Выставочный новояз «2023»
Читая выставочные нормативные документы, вспоминаю классику, где «война — это мир, а свобода — рабство».
Новояз — вымышленный язык из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», в котором слова теряют свой изначальный смысл и означают нечто противоположное.Фото: © www.truthcomestolight.com
Дизайн и принципы
В своей профессии я всегда следовал идеям, которые впервые услышал 22 года назад от выдающегося японского дизайнера и философа Кендзи Экуана, а чуть позже увидел в работах Буркхардта Ляйтнера. Они формулировали свои принципы и следовали им, были моими учителями и примером для подражания.
Кендзи Экуан.Фото: © www.gkdi.com | Буркхардт Ляйтнер.Фото: © Max Leitner
Принципы Кендзи Экуана:
Первый проектный принцип — «меньшим – большее». Применительно к дизайну это означает: минимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие технические и эстетические качества изделия, что и составит его особую «силу». Второй принцип — многофункциональность, которую он обозначает как «простота сложного». Само слово и понятие
экодизайн для XX века он считал одним из важнейших. ЭКО — значит не только экологический, но и экономический. Дизайн нужно разрабатывать так, чтобы использовать половину ресурсов, которые требовались прежде. Дизайн всегда создает отношения между человеком и вещами, которые делают лучше нашу жизнь и будущее.
Эти же мысли, но сформулированные иначе, можно найти у Ляйтнера:
Мобильность, гибкость и модульность как логическое следствие простой дизайн системы — это принцип, который мы пытаемся совершенствовать и постоянно изобретать в наших архитектурных системах. Устойчивое развитие превыше всего — архитектурные системы должны отвечать всем требованиям устойчивого развития выставочного бизнеса и выставочной индустрии будущего.
Все эти принципы можно забыть, ведь выставочная индустрия России не имеет к ним никакого отношения — у нас свой путь, другие идеалы и смыслы.
Как выгодно — так и назовём
Общепринятые определения из современного выставочного новояза:
эксклюзивный стенд — выставочный стенд, построенный из строительных и декоративных материалов одноразового использования.
Стандартный стенд — выставочный стенд, построенный на основе многоразовых модульных выставочных систем. Оксюмороны «эксклюзивный стенд со стандартным дизайном» и «стандартный стенд с эксклюзивным дизайном» становятся нормой и профессиональное сообщество уже не всегда может дать правильную оценку, путаясь в понятиях и формулировках.
Истина где-то рядом
Слово в первоначальном значении — это Закон, Порядок, Суть, Высшая сила. В основе нашей деятельности лежат идеи, смыслы и принципы, исходя из которых мы принимаем решения и движемся к цели. Нарушая смыслы, мы не меняем суть вещей — игра в софистику приводит лишь к путанице в голове и ложному целеполаганию. Важно не поддаваться ложным логическим построениям, сохраняя ясность мыслей. Стенд с одинаковым дизайном не может становиться «эксклюзивным» или «стандартным» в зависимости от используемых одноразовых или многоразовых технологий. «Эксклюзивным» или «стандартным» стенд делает только его
дизайн.
Всё просто:
Эксклюзивный стенд — выставочный стенд с эксклюзивным дизайном.
Стандартный стенд — выставочный стенд со стандартным дизайном. Стандартный дизайн стенда используется для унифицированной, шаблонной и как правило массовой застройки на выставке. Организаторы предлагают экспоненту заказать выставочный стенд с уже заданным, единым для всех, дизайном и возможностью выбора из набора опций и оборудования. Если ваш дизайн уникален и другого такого стенда на выставке нет, то он является эксклюзивным по определению. Одноразовые материалы и выставочные системы тут совершенно ни при чём — это про экологию.
К чему приводят смыслы
Подмена понятий в выставочных нормативах имеет вполне конкретную цель — повышенная в несколько раз стоимость аккредитации за использование многоразовых модульных выставочных систем. По сути, мы имеем утилизационный сбор, только наоборот — штраф за экологичность. Уничтоженные леса, потраченные впустую ресурсы и горы мусора — это негативные результаты нашей деятельности, которые необходимо минимизировать, а не стимулировать. Ведь даже модульный многоразовый короб из МДФ — это тоже выставочная система, а значит экология. Чем больше многоразовых элементов вы используете при строительстве стенда — тем меньше вреда наносите природе. Есть путь устойчивого развития выставочной индустрии, но в России взят курс в противоположную сторону. Хочется верить, что цели у авторов современного выставочного новояза были совсем иные и рано или поздно они задумаются над тем, к чему приводят их смыслы.
Фото: © Dhiraj Singh/Bloomberg
Текст: © Борис Демин, Студия Дега, специально для designspb.ru