Нужно ли дизайнеру уметь рисовать?
Рисовать я не умею. То есть я рисовал всегда. Папа настаивал, чтобы я рисовал красками. Я любил фломастеры. С пачкой работ даже собирался поступать в кружок рисования Дворца пионеров. Но жизнь сложилась иначе, во Дворце пионеров меня поглотила другая страсть, но вот желание уметь рисовать во мне жило. Вот чтобы как Шишкин «Утро в сосновом лесу», например. Но не мог.
И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (1889). Холст, масло. 139×213 см. Третьяковская галерея, Москва.
Инфографику я делаю, страшно сказать, 17 лет, с 2005 года. Для моей профессии нет устоявшегося названия в русском языке. Инфографер, инфографист? Создатель информационной графики? Иногда меня называют дизайнером, но на это я отвечаю, что в словах «информационная графика» «информационная» стоит на первом месте, а «графика» только на втором. Так что я скорее журналист, рассказывающий истории с помощью графиков, диаграмм, иллюстраций и схем.
Инфографику я начал делать, но продолжал помнить, что рисовать я не умею. То есть понимаю что-то про композицию, цвет, взаимоотношения объемов, логику повествования (я же журналист), а вот рисовать не умею. Тогда решил я, превращу свои слабости в достоинства. Кто сказал, что обязательно нужно рисовать. Сколько еще художественных приемов: фотография, коллаж, шишки, палочки, камушки.
Обзор книг. По горизонтальной оси – полезно, по вертикальной – интересно. Разворот в газете «Деловой Петербург», 2006. Бронза на Всемирном конкурсе инфографики Malofiej Infographics Awards в 2007 году.
В газете «Деловой Петербург» я раз в неделю писал колонку книжных обзоров: книги по менеджменту, финансам, микро- и макроэкономике, логистике и бухучету. Три книги в неделю. В какой-то момент рубрика стала популярной, и издательства стали присылать мне книги на рецензию. И на столе у меня оказалось десятка три разных томов. Чтобы написать на них рецензии, потребовалось бы недель десять, а за это время издательства прислали бы еще больше. Нет, нужно очистить свой стол быстрее. Так я понял, что нужна одна глобальная рецензия на все книги сразу. То есть эдакий рейтинг. Но книги разные, тут и справочник бухгалтера, и увлекательные советы, как заработать миллион за три недели. Нужен единый критерий. Так появились две шкалы — «интересно» и «полезно». И рисовать ничего не пришлось — у книг замечательные обложки, нужно было их только отсканировать.
Строительные отходы — это не просто мусор, а ценное сырье: стальная арматура, стекло, кирпич, бетон. Нужно только уметь его добыть. Разворот для газеты «Деловой Петербург», 2007. Бронза на всемирном конкурсе инфографики Malofiej Infographics Awards в 2008 году.
Переработка строительных отходов. Разворот для газеты «Деловой Петербург», 2007. Фрагмент
Чтобы понять, как сортируют строительные отходы, мне с моей коллегой Ольгой Приваловой потребовалось отправиться на завод «Механобр». Предприятие производит разнообразные устройства для дробления, измельчения и грохочения любых твердых продуктов. Только когда мы разобрались, какие стадии проходит переработка и сортировка строительных отходов, задумались, как наглядно показать это на страницах газеты. Рисовать, напомню, я не умею. Решение пришло в день сдачи номера в печать. Пошли от обратного. Брутальный и реальный процесс дробления и сортировки был дан через бестелесные слова и игрушечных рабочих, которые грузят эти слова, вернее, буквы в прицеп. Так появилась новая версия «Дома, который построил Джек».
В газете «Деловой Петербург» раз в месяц выходили обзоры цен на зарубежную недвижимость. Требовалась карта той или иной страны. Сейчас есть множество ресурсов с бесплатными контурами стран и континентов, в середине 2000-х годов их либо еще не существовало, либо я не знал, где искать. Стал мастерить из подручных средств карты стран (рисовать-то я не умею).
Рукотворные карты для газеты «Деловой Петербург» каждый месяц делались в собственной технике. Для Крыма были выбраны винные пробки. Золото на российском конкурсе газетного дизайна в Москве в 2007 году.
Карта Испании. Красная кожа выбрана для Страны Басков и Каталонии как для провинций, склонных к отделению. Газета «Деловой Петербург»
В школе, когда нужно было что-то нарисовать для стенгазеты, мы копировали иллюстрации, примостив книгу и журнал на окно. Сверху клали лист бумаги. Солнечный свет пробивал иллюстрацию и все было видно почти как на кальке. Сейчас для этих целей можно легко использовать Фотошоп. Когда потребовалось для одной из работ обозначить портрет Иосифа Бродского, я использовал кальку. Во-первых, ставить фотографию без разрешения автора нельзя, а во-вторых, фотография оттягивала на себя много внимания и отвлекала от темы публикации, в данном случае — популярности тех или иных цветов в поэзии Бродского.
Цвета Иосифа Бродского. Несколько лет назад эта работа в журнале «Город 812» получила знак отличия на Всемирном конкурсе новостного дизайна (Best of News Design).
А вообще я люблю Пита Мондриана. Даже написал для себя на холсте картинку в духе его работ. Вообще квадраты хороши сами по себе. Из них можно строить, например, диаграммы, как здесь. Один квадратик — это одна неделя. В году 52 недели. Если повезет, то можно попробовать прожить до ста лет.
Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и желтым (1930). 46 × 46 см. Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Человеческая жизнь. Для журнала «Город 812»
Подытоживая все свои рассуждения, скажу: рисовать-то хорошо бы уметь, но можно и обойтись. Тем более неясно, что мы вкладываем в это понятие «уметь рисовать»? В академической манере? Чтобы «как на фотографии»? Куда важнее, как мне кажется, понимать, что именно мы хотим получить в результате, кто будет нашим зрителем и потребителем, какого эффекта мы хотим достичь. А медвежат можно попросить кого-то нарисовать. Например, Константина Савицкого.
Текст и иллюстрации: © Федор Шумилов. 2022