Коллекционный дизайн: психология феномена

Дизайн уже давно перестал быть только функциональным, физическим решением поставленной задачи, все чаще мы воспринимаем его как арт. Дизайн в современном мире стремится решить более не материальные вопросы, связанные с эмоциональной, интуитивной частью восприятия мира. На этом стыке искусства и дизайна возникает и формируется коллекционный дизайн.

Этот феномен в индустрии сейчас только начинает обретать свой законченный вид, приобретать формулируемую, общепринятую и понятную форму. Коллекционный дизайн начал появляться относительно недавно, поняв, по каким признакам можно определить его, каким вводным данным отвечает предмет коллекционного дизайна, мы сможем лучше разобраться в его природе как феномена и понять, какое место он занимает в индустрии.

Verpan X Prada Inflatable Stool
Verpan X Prada Inflatable Stool

Феномен коллекционного дизайна начал формироваться в 1960-е, в то время центрами развития индустрии современного дизайна были Нью-Йорк, Париж и Лондон. Развитый рынок стал складываться в начале 2000-х, в основном благодаря новым галереям, которые культивировали в дизайнерах большую свободу самовыражения. Понятие «дизайн» на протяжении всей своей истории претерпевает регулярные трансформации, которые происходят в контексте нескольких направлений: формообразования, промышленных инноваций, конкуренции с декоративно-прикладным искусством, массовой культуры потребителя.

Сейчас происходит активный переход на новый качественный уровень понятия дизайн, который включает не только проектную деятельность, но и художественную, актуализируя направление коллекционного дизайна. Собственно феномен «коллекционного дизайна», в первую очередь, связывают с переломом культурной парадигмы, произошедшей на рубеже XX-XXI веков. Этой концепции придерживается авторитетный историк дизайна, экс-куратор Музея дизайна в Лондоне Либби Селлерс в [4, с. 27]. В свою очередь искусствовед, эксперт по коллекционному дизайну Орели Жюльен датирует первые ростки этого направления 1970-ми годам, связывая его с переходом от промышленного дизайна к новому формату — арт. [1]

Эйлин Грей, Dragons, самое дорогое кресло 20 века. Любимое кресло Сен-Лорана, проданное на аукционе за 28 млн $.
Эйлин Грей, Dragons, самое дорогое кресло 20 века. Любимое кресло Сен-Лорана, проданное на аукционе за 28 млн $.

Погружаясь в эту тему нельзя не обратиться непосредственно к коллекционированию, к его природе как феномена. На этот счет Деян Суджич, специалист в области дизайна и архитектуры, экс директор Музея дизайна в Лондоне, говорил следующее: «Импульс, который заставляет нас коллекционировать вещи, универсален и восходит к основным характеристикам человека как вида. Коллекционирование старше серийного производства и дизайна, но оно раскрывает суть наших взаимоотношений с тем, чем мы обладаем, и позволяет понять, какие сигналы шлют нам вещи и по каким критериям мы их оцениваем. Разбираясь в природе коллекционирования, мы узнаем кое-что и о самих себе, и о природе вещей. » [3, c 83]

Mercuric Table Collection Citco ZahaHadid
Mercuric Table Collection Citco ZahaHadid

Во все времена, и в частности в контексте современного общества переживаний, коллекционирование вещей в своей основе имеет преимущественно эмоциональный характер, психологический аспект. Люди коллекционируют вещи в большинстве не из-за желания инвестировать, а из эмоционального, иррационального импульса, желания обладать предметом, воспоминаниями, ассоциациями которые связанны с ним, личными или общепринятыми. Психологи отмечают, что коллекционирование вещей помогает поддерживать связь со своим детством и юностью, преодолеть беспокойство, связанное с быстро ускользающим временем и изменениями, происходящими в мире. «Мы коллекционируем ради самосовершенствования, чтобы продемонстрировать свой вкус или привнести в жизнь ощущение порядка, дисциплины и контроля, а порой и для того, чтобы обозначить свои тревоги и примириться со своей неспособностью выстроить отношения с миром. Это именно те мотивы, в которых нужно разобраться дизайнеру, и именно те качества, которыми он манипулирует, создавая вещи, какой бы ни была их номинальная функция.» [3,c. 86]

AldoRossi кофеварка Alessi
AldoRossi кофеварка Alessi

«Коллекционируя вещи — мы нивелируем их номинальное предназначение. Мы отказываемся от их первоначального смысла и рассчитываем получить взамен нечто другое». [3, c.85] Общество переживаний вывело нас на другой уровень понимания взаимодействия с вещами. Потребителя в первую очередь интересует не функционал вещи, предмета дизайна, а её второстепенные характеристики, относящиеся к эмоциональной стороне жизни: цвет, форма, как тактильно ощущается этот предмет, насколько он похож или не похож на вещи, которыми человек уже обладает. Функциональные характеристики предмета уход на второй план. И как не странно, дизайнерские предметы, в особенности эмоционально окрашенные, несущие некий посыл, идею, призванные пробудить чувства, блестяще удовлетворяют эту потребность.

Ваза Аалто стеклянная ваза "Savoy", оригинальный дизайн которой был разработан АлваромАалто и Айно в 1936 году для конкурса дизайнеров стекла, организованного фабриками Karhula и Iittala.
Стеклянная ваза «Savoy». Оригинальный дизайн разработан Алваром Аалто и Айно в 1936 году для конкурса дизайнеров стекла, организованного фабриками Karhula и Iittala.

Также коллекционирование затрагивает еще одну страсть потребителя — азарт «охоты» за редким предметом. В современном мире охота в классическом понимании этого увлечения перестала быть социально одобряемой и востребованной, а вот охота за тем самым дизайнерским предметом стала новым спортом, прекрасно вписывающимся в рамки новой этики. Маркетологи и крупные бренды хорошо знают о любви потребителя к лимитированным коллекциям, коллаборациям и малым тиражам, заявляющим об уникальности продукта. Но постепенно потребитель привыкает к маркетинговому ходу и перестал попадать под влияние рекламных компаний. Новая этика, экология, устойчивое производство и, возможно, ностальгия по уникальным, ремесленным вещам с историей заставляют потребителя все чаще обращать внимание на аукционы, платформы с продажей б/у вещей, сайты студий дизайна, проектирующие коллекционные предметы. Рынок дизайна отражает эту перемену: все чаще можно встретить студии, занимающиеся коллекционированием и продажей антиквариата, мероприятия, направленные на обмен винтажными вещами, платформы, продающие дизайнерские предметы.

Микеле Де Лукки. Стулья Riviera, 1981. Производитель: Memphismilano (Италия)
Микеле Де Лукки. Стулья Riviera, 1981. Производитель: Memphismilano (Италия)

1. Бандорина К.В. Коллекционный дизайн, на грани классики и современности. К проблеме российской интерпритации. 2020
2. Поликарпова С.В. «Подрывные инновации» в декоративно-прикладном искусстве рубежа XX–XXI веков\\ Изобразительное искусство. Предмет и тело. ХК 2020 № 1 – С. 275-294
3. Суджич Д. B как Bauhaus: Азбука современного мира. М.: StlelkaPress, 2017. 400с
4. Sellers Libby. Why What How: Collecting Design in a Contemporary Market. UK, HSBC PrivateBankLtd, 2010.

Текст: © Анастасия Шевчук. 2024