Интервью с волшебником или «Ужасное прекрасное»

Первейшая задача нашего сайта – это рассказывать о наших дизайнерах. Раскрывать с разных сторон их многогранные личности. Мы терпеливо ждём повода и прецедента для материалов. А дизайнеры потом терпеливо ждут от нас статьи...

Но данный случай нетипичный, поскольку Владимир Корольков, вступив в Санкт-Петербургский Союз дизайнеров всего полтора года назад, мгновенно оказался в команде редакции сайта и уверенно занял место лидера по литературно-художественной части. Я пытаюсь найти оправдания тому обстоятельству, что событие, послужившее поводом для этой статьи, произошло ещё летом. В августе месяце Владимир пригласил меня с сыном на завтрак, но не в кафе, а в ЦВЗ Манеж. На особенное действие под названием «Завтрак в Манеже», о котором мы и попытаемся рассказать последовательно.

Владимир Корольков

«Завтрак» проводится благотворительным фондом Александра Кержакова «Звёзды детям», который работает с 2015 года. Основная деятельность фонда заключается в реализации проектов и акций, направленных, в первую очередь, на оказание поддержки детям из социально-незащищённых слоёв населения. О фонде нам рассказывает Александра Евгеньевна Коровина – координатор детских проектов фонда, его разных мероприятий и образовательных программ.

«Фонд образовательных программ «Звёзды детям» помогает детям из кризисных семей, детям-инвалидам, детям с аутизмом, оказывает адресную помощь, собирает средства на реабилитацию. Так же мы занимаемся образованием наших подопечных. Александр Кержаков, наш учредитель, считает, что у каждого ребёнка должны быть возможности, и дать их может образование и развитие. У нас есть программы разной направленности. Темы исусства мы реализуем в проекте «Завтрак в Манеже». Одна часть билетов продается, другая распространяется среди подопечных фонда. Встреча проводится каждые два месяца и включает в себя лекцию, экскурсию и сам завтрак. Владимир Корольков [в свой черёд] выступает в роли автора темы и проводит всё занятие. Манеж предоставляет нам площадку бесплатно. За что мы очень ему благодарны и надеемся на дальнейшее сотрудничество».

IMG_4513.jpg

Володя, который раз ты выступаешь в Манеже в качестве лектора?

Раз пятый в программе «Завтрак в Манеже» и раз в пятнадцатый в программе «Искусство на вырост» [тут же, в Манеже].

Кто определяет тему?

Тему создаю я сам, но она исподволь определяется текущей выставкой. Я пытаюсь говорить не напрямую о том, что на ней представлено, а использую экспозицию как повод для проведения параллелей в общекультурном плане. Содержание выставки не калькируется буквально, а даёт возможность сказать о важных вещах. Например, вот эта тема – «Ужасное прекрасное» – с одной стороны, рассказывает о стрит-арте, поскольку экспозиция посвящена и граффити и феномену «уличного искусства» в широком плане, с другой стороны, даёт возможность поговорить о границе между «пачкатнёй» и «высказыванием художника», о творчестве и вандализме, о созидании и разрушении. И в том числе об ответственности художника перед средой, в которой он существует.

Какие были темы ранее?

Очень разные. В беседе «Весна по-японски» я связывал в параллель близко-родственные фольклорные темы славян и японцев. Встречу «Город как загадка» наполнял примерами социализации животных, возникновения и развития городов, Петербурга в частности, проблем совместного жития людей и зверей, темами чистоты, сохранения и будущности. А, например, из образовательной программы Манежа «Искусство на вырост» могу вспомнить, что в связи с экспозицией «армейского» искусства Китая говорил не только о баталистике в европейской и восточной традициях, но и вообще о борьбе Добра и Зла, иллюстрируя это и сказками (что близко детям) и произведениями мирового искусства. Большая выставка Фонда «Созидающий мир», где демонстрировалась коллекция работ путешествующих художников, дала мне возможность говорить о пленэре – его предыстории и буквально материалах, которыми может воспользоваться художник в пути. Полезные подсказки и, между прочим, провокация к творчеству. Детям тогда всем захотелось повозюкать углём, потому что живая линия, растёртая пальцем, давала ощущение творения «здесь и сейчас».

Ты раньше занимался с детьми?

Когда мне предложили вести детскую программу в Манеже, я подумал: а почему и нет? Собственно, это была идея куратора Дарьи Никифоровой. Тогда я провёл «тест» на её детях и детях знакомых – меня не побили. Ну, и пошло. А чем это хорошо? Мы, взрослые, живём в мире устоявшихся шаблонов, для нас мир «понятен», все клапаны восприятия нового давно захлопнуты. А дети открыты для этого, и если ты обладаешь каким-то опытом, то надо его отдать! Конечно, всё это не на пустом месте. Когда-то я общался и с малышами в изостудии и со старшеклассниками на специфических занятиях по графике. Но это было давно и в другом формате. А в Манеже и благодаря фантастической организации дела Фондом «Звёзды детям» появляется возможность слить в один разговор очень разные посылы и примеры, на сравнениях и противопоставлениях. Тогда, как мне кажется, возникает своего рода панорамный взгляд на, казалось бы, привычные вещи.

Как ты на такое решился?

В этом есть совершенно особый формат общения, когда ты не учитель, который «грузит», а пытаешься поймать от детей встречное и делаешь своё собственное открытие. Пробуешь понять возражения ребёнка – а они есть, – и говоришь себе, что сам полон шаблонов, из которых надо вылезти. Так что польза обоюдная. Да и взрослые, присутствующие вместе с детьми, порой признаются, что делают для себя открытия.

IMG_4545.jpg

Поскольку мероприятие предназначено для детей, я решила не доверятся своему «взрослому» восприятию. Выяснить суть произошедшего я попросила одного из участников процесса со стороны слушателей. Теперь вопросы задает Пётр Филиппов. Знакомы они с Владимиром давно, поэтому на «ты».

Володя, а ты добрый волшебник?

Я вообще не волшебник. Все ещё продолжаю учиться, как бы банально это ни звучало. С добротой тоже сложно. Ты можешь считать себя добрым, а остальные, наоборот, злым.

Как ты находишь слова и примеры, понятные детям?

Это процесс! У меня обычно на подготовку уходят недели. Создание темы, сорок пять минут выступления и затем экскурсия по экспозиции – это постоянная сепарация и отбор материала. Увлекаясь, я себя всё время одергиваю, боясь, что дети не поймут, или испугаются, или ещё что-нибудь. Но, с другой стороны, не хочу быть «сладким» или низводить подачу на уровень букваря. Хочется, чтобы дети напрягались, слышали новые слова. Хочется чтобы было серьёзно, без игры в аттракцион. И после нескольких встреч я понял, что это нормально, им это нравится. Хотя без игры, конечно, не обходится. Например, одна из встреч, зимняя и предрождественская, была посвящена белому цвету. Т.е. почти пустоте с тривиальной точки зрения. А копнёшь – глядишь, открываются волшебства. Вот и там не обошёлся без фокусов. Запускал разноцветные светящиеся в темноте палочки во вращающийся от моторчика шар – и тогда он становился белым, смешивая видимый спектр во что-то новое.

Ты считаешь, что понимаешь детей?

Хотел бы я в это верить... Мне кажется, что иногда я совпадаю, иногда это чувствую, а иногда ужасно боюсь промахнуться и попасть впросак. И... это интересный процесс!

Какие твои самые яркие детские впечатления об искусстве?

Обычно в таком случае говорят: хороший вопрос... Почему-то я вспоминаю, как рисовал уже сам. В четыре-пять лет это было уже неотъемлемое свойство руки и глаза. А из других произведений – это репродукции. Например, у меня был каталог Дрезденской картинной галереи, где репродукции были проложены тонкой папиросной бумагой, и поэтому каждый такой лист надо было переворачивать не дыша. Это было накопление впечатлений книжное. А потом происходили открытия оригиналов. У меня всё детство на стене висела репродукция «Шоколадницы» Лиотара, и когда я, много позже, только теперь, увидел оригинал в том самом Дрездене... Там всё другое! Свет, цвет, фактура, плотность... Об этом я и детям говорю: ходите в музеи, смотрите настоящее, живое.

Как тобой в детстве воспринималось другое мнение об искусстве, отличное от твоего?

В подростковом возрасте «Танец» Матисса я воспринимал, как грубую, хулиганскую какофонию, и это было основано, конечно, на заёмном мнении, потом появилось чьё-то другое мнение – я стал смотреть и... видеть. Произошло некое вкусовое взросление. Так что мнение всегда влияет, помогает переоценить или дополнить свои вкусовые привычки. Это вовсе не означает давления, хоть, разумеется, подталкивать к высоким образцам я стараюсь. Потому и показываю детям разное, порой контрастное.

Володя, вопросы и призы за правильные ответы – мне кажется, что это очень жёстко.

Есть ли «неправильные» ответы в искусстве? Я всего лишь хотел сказать, что об этом надо думать, искать эти ответы хотя бы для себя, избегать, как ни странно, шаблонов. Что есть более или менее авторитетные мнения, к которым приходится прислушиваться [чтобы научаться]. Потому мы и говорим о разнице во вкусах, чтобы оставить эту свободу. А поощрение становится всего лишь способом расшевелить аудиторию и подтолкнуть к работе. Это невероятно показательный эффект – когда к концу полуторачасовой встречи видишь, как тихони тоже начинают тянуть руки, чтобы участвовать. Раскрепощение – одна из важнейших сторон такого общения.

IMG_4560.jpg

Отпустим Петю, он честно заработал свой завтрак. Володя, а теперь расскажи, пожалуйста, где ты получил такое образование и опыт, которые заставляют уже не очень маленьких детей верить в волшебников?

Я закончил школу при Академии художеств в Ленинграде. Затем учился в самой Академии на факультете архитектуры, после перешёл на факультет интерьера уже в Минске, в театрально-художественный институт. Заодно рисовал афиши для кинотеатров кистью на холсте. Потом, опять в Питере, работал в рекламных агентствах, где приходилось «продавать» идеи, общаясь напрямую с заказчиком – а это школа убеждения. Да даже однажды для знакомой ставил школьный спектакль! Опыт разный. Я не фотограф, хотя снимаю много. Не журналист, хоть пишу охотно. И, наверное, поскольку больше всего занимался рекламой и графикой, поэтому в какой-то момент обнаружил себя в секции «Графический дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Именно на Приёме в Союз дизайнеров мы и познакомились с Володей. Так что круг нашего повествования замкнулся, и в заключение хотим поблагодарить его за приглашение на Завтрак, за интервью и за терпение. А также просим рассказать о том, что подадут на завтрак в Манеже 9 декабря?

Сейчас там будет очередной «Завтрак». И посвятил я его... песку. Решил, что выставка современного искусства и фотографии Катара провоцирует мысли о пустыне. А, значит, можно рассказать о роли песка в жизни человека и, как ни странно, в современном искусстве. Надеюсь, кое-что будет для детей неожиданным и интересным.

Материал подготовили: Александра Траубе, Пётр Филиппов, Владимир Корольков.
Фото: © Александра Траубе