lsola fragile bellezza
Венеция… сказочное слово, окутанное туманом грез и желаний каждого путешественника. Это живой музей, не застывший, а дышащий современным воздухом.
Мурано.. заветное слово для ценителей красоты и искусства. Это один из крупных островов — Венецианской лагуны к северо-востоку от Венеции. Знаменит производством художественного стекла, называемого — муранским, состоящий из семи небольших островов, разделённых каналами, с общей площадью 1,17 кв.км.
Мурано – один из крупных островов Венецианской лагуны знаменит производством художественного стекла, называемого муранским.
Искусство создания стекла высокой художественной ценности венецианцы освоили в XIII веке, переняв секреты и продолжив традиции византийских стеклодувов. В городе появлялись все новые стекольные мастерские, пока в 1291 году правитель Венецианской республики не велел перенести их все до единой на соседний остров Мурано. C тех пор стеклоделие неразрывно связано с историей острова.
Аскос – сосуд, который применялся для хранения масел и заправки масляных ламп выполнен из выдувного стекла, I - II век н.э. Музей стекла Museo del Vetro в Мурано.
Стеклодувы были весьма уважаемы в обществе, имели хороший доход, их дочерям разрешалось выходить замуж за аристократов. И в то же время мастера жили как настоящие пленники: им не разрешалось покидать Мурано ни под каким предлогом и разглашать кому-либо, кроме подмастерьев, секреты ремесла. Иноземцев не брали в ученики по той же причине. Провинившихся сурово наказывали, вплоть до пожизненного запрета заниматься прежним делом. Выдуванием декоративного стекла семьи жителей Мурано кормились из поколения в поколение, передавая достаток и опыт от отца к сыну и внуку. Считалось, что хорошим мастером мог стать тот, кто не менее 20 лет посвятил работе со стеклом.
Раковинные ампулы, XVII век. Музей стекла Museo del Vetro в Мурано.
Мировое господство Венеции в области стеклоделия длилось с XIII по XVII век. Эпоху с начала XIX века по наши дни историки искусства называют периодом возрождения старинных традиций, то есть фактически муранское стекло никогда, даже в кризисные времена, не выходило из моды. В Мурано и сегодня находятся кустарные лаборатории, где художники обрабатывают стекло для массовой продажи, но также и для изготовления оригинальных и уникальных работ, особенно с имитацией под драгоценные камни.
Сегодня полюбоваться разнообразными изделиями из муранского стекла и узнать историю возникновения и развития стеклодувного мастерства, можно в Музее стекла –
Museo del Vetro, основанном в 1861 году, прогуляться по нему можно и он-лайн. Музей сравнительно небольшой, но представлено множество экспозиций, посвященных истории стекольного дела, а также экспонатов, сохранившихся с египетских времен до наших дней, до залов с современным стеклом – каждый точно найдет что-то для себя.
Экспонаты музея стекла Museo del Vetro в Мурано, 1900-1970 гг.
Так чем же так уникально муранское стекло?
Во-первых, это изделия полностью ручной работы. Отсюда следует их уникальность: не бывает двух абсолютно одинаковых браслетов или ваз, даже если мастер воспроизводит их, держа в уме некий макет или эскиз.
Во-вторых, шедевры муранских стеклодувов безопасны для здоровья: это, пожалуй, единственное художественное стекло в мире, для получения которого не используют свинец, никель и какие-либо другие вредные примеси.
В-третьих, муранское стекло не расписывают красками: его сочные, яркие, сложные цвета и узоры – результат кропотливой работы мастера, который комбинирует в одном изделии стекло нескольких оттенков. Их получают благодаря добавлению к стеклянной массе, разогретой до высокой температуры, определенных металлов. Например, медь дает желтовато-зеленый цвет, оксид меди – голубой, окись железа – темно-зеленый, кобальт – синий, олово – молочный, золото – солнечно-золотистый, марганец – красный и фиолетовый.
Венецианцы считались виртуозами стекольного мастерства еще со времен Ренессанса. Они открыли превосходные техники и методы стекольного производства.
В музее стекло открывается посетителям, как бесконечно многогранный материал. Среди старинных техник, дошедших до наших дней можно встретить авантюриновое стекло (avventurina) с бесчисленным множеством золотых точек, молочное стекло (lattimo) – непрозрачное стекло молочного оттенка. Кроме того в последнее время было открыто еще несколько техник, например, соммерсо (sommerso) – наслоение друг на друга стеклянных пластов разного цвета.
Пожалуй, самый знаменитый образ муранского стекла-мельфиори, бусины из цветного стекла. Ими пестрят все сувенирные лавки и магазины. Если не углубляться в техническую составляющую их создания – может показаться набором безвкусной бижутерии. Но ценители оценят, а обывателям точно необходимо посетить музей и увидеть, как этот материал развивается в ХХI веке. Как занимает достойное место в современном искусстве.
Здесь представлен огромный спектр изделий, включая посуду, скульптуры, пресс-папье, подсвечники, украшения, бокалы и всевозможные безделушки, широкий спектр светильников, цветных и декоративных фужеров, графинов и кувшинов, но на мой взгляд, самые интересные залы, где представлена квинтэссенция муранского стекла и современного искусства.
В любом случае каждый сможет найти здесь себе что-нибудь по вкусу, и что бы это ни было домой вы увезете частицу венецианской истории.
Текст: © Ксения Векшина. 2017
Фотографии: © Александр Трофимов. 2016