Бесплатный дизайн — почему нет

Как-то прогуливаясь по улице красных фонарей в Амстердаме исключительно с туристическими целями, мой приятель меня спросил: «Как думаешь, сколько это стоит?». В тот же момент из соседнего окна выскочила блондинка в нижнем белье с криками на чистом русском: «Меньше чем за 50 не подходи!».


Фото: © www.funart.pro
Фото: © www.funart.pro

У нас ситуация совершенно другая: большинство выставочных компаний готово поработать бесплатно в надежде, что клиент продолжит отношения и заключит договор.

В России сейчас общепринятая практика — бесплатный дизайн без договора. Выставочные компании оплачивают работу дизайнеров, а зарабатывают на застройке, компенсируя свои затраты на проектирование. Но этот маркетинговый ход слишком дорого обходится всем — экспонентам, дизайнерам и застройщикам.

Мы все работаем в рамках сложившихся правил и не можем требовать от заказчика денег за проект, если все вокруг делают его бесплатно и при этом хорошо. Такой рынок создали не дизайнеры и заказчики, а застройщики. Результат — бесконечные бесплатные тендеры на дизайн-проект по 10-20 участников, никаких обязательств, воровство проектов и пренебрежительное отношение к проектировщикам, которые растрачивают свой драгоценный ресурс впустую.

Бесплатный сыр в мышеловке

По нормативам архитектурное проектирование составляет в общем бюджете 5%. Для экономики отрасли в целом участие 10-ти проектировщиков в одном тендере на дизайн — это оплата работы всех десяти, а построен будет только один проект, остальные отправятся в мусорную корзину. С такой эффективностью реальная доля дизайна уже не вписывается в 5% — она гораздо больше, а платит в конечном счёте за всё заказчик.

Сложившаяся практика предоставления дизайн-проекта бесплатно обесценивает и дискредитирует профессию выставочного дизайнера, приводит к чрезмерной эксплуатации и вымыванию сильных специалистов из отрасли, а должно быть наоборот. Дизайнер должен иметь высокий профессиональный статус, мотивацию и перспективу роста, его проекты должны быть построены, а не пополнять коллекцию современной бумажной архитектуры.

Большинство работает наёмными дизайнерами на выставочные компании, но всегда есть те, кто может и стремится создать собственный бизнес. Такие специалисты должны оставаться в выставках и иметь возможность создать свою дизайн-студию, которая бы зарабатывала именно проектированием, не меняя специализацию на интерьеры или архитектуру. Но как этого добиться, когда при нулевой цене не существует рынка выставочного дизайна как такового? Только самому заниматься застройкой — так и происходит: часть дизайнеров и архитекторов меняет специализацию, а оставшиеся организуют собственные выставочные компании, которые зачастую благодаря дизайну выигрывают конкуренцию и становятся лидерами.

Скажем нет бесплатному дизайну без договора

Высокий уровень дизайн-проектирования — важнейшая составляющая успешного выставочного бизнеса, и эта работа должна оплачиваться. Без договора и цены возникает неминуемый конфликт, когда клиент считает проект ничего не стоящим подарком и использует его по своему усмотрению. Договор на дизайн-проект дисциплинирует, приводит в норму эффективность, отсекая опцию с 20-ю участниками тендера, всем понятны права и обязательства сторон. И цифра не так важна, пусть у лидеров цена 3000 р/м², у других может быть 1000 р/м² — это уже нормальный рынок.

Если ситуация начнёт меняться, то вернётся и уважение к проектировщикам, ведь выставочные дизайнеры — творцы вашего успеха и должны выглядеть как инопланетяне!

Дизайнеры D’art Design Gruppe GmbH на выставке Euroshop-2008. Фото: © Борис Дёмин
Дизайнеры D’art Design Gruppe GmbH на выставке Euroshop-2008. Фото: © Борис Дёмин

Автор статьи: © Борис Демин, Студия Дега — специально для designspb.ru