Коллекционный дизайн — на грани классики и современности

Даже профессионалы задаются этим вопросом — что это за явление «коллекционный дизайн»? Можно ли воспринимать его всерьез именно как дизайн и в чем разница его с предметами искусства?

Однако, предметы коллекционного дизайна сегодня конкурируют на аукционах с предметами классического антиквариата. За последние пять лет в России открылся целый ряд галерей коллекционного дизайна, и даже сформировался пул дизайнеров, занимающихся созданием предметов авторского дизайна. Однако, точного определения «коллекционный дизайн» не сформулировано, что в значительной степени мешает развитию дизайна и, конкурируя с декоративно-прикладным искусством, тормозит эволюционные процессы данного вида искусства. Сегодня актуально определить характерные черты «коллекционного дизайна», чтобы помочь российским художникам и дизайнерам развивать собственное направление, обоснованно формировать рынок, работу галерей и выставок, видеть перспективы дизайна.

Начало и истоки

Понятие «дизайн» на протяжении всей своей истории претерпевает регулярные трансформации, которые происходят в контексте нескольких направлений: формообразования, промышленных инноваций, конкуренции с декоративно-прикладным искусством, массовой культуры потребителя. Сейчас происходит активный переход на новый качественный уровень понятия дизайн, который включает не только проектную деятельность, но и художественную, актуализируя направление коллекционного дизайна.

archizoom-associati.jpg
© Archizoom Associati

Собственно феномен «коллекционного дизайна», в первую очередь, связывают с переломом культурной парадигмы, произошедшей на рубеже XX-XXI веков. Этой концепции придерживается авторитетный историк дизайна, экс-куратор Музея дизайна в Лондоне Либби Селлерс в [10, с. 27]. В свою очередь искусствовед, эксперт по коллекционному дизайну Орели Жюльен датирует первые ростки этого направления 1970-ми годам, связывая его с переходом от промышленного дизайна к новому формату — арт.

Однако, начало этому явлению было положено еще в 1960-е годы в период формирования «арт-дизайна» и окончания эпохи модернизма в искусстве. Впервые дизайнеры, работавшие на массовый дизайн, начинают экспериментировать с малотиражными предметами. Так возникают течения «радикального дизайна», «антидизайна», дизайна эпохи постмодернизма, в которых существенную роль сыграли журнал Casabella, свободная школа-лаборатория дизайна Global Tools, студии «Архизум», «Суперстудио», «Алхимия» и «Мемфис». Этторе Соттсасс, один из основателей группы «Мемфис», объясняет революционные изменения: «Изначально функционализм был озабочен только эргономикой, но мне кажется, что в повседневной жизни существуют другие столь же важные аспекты. Возможно, они менее очевидны, что не умаляет их значение. Это эмоциональная, чувственная, духовная и даже эротическая функции» [11, с. 162].

Пьер Жаннере. Мебель для индийского города Чандигарха
Пьер Жаннере. Мебель для индийского города Чандигарха

Приняв свои истоки из итальянского дизайна, коллекционный дизайн как часть арт-рынка сформировался уже в Париже и Нью-Йорке, где галерейная деятельность наиболее активна. Главную роль в продвижении и формировании самого феномена французского модернизма отводят нескольким парижским галереям, которые конце 1980-х — начале 1990-х годов вывели на рынок так называемых декоративных дизайнеров-современников, таких как Элизабет Гаруст, откликаясь на потребности клиентов в предметах стиля ар деко. В это же время парижские галеристы Патрик Сеган и Филипп Жусс, Франсуа Лаффанур и Эрик Тушалом по всему миру собирали мебель, сделанную по проектам Жана Пруве и Шарлотты Перриан, Ле Корбюзье и Жаннере.

Шарлотта Перриан, стеллаж Nuage
Книжный шкаф Nuage. Архитектор: Шарлотта Перриан. Фабрика Cassina

Основным поводом и источником стали распродажи мебели в индийском городе Чандигарха, построенном по проекту Ле Корбюзье и Жаннере. «Купив на них изрядное количество предметов, французские галереи провели несколько выставок с мебелью из Чандигарха, подготовили и издали книги о ней и с середины 00-х годов стали продавать ее на аукционах во Франции и США по ценам, заметно отличающимся от тех, по которым она была куплена в Индии. Как писала Амелия Джентльмен [9] в «Нью-Йорк Таймс», стулья, которым в Чандигархе красная цена была бы 400 рупий (около 10 американских долларов), на Christie’s продавались по 8 — 12 тысяч долларов.» [2] Именно благодаря исследовательской и выставочной деятельности новых парижских маршанов, впервые для коллекционного рынка состоялось открытие нового сегмента галерей и аукционов.

Галереи и аукционы коллекционного дизайна

Галереи, активно открывающие новый срез экспонатов в 1990-х годах выставляют пробные объекты коллекционного дизайна с дающими постоянных доход коллекциями с современного искусства. Большой вклад в стабилизацию статуса мастера-«прикладника» до уровня художника внес в 2007 году лидер арт-рынка Ларри Гагосян, презентовав персональную выставку дизайнера Марка Ньюсона в Gagosian Gallery. Это событие становится завершающим этапом формирования и признания феномена «коллекционный дизайн». Международные художественные ярмарки откликались на заявленный тренд как творческий эксперимент еще ранее - в 2005 году в рамках выставки Art Basel формируется субвыставка, смотр дизайна Design Miami, а с 2007 года выставка DesignArt London проводится одновременно с лондонской ярмаркой современного искусства Frieze Art Fair.

Рон Арад. Кресло «Well Tempered». 1988
Рон Арад. Кресло «Well Tempered». 1988

Первый аукцион современного дизайна состоялся 8 сентября 2008 года в нью-йоркском Christie’s: на торгах были представлены 30 творений знаменитых дизайнеров, таких как Марк Ньюсон, Форрест Майерс, Заха Хадид, Рон Арад, Маартен Баас, Сиро Курамата, Этторе Соттсасс, Харуш Шломо.

Сиро Курамата. Кресло «Как высоко луна». Около 1986 года. Сетка стальная никелированная, сталь никелированная. Производитель Vitra, Базель, Швейцария. Сетка стальная никелированная, сталь никелированная.
Сиро Курамата. Кресло «Как высоко луна». Около 1986 года. Сетка стальная никелированная, сталь никелированная. Производитель Vitra, Базель, Швейцария. 

Многие работы были выставлены на аукцион в первый раз. Эстимейт аукциона составляет 1,2–1,7 миллиона долларов. И уже в 2011 году дом Christie’s провел торги произведениями известных дизайнеров ХХ века. Аукциону был дан рекордный эстимейт: 60 миллионов евро, что означало успешное развитие данного сегмента арт-рынка. 28 апреля 2015 года знаменитый шезлонг из алюминия австралийского дизайнера Марка Ньюсона был продан за 2 434 500 английских фунтов на аукционе Phillips в Лондоне. Тираж шезлонга, выполненного из алюминия и стекловолокна, был определен историческими галерейными правилами: 10 + 4 авторских экземпляра + 1 прототип.

Марк Ньюсон. Шезлонг Locked Lounge, 1986.
Марк Ньюсон. Шезлонг Locked Lounge, 1986.

Принципы приобретения коллекционного дизайна декларируются галеристами такими же, как и произведений искусства. Первый – вкладываться в работы уже известных мастеров дизайна, чьи работы уже признаны «классикой» и находятся в музейных собраниях. К таким относят работы Шарлотты Перриан, Жана Пруве, Рона Арада. Второй принцип — инвестировать в молодых и перспективных авторов. Именно в области отбора и оценки перспектив тех или иных начинающих дизайнеров и позиционируются открывающиеся галереи.

Сиро Курамата. Кресло «Мисс Бланш» спроектировано в 1988 г., выполнено до 1991 г. Акриловая смола, синтетические розы, анодированный алюминий.
Сиро Курамата. Кресло «Мисс Бланш» спроектировано в 1988 г., выполнено до 1991 г. Акриловая смола, синтетические розы, анодированный алюминий.

В коллекционном дизайне галерист большое значение придает уникальности изделия, которая может определяться несколькими категориями. К ним можно отнести и самый распространенный вариант — это прототип, единственный экземпляр. Другие критерии уникальности: предметы из первых тиражей, прижизненные издания знаменитых предметов, личные предметы деятелей искусства, а так же вещи, созданные специально для галерей и для продажи в качестве уникальных (чаще всего малотиражных). Так, аукцион собрания Сен-Лорана и Берже стал знаковым для коллекционного дизайна, изменив весь рынок дизайнерских предметов: более чем вдвое превысив общий верхний эстимейт (28,3 миллиона евро), торги закончились на 59,2 миллиона евро, а за топ-лот — «Кресло с драконами» Эйлин Грей, оцененное в 2-3 миллиона евро, новый владелец отдал 21,9 миллиона евро.

Вторя манифесту Этторе Сотссаса, старший международный специалист по дизайну аукциона Christie’s Саймон Эндрюс отмечает: «Можно говорить о новой чувственности современного французского дизайна — она определяется поэтическим началом и стремлением к концептуальному разговору». [1]

Приницпы и критерии коллекционного дизайна

Прослеживая развития понятия уникальности в контексте минимизации тиража, надо отметить новый его виток, который произошел с началом так называемой «персонализированной промышленной революцией». Директор лондонского Design Museum Дейан Суджич прослеживает этот процесс так: «В начале 1980-х годов то, что сейчас принято называть дизайном ограниченных партий, …как раз и было одной из стратегий выживания. Дизайнерам, невостребованным производителями и потому не имевшим доступа к промышленным методам, только и оставалось, что делать вещи самим. Созданный таким образом стул можно скорее принять за скульптурное выражение идеи стула, чем за стул как таковой. Поначалу эта продукция располагалась где-то на периферии мира дизайна. Но аукционные дома и галереи интересовались ею все больше и больше, цены на нее постепенно росли, и для многих она переместилась с периферии на авансцену» [7, с. 132]

На это сильно повлияло появление персональных 3D-принтеров, которые дали возможность дизайнерам и художникам-прикладникам, быстро и без участия производств реализовать свои эксперименты, создавать прототипы.

«В коллекционном дизайне художник участвует во всех этапах производства: он создает эскизы, делает прототипы, мастерит художественный объект своими руками. Даже если в произведении применяются созданные промышленным способом детали или же задействован труд других людей, ключевая роль всегда остается за автором. В художнике снова стали ценить высокий уровень владения ремесленными навыками, знание свойств разных материалов и способов их обработки.» [5, c.280]

Литература
1. Божко О. Французский и скандинавский дизайн на аукционе Christie's. URL (дата обращения 10.02.2020)
2. Дежурко А. Мебель Чандигарха. URL (дата обращения 10.02.2020)
3. Коллекционный дизайн на Cosmoscow-2019 URL (дата обращения 11.02.2020)
4. Маркина Т. Ирина Могилатова: «Я воинствующий эстет». URL (дата обращения 09.02.2020)
5. Поликарпова С.В. «Подрывные инновации» в декоративно-прикладном искусстве рубежа XX–XXI веков\\ Изобразительное искусство. Предмет и тело. ХК 2020 № 1 – С. 275-294
6. Постоева Н. Надежда и Гиви Ананьевы: новый адрес NG Gallery/ URL (дата обращения 09.02.2020)
7. Суджич Д. B как Bauhaus: Азбука современного мира. М.: Stlelka Press, 2017. 400с
8. Oscar Duboÿ. Three questions for Aurélie Julien. URL (дата обращения 10.02.2020)
9. Gentleman Amelia. A City That Sat on Its Treasures, but Didn’t See Them
10. Sellers Libby. Why What How: Collecting Design in a Contemporary Market. UK, HSBC Private Bank Ltd, 2010. 144 p
11. Sottsass. UK: Phaidon Press Publ., 2017. 472 p.

Текст: © К.В. Бандорина, 2023

Сведения об авторе: Бандорина Ксения Валерьевна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Искусствоведения. profreaders@gmail.com