Будущее модной индустрии

По мере того, как индустрия осваивала виртуальные миры, модные технологии оказались в центре внимания, и все больше внимания уделялось цифровой одежде. Компании, работающие в сфере бизнеса, способствующие оцифровке и инновациям, вышли на первый план для инвесторов и брендов, адаптирующихся к новой реальности. Цифровая мода является ключевым компонентом того, как люди формируют виртуальную идентичность и сегодня ведущие мировые бренды оценивают, может ли цифровая одежда стать потенциальным источником дохода. 

Мы решили побеседовать о будущем цифровой моды с Полиной Егармин, куратором магистратуры в области Fashion Tech в СПбГУПТД, одним из экспертов культурно-образовательного фестиваля Multimedia-Fest «Digital/art — культура, архитектура и городская среда».

future_fashion_industry.jpg

Какое оно, будущее модной индустрии?

Эксперты университета СПбГУПТД и рынка НТИ WearNet предполагают, что к 2035 году мы практически перестанем носить ту одежду, что носим сейчас. Её место займет одежда из экологичных и биоразлагаемых тканей, «умные» модные товары и даже виртуальные луки. Во всем мире активно развивается индустрия Fashion Tech — где мода и технологии сливаются воедино, чтобы разрабатывать инновационные способы проектировать, производить, продавать и примерять одежду, обувь и аксессуары.

Вместе с появлением новых трендов и технологий разнообразие рабочих мест, доступных в индустрии моды, быстро расширяется, открывая целый новый мир профессий. Кроме дизайнеров цифровых товаров, дизайнеров цифровых миров и шоурумов, одной из самых актуальной профессий становится «интегратор технологий в модный бизнес». Компании в индустрии моды уже ищут людей, которые станут внутренними консультантами по существующим новым технологиям и стартапам. Интеграторы понимают технологии Индустрии 4.0: интернета вещей, цифровых двойников, блокчейна, автоматизации, AR, VR, 3D-печати, в курсе последних научных разработок в области новых тканей и биотехнологий.

В Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна запустили первую в России программу магистратуры, чтобы подготовить специалистов, которые справятся с новыми задачами. Программа несет название «Цифровые технологии в индустрии моды» и позволит получить фундамент для дальнейшего развития и построения успешной карьеры в новой индустрии: выпускники будут владеть знаниями и компетенциями в области цифрового производства, 3D моделирования, AR, VR и новых медиа. Сегодня специалисты, имеющие совокупность этих навыков, сверхактуальны на рынке труда и востребованы ведущими работодателями.

Какие проблемы модной индустрии позволит решить переход в цифру?

Модная индустрия занимает второе место в мире по нанесению ущерба природе. Законы экономики таковы, что вещи становятся менее долговечными, при этом масштабы их производства поражают: на протяжении последних 15 лет продажи одежды по всему миру выросли вдвое.

Современные технологии готовы дать сбалансированное решение: угодить современным модникам и модницам, при этом постепенно снижать негативное влияние на окружающую среду. Новый тренд — виртуальная одежда: в цифровом мире вы можете примерить любые бренды или товары массмаркета, да вообще — всё, что угодно, самые неожиданные идеи и коллаборации.

Виртуальная одежда пришла на помощь модным брендам и во время пандемии COVID-19, помогая переживать кризис, с которым столкнулись все отрасли. Покупатели, привыкшие примерять вещи перед покупкой, были лишены возможности посетить бутик, что, конечно, снижало объёмы продаж. Но на выручку пришли технологии виртуальной примерки на основе дополненной реальности. Чтобы узнать, подходит ли тебе приглянувшаяся сумка или обувь достаточно смартфона: существуют различные решения, которые прямо с телефона позволяют отсканировать тело и стопы человека, создать 3D модель тела покупателя — его аватар, и, учитывая множество параметров, искусственный интеллект на сайте онлайн магазина порекомендует оптимальный размер и покажет, как та или иная вещь будет сидеть на вас.

По оценкам экспертов, рынок виртуальной одежды к 2035 году вырастет до 570 миллиардов долларов. Компании активно инвестируют в виртуальные миры и технологии для этих миров: виар и ар. Мы будем все чаще встречать виртуальных инфлюенсеров в рекламе и смотреть виртуальные показы вместо реальных. Кроме того, виртуальная одежда и другие товары из разряда развлечения станет частью личного цифрового актива в пространстве метавселенной.

Рассскажите, пожалуйста, о процессе «умного» производства, составляющего Fashion tech.

Виртуальная одежда — не только фильтр или виртуальный объект, это и «цифровой прототип» реальной одежды.  Их создание даёт возможность продавать дизайн до начала производства и дает возможность доказать подлинность и происхождение купленных товаров. Такие бренды, как Louis Vuitton и Nike, активно инвестируют в эти технологии.

Вскоре на рынке технологичной моды будут появляться настоящие фабрики будущего, где рутинные операции будут роботизированы, а само производство станет безотходным. Но главная прорывная инновация — возможность отслеживать цифровой след потребителя и на его основе создавать диджитал двойник процесса потребления. Производитель на основе индивидуальных микротрендов человека сможет создавать персонализированные вещи, тем самым снижая перепроизводство и сохраняя экологию.

Как построена система обучения в магистратуре?

Основу программы составляет исследование трендов, пользовательского профиля, технологий и современной этики, а также разработка бизнес и digital проектов. Руководители брендов, мультимедиа студий и IT компаний рассказывают на мастер-классах, как работают передовые технологии, как устроен рынок, и как найти в нем свою нишу. Лекции студентам читают Бурхард Биндер, вице-президент по развитию fashion-направления в AliExpress Россия, Людмила Норсоян, основатель бренда Norsoyan и школы Fashion Factory, Александр Юхневич, заместитель директора по развитию компании «TEXEL», Елена Гулькина, специалист по управлению бизнес-процессами в Beinopen и многие другие. Студенты имеют возможность увидеть как работают компании изнутри и проходят практику в мультимедийных студиях, например, в рамках практики в компании Synticate, студенты создали коллекцию одежды для цифровой модели — искусственного интеллекта Синтии. Программа магистратуры уникальна тем, что у студентов есть возможность запуска собственного стартапа, мы поддерживаем инициативы студентов. Уже сейчас три студентки вместе с кураторами подали заявки на три гранта для развития своих проектов.

Помимо учебных аудиторий вуза для студентов-магистрантов открыта новая университетская Лаборатория виртуальной моды и цифрового дизайна. С помощью современного оборудования обучающиеся и резиденты создают виртуальные модели, виртуальную одежду для игр и для примерки на цифровых аватарах, разрабатывают мультимедийный контент для брендов, создают ролики с использованием мультимедийной графики, виртуальные коллекции, а также оцифровывают одежду и даже музейные экспонаты.

Студенты магистратуры за первый учебный год уже создали виртуальный показ для футбольного клуба Зенит, цифровой мерч с дополненной реальностью для Сбербанк и разработали коллекцию для популярной онлайн игры Roblox.

Беседовала Полина Слуцкая. 2022