Дизайн, порождающий скульптуру

Выставка «Скорость света» Владимира Свердлова открылась в библиотеке имени Маяковского. Посетить ее можно до 10 июля. 


Фото: © Александра Траубе. 2023

Петербургский дизайнер и скульптор Владимир Свердлов работает в жанре нарушения границы двух эстетик — скульптурной и дизайнерской. Профессиональный дизайнер, он обращается к скульптуре из области дизайна, используя те его качества, которых так не хватает в высоком скульптурном жанре.

Стильность, порожденную слиянием рациональности декоративностью, он вносит в область художественного, возвышая и истончая ее до удобства лишь зрения. Взгляд скользит по формам Башни, Пирамиды, и переживает их. Художественно актуализируется осмысление поверхности как таковой, наличие в ней собственного смысла. Сохранившись к настоящему времени лишь в дизайне, эта тенденция вновь возвращается в «высокое искусство». И пример тому — работы В. Свердлова. Его работа с плоскостью, с материальной поверхностью и с пространством просто как с материалами свидетельствует одновременно о безупречном профессионализме дизайнера и об искреннем художественном чутье скульптора. Смысл, который приобретает конечное произведение, наглядно функционален: он в самих линиях, в изгибах, в акцентах.

Вырастающая из дизайна скульптура свободно ориентируется на визуальный образ, лишенный навязанного ему извне подобно Пирамиде-мосту («Новый Мир»), конструкция Башни ставит вопрос о возможностях скульптуры и архитектуры как таковых, об их связи с пространством, с воздухом, с ветром. Кажется, что именно из этих материалов она и возведена. Не прорезают сквозные проемы окон-дверей-арок, но они же, будучи обведены по контуру, и составляют башню. Их строгие и изящные обводы взывают к возвышенности, неизмеримо далекой от утилитарности.

Дизайн, порождающий скульптуру, — это больше не проблема удобного бытия, изначальности удобства и бытия вообще. Это — вопрос отношения человека с миром. Самый очевидный прием такой скульптуры — абстрагирование. Беспредметная форма легко струится в сознании дизайнера и причудливо замыкается наподобие ленты Мёбиуса. Форма обладает визуальным совершенством, и смысл не нужен ей, так как заложен в видимом как таковом — в углах и изгибах, в фактуре и материальности. Формальная конструкция, оказавшись на месте скульптуры, незаметно превращается в композицию, и иначе существовать уже не может.

Позиционирование и художественное производство дизайнерских находок порождает подлинно современное искусство, потенциально свободное от каких бы то ни было наносных идеологий.

Из статьи «Новая скульптура» Дмитрия Озеркова, руководителя проекта «Эрмитаж XX-XXI» для design-union.ru


Мой небольшой текст о Бродском и дизайне. Голова Бродского, работы Владимира Свердлова.


Фото: © Александра Траубе. 2023

Семиотика трактует любое явление нашего мира как текст. Представляется, что Иосиф Бродский является и текстом, и интертекстом, и человеком, производящим тексты. И в основе его творчества лежит структурность. Любое жизненное и поэтическое впечатление поэт проносит сквозь жесткую решетку своего синтаксиса. Знаменитый балканский писатель Милорад Павич в «Хазарском словаре» так описывает создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием: «Для того чтобы перенести кувшин через решетку окна, его нужно разбить и перенести каждый черепок отдельно, затем склеить черенки глиной. То же самое они (Кирилл и Мефодий) сделали со славянским языком — разбили его на куски, перенесли через решетку кириллицы в свои уста и склеили осколки собственной слюной и греческой глиной под своими ногами». И ведь не случайно День Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия и день рождении Иосифа Бродского — 24 мая. Возможно, что эта цитата Павича подтолкнула петербургского дизайнера Владимира Свердлова к созданию арт-объекта «Голова Иосифа Бродского».

Скульптура состоит из нескольких сотен букв, скрепленных между собой. Дизайнер визуализировал понятие текста, и интертекста, и структуры, и метафизики, и философии поэта.

Друг Иосифа Бродского, поэт Евгений Рейн, так определял смысл творчества поэта: «Идея Бродского была в том, что ритм поэзии есть структура, повторяющая время... Он полагал, что язык есть таинственная сфера которая вмещает в себя все: и социальность, и историзм, и метафизику». «Структура, повторяющая время», в какой-то мере соотносится с термином Андрея Тарковского «запечатленное время». Отчасти поэзия Бродского и лучшие образцы мирового дизайна строятся на сходных принципах. Главная задача дизайнера структурировать плоскость или пространство. И возможно, что высокие образцы поэзии Иосифа Бродского сродни высоким образцам дизайна, например, Ульмской школы.

Еще одна коннотация с поэзией Бродского — это метафора. В теории дизайна метафора рассматривается как категория создания художественной образности объекта. Дизайнер, конструируя объект, и поэт Иосиф Бродский, создавая стихотворения, пользуются сходными инструментами: структурой, ритмом, метафорой. Вот пример метафоры Бродского, который можно

«Скорлупа куполов, позвоночники колоколен.
Колоннады, раскинувшей члены, покой и нега.
Ястреб над головой, как квадратный корень
из бездонного, как до молитвы, неба».

Представляется, что, видимо, нельзя стать хорошим дизайнером, не читая Бродского.

Игорь Клюшкин, филолсоф, дизайнер, педагог.
Фото: © Александра Траубе. 2023
line_900_black.jpg

Выставка «Скорость света»

Библиотека им. В.В. Маяковского
Адрес: Невский пр., 20, 2-й этаж, Ротонда
Дата: 22 июня — 10 июля 2023 года (11:00 - 20:00)
Вход свободный

Фотографии с выставки можно посмотреть в альбоме группы «Мойка-8» . Фото: © Александра Траубе. 2023