Ярмарка — это праздник ремесел, дизайна или ДПИ?
Картины Бориса Кустодиева «Ярмарка (1906 и 1908)» показывают нам значительно большее, чем нетрадиционный сюжет, яркое празднество, национальные традиции и буйство красок. Художник, не ведая того, показал праздник рыночных отношений. На картине успешный производитель, желанный товар, довольный покупатель и продавец.
Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906 год. Бумага на картоне, темпера. 66,5 × 88,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Товар разнообразен, люди с удовольствием выбирают и приобретают нужный. На переднем плане крестьяне с дорогой покупкой — расписными валенками. В валенках с рисунком и продавец граблей. Товар в тренде, хотя удивляет подобная популярность, — костюм крестьянина достаточно консервативен. У граблей свой покупатель. Другому по нраву продукция бондаря, расписные бочки и ушата также повод для покупки. Дети с завистью изучают желанные игрушки. Особый товар текстиль. Платки, мануфактура — ткани в рулонах и отрезы на сарафаны. Кругом нарядные бабы в цветочных набивных тканях в местных традициях. В одежде модный цвет — розовый. Или, как в народе именовали, «цвет ляжки испуганной Машки», а в высших сословиях — «цвет бедра испуганной нимфы». Родившийся в этих местах легко ориентируется в потребностях, которые менялись медленно, как неспешно формировались новые. Черта осёдлости для народов России, медленно текущие изменения технологий, образа жизни и пр. породили и справедливую пословицу — «где родился, там и пригодился».
Производитель ярмарочного товара — уважаемый представитель одного из сословий Российской империи — ремесленник. Продавец — часто сам производитель или региональный мелкий купец-перекупщик. Но кто такие ремесленники? К концу XIX века это вполне заслуженные и уважаемые люди бизнеса. Их разделяли по сферам деятельности на 4 разряда. Ремесленники I разряда изготавливали предметы пищи, II разряда — предметы одежды. Ремесленники III разряда занимались предметами домашнего хозяйства (столяры, медники, кровельщики, слесари, кузнецы, каретники). Ремесленников, не вошедших в первые три разряда, приравняли к IV (в том числе фотографы, маляры и живописцы и др.) [1]. Эти мастера выпускали нужный рынку и потребителям товар. Ремесленник, родившийся в местах, что изображены на картинах, хорошо понимал своего покупателя и легко ориентировался в его потребностях. Создавая свой товар, он изначально отвечал на, так называемые, «рациональные мотивы» (разумная цена, экономичность, функциональность, вместимость, долговечность, производительность товара и пр.). В дальнейшем, конкурируя, он реагировал и на «эмоциональные мотивы» покупателя (привлекательность — эстетика, декоративность и пр., престижность, соответствие моде и пр.) [2]. В результате на изделиях появлялся декор, не существенно удорожающий товар. Мастер украшал цветом и орнаментом конскую упряжь, бочки, туески и пр. Он также выступал, как сегодня сказали бы, и в качестве маркетолога и промоутера. В процессе торговли, ремесленник находил нужные продающие моменты, определялся с уникальностью товара. Сочинял слоганы типа — «не бьётся, не ломается, а только кувыркается» (помните по фильму «Бег», как генерал Чернота повторял присказку в процессе продажи игрушек). Действия ремесленника можно описать цепочкой типа — «понять потребности покупателя, ценности, «язык общения» (процесс формировался в ходе жизнедеятельности на локальной территории ); — создать уникальность; разработать товар; — продвигать и рекламировать; — выводить товар на рынок и продавать; — получать обратную связь; — корректировать качественные характеристики товара; — вновь выводить товар на рынок и продавать обновлённый товар».
В 1917 году ремесленничество было аннулировано вместе с другими сословиями и частной собственностью. Рынок был практически упразднён. Непредприимчивый частник ушел на заводы и фабрики. Термин девальвирован, унижен и практически вышел из обихода [3]. При социализме появились новые термины, обозначающие творческих и креативных мастеров. Сначала на смену «ремесленнику» пришел «художник народных промыслов», а затем «художник ДПИ». Позднее появился термин «дизайнер». Для подготовки дизайнеров и художников ДПИ и НХП формировались отдельные учебные заведения и серьёзные бюджеты. Составлялись специфические учебные программы. Проводились научные изыскания. Всё и всех устраивало, пока страна жила без рынка и конкуренции.
Прошло время и экономическая формация опять сменилась. Однако, до сих пор Министерство образования готовит художников ДПИ и НХП по советским паттернам для условных предприятий народной промышленности, которые выпускали продукт в рамках плана и, конечно, в условиях дефицита и без учета потребностей жителей огромной страны. Многих и многих подобных предприятий уже нет. Они не выдержали испытаний рынком. Современный художник декоративно-прикладного искусства также зачастую работает на свою авторскую идею, не затачивая свой товар под потребителя. Он не обучен коммуникациям и, как правило, не умеет продвигать свою продукцию и продавать её. Его компетенции явно не соответствуют современности.
Вместе с тем, старый термин «ремесло» предполагал дело, которое кормит. Как толкует словарь Даля В.И. — «ремесло — это работа и уменье, коим добывают хлеб» [4]. На отделениях «ДПИ и НХП» и часто отделениях «промышленного дизайна», обучают «делу», но не учат, как на нём заработать. Об этом можно судить по учебным планам одноименных кафедр ВУЗов. Так в академии СПГХПА им. А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург) обучают, например, галерейному делу, но не маркетингу. Преподают психологию и педагогику, ориентируя будущих специалистов на педагогическую работу, не воспитывая умений создавать рыночно-ориентированный продукт, умений продвигать и продавать его [5]. Цепочка компетенций художника ДПИ (согласно учебных планов многих ВУЗов) сегодня примерно такова — «создать оригинальный продукт-искусство; — организовать авторскую выставку; — научить следующее поколение следовать обозначенным путём». В результате «рыночных» умений и навыков не формируется вообще.
Что сегодня мы имеем в «сухом остатке»? Как показывает анкетирование, большая часть выпускников вынуждено уходит в иные области и бросает любимое дело.
Дизайнер сегодня ближе к пониманию конкурентности. Он более ориентирован на рынок. Цепочка компетенций дизайнера примерно такова: «создать макет на основе полученного технического задания на проектирование изделия; — разработать упаковку и сопутствующие промоматериалы; — подготовить изделие к выводу на рынок». Однако, его готовят как некий «сменный блок», встраиваемый в чужой бизнес. Без такого блока невозможно создать продукт. Но, при этом «сменный блок» не может самостоятельно и эффективно функционировать в рынке. Зачастую он не занимается маркетингом, не выбирает свой сегмент рынка самостоятельно, не выявляет потребностей покупателей этого сегмента, не формирует ни уникального торгового предложения для разработанного продукта, ни продающих моментов. Он не продвигает его в выбранной среде, не заботится о формирования образа в конкурентной среде и пр., т.е. не доводит изделие до уровня товара, не коммуницирует с потребителем и не корректирует товар после вывода на рынок. Он не занимается и личным брендингом на рынке товаров т.к. продвигает чей-то бренд. К сожалению, у многих ВУЗов сегодня при подготовке конкурентоспособного специалиста нет акцента на эти важные компетенции (в том числе и у РГХПУ им. С.Г. Строганова) [6].
Кажется правильным воспользоваться опытом старых мастеров, обратить внимание на жизнедеятельность сословия ремесленников. Рациональнее готовить специалистов, имеющих возможность начать свой бизнес сразу после окончания ВУЗа. А ещё лучше выпускать их с готовым бизнесом, отработанным на практике и защищённым в виде выпускной квалификацирнной работы. Иными словами — готовить хозяина своего бизнеса, успешно функционирующего в рынке.
Современный микробизнес, казалось бы, вписывается в нынешнее толкование ремесла как мелкого индивидуального производства товаров с высокой квалификацией исполнителя. Сегодня к ручным орудиям труда можно смело отнести компьютер, лазерный плоттер и широкоформатный принтер, 3D принтер и многое другое ёмкое и производительное оборудование для серьёзных мастеров. Однако, достичь успеха без специальных знаний по функционированию рынка, современный инструментарий не помогает.
Хочется надеяться, что творческие учебные заведения смогут дать необходимые знания, подготовить успешных специалистов для рынка, и ярмарка действительно станет праздником современного креативного дизайн-бизнеса.
Литература:
1. Ремесленники (сословие). Материал из Википедии — свободной энциклопедии
2. Галяутдинов Р.Р. Товар: понятие, виды, уровни. Жизненный цикл товара // Сайт преподавателя экономики. [2016]. URL
3. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России: коллективная монография / Г.М. Романцев [и др.]; под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ 2006. Том 4.
5. СПГХПА им. А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург). Учебные планы. 2024. URL
6. РГХПУ им. С.Г. Строганова (Москва) Учебные планы. 2024. URL
Текст: © Александр Пилин. 2024