Авторский надзор за строительством

I. Теория. Место стройки в деятельности автора – архитектора/дизайнера

Профессиональная деятельность архитектора, дизайнера интерьера неразрывно связана со строительством. Ты два месяца проектируешь, потом минимум шесть строишь. По своей сути дизайнер интерьера – это и есть архитектор, поскольку слово архитектор в переводе с древнегреческого – главный строитель.

С одной стороны, архитектура и дизайн – это авторское индивидуальное творчество, с другой стороны коллективный процесс, командная игра. В процессе его создания принимает участие большое количество людей, начиная от архитектора, заканчивая уборщиком на объекте. И всем этим процессом следует управлять.

Строительство – это дорогое удовольствие.

Лично для меня, в реализации (строительстве) объекта есть что-то сакральное. В этом процессе связываются два мира – мир идеальный, который существует только в голове автора и мир реальный. Это воплощение идеи в реальность требует серьезных усилий, и эти усилия мы совершаем в процессе проведения авторского надзора над реализацией, то есть – строительством. Да, архитектор – это первый человек, который появляется на объекте и последний, кто с него уходит.

construction_supervision_1.jpg
Интерьер загородного дома. Авторы Дмитрий и Злата Мудрогеленко. Стадия авторский надзор.
construction_supervision_3.jpg
Интерьер загородного дома. Авторы Дмитрий и Злата Мудрогеленко. Стадия проект. Разрез.

II. Практика. Состав работ в Авторском надзоре с комментариями.

Проект – это теория, строительство – это практика. Да пребудет гармония между этими понятиями.

При работе над архитектурным объектом или интерьером заключаются как минимум два основных договора между дизайнером и клиентом – о создании проекта, и о проведении авторского надзора над строительством. Можно дополнить этот список проектом комплектации и проектом управления строительством. Итого четыре договора могут быть подписаны, или объединены в один, но с отражением функций в отдельных приложениях. Дополнительные к этим договора – это уже договора производственного характера с другой степенью ответственности – о непосредственном участии в строительстве, отделке, производстве/поставке элементов дизайна или архитектуры (оборудования, мебели, материалов и т.д.), возможно даже о генподряде.

construction_supervision_2.jpg
Интерьер загородного дома. Авторы Дмитрий и Злата Мудрогеленко. Фото: © П. Лебедев.
Приведу пример моего типового Приложения к договору об Авторском надзоре с составом работ и прокомментирую каждый пункт.

В состав работ по авторскому надзору входит:

1. Контроль над соответствием производимых общестроительных работ дизайн-проекту.

Комментарий: мы заинтересованы, чтобы проект был построен так как мы задумали, поэтому проверяем всё ли делается согласно проекту, нет ли отклонений от намеченного курса.

2. Осуществление коммуникации с бригадой рабочих, предоставление строителям пояснений и комментариев по вопросам реализации дизайн-проекта.

Комментарий: здесь мы общаемся со строителями, объясняем им проектные задачи - что является первостепенно важным, что не столь значительным. Будет лучше, если в общих чертах строители поймут, как это будет выглядеть в результате. Обсуждаем с ними строительные технологии, которые они планируют использовать при строительстве, поскольку качество работ начинается еще с подготовки. Часто ошибки ранних стадий серьезно отражаются на финише. Отвечаем на их вопросы к проекту.

3. Регулярное информирование Заказчика о ходе выполнения работ и достигнутом прогрессе, консультирование по способам решения возникающих вопросов, фотофиксация произведенных этапов работ с датированной архивацией файлов.

Комментарий: клиенты могут редко посещать объект, могут не любить это делать. Тогда мы это делаем за них и иллюстративно рассказываем им о текущем состоянии строительства. Кроме того, фотографии позволяют зафиксировать скрытые работы – например прокладку сантехнических труб, тёплых полов, кабелей электрики и слаботочных сетей, чтобы потом лучше понимать где и как все сделано, когда будет закрыто отделкой.

4. Внесение и согласование с Заказчиком (при необходимости) своевременных корректировок в строительные чертежи и выдача их подрядчикам (раскладки плитки с учетом размеров возведенных по проекту стен и согласованной и поставленной плитки и т.д.)

Комментарий: фактические размеры на стадии финишной отделки обычно отличаются от тех, которые были изначально, поскольку мы по ходу строительства неравномерно выравниваем стены. Поэтому перед финишной раскладкой плитки на стену мы делаем дополнительный замер, корректируем раскладку и обновлённый чертеж с датируемой подписью «в производство работ» выдаём строителю. Номинальный размер плитки обычно отличается от фактического на +-5мм. Это норматив большинства фабрик производителей. Тем не менее, пока не придёт на объект конкретная партия плитки мы точно не знаем фактический размер материала. Приходится корректировать чертёж.

5. Доработка заказных элементов дизайна (встраиваемая мебель, эксклюзивные декоративные элементы) с выбранным на тендерной основе подрядчиком с учетом согласованной с Заказчиком стоимости изделий и технологии конкретного производства.

Комментарий: на стадии проект разрабатываются эскизы эксклюзивных элементов дизайна – камина, лестницы, кухни и т.д., которые сделаны с учетом эргономических международных стандартов, но не ориентированы на конкретного производителя. А у каждого производителя своя технология, свои нюансы производства, технологические особенности. Своя стоимость и условия работы. Поэтому на стадии строительства после выбора на тендерной основе с учётом многих параметров конкретного подрядчика, мы дорабатываем чертежи специализированных изделий обычно совместно с самим производителем. Уточняются детали сопряжений его изделий с ограждающими общестроительными конструкциями. Эти детали идут в качестве обновленных заданий на стройку.

6. Замена при необходимости выбранных позиций спецификации на альтернативные с минимальной потерей качества для проекта.

Комментарий: с момента сдачи дизайн-проекта, в котором прописаны конректные материалы, заказчику до момента закупки материала проходит какое-то время. За это время материал может быть снят с производства, измениться размер материала и т.д. Может резко подскочить курс валюты. По этим причинам в процессе строительства объекта весьма часто приходиться искать актуальную альтернативу ранее выбранным материалам, при том таким образом, чтобы не потерять изначальную идею проекта.

7. Для реализации АН ведется отдельный альбом Авторского Надзора с единой нумерацией выданных в производство работ листов.

Комментарий: архитектура и дизайн, как элемент строительной индустрии это вещь дисциплинарная. Требующая чёткого подхода к организации рабочего процесса. Поэтому мы систематизируем рабочую документацию (чертежи), чтобы не запутаться в конце кто что и когда делает и по чьим указаниям. Наличие понятной системы выдачи чертежей строителям в реальности помогает избегать многих конфликтных ситуаций, расставить все точки над i в вопросах ответственности за принятые решения. Такой подход позволяет сохранять здоровую благожелательную атмосферу во всех звеньях длинной цепи, называемой строительством дизайнерского объекта.

Для осуществления Авторского Надзора архитектором проводятся регулярные выезды на объект до 2-х раз в неделю длительностью до 2-х часов пребывания на объекте.Также проводятся необходимые выезды в профилированные магазины, салоны и производства для комплектации объекта и доработки заказных элементов дизайна.

Дмитрий Мудрогеленко,
член секции «Интерьер и оборудование» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров