хочется поздравить не только себя, как зрителя, но и самих участников, для которых это стало очередным красивым выходом к широкой публике, которая так любит поиграть в ассоциации.

Текст: © Владимир Корольков.
Фото: © Александр Трофимов.