Ночь. Улица. Фонарь: моменты международной конференции «Световой дизайн»
Ночь. Улица. Фонарь: моменты международной конференции «Световой дизайн» — 2022 (13-14 октября 2022, г. Санкт-Петербург)
Петербург — несомненно, лучшее место для проведения дизайн-встреч по проблематике освещения городов, интерьеров. Ежегодная сессия международной конференции «Световой дизайн» (CLD 22LIGHTING) объединила в своих треках всех участников свето-проектного процесса: представителей администрации города, дизайнеров, кураторов, инженеров и архитекторов , экспертов и самих пользователей.
Свет для человека — двигатель прогресса. Человек для светового дизайна – драйвер развития. В этом ключе работали два дня международной конференции «Световой дизайн» в четырех треках: культура, город, интерьеры и образование.
Дискуссии, лекции, деловые встречи проходили на трех больших площадках Санкт-Петербурга: Главный штаб, Академия им. А. Л. Штиглица и галерея «Цифергауз» в Новой Голландии. Эти знаковые локации объединили базовые направления дискуссий в трех компонентах города: учебного заведения, музея и общественного пространства.
Что такое свет в нашей жизни мы представили через акцентные моменты из докладов спикеров.
Свет — это комфортная городская среда.
В ходе дискуссии «Повышение узнаваемости и идентичности городов за счет искусственного света» проблемы городского освещения плавно перетекали в вопросы внутреннего туризма, сохранения культурного наследия, комфорта и повышения уровня жизни. Наталья Быстрянцева, эксперт и разработчик городского и архитектурного освещения: «Давайте забудем фразу «чем больше света, тем лучше». Мнение эксперта: проектирование светового наполнения города без адаптации требований и внедрения объективных критериев приводит к не комфортному завышению яркости или наоборот недостаточному освещению города. В контрасте световых пятен человек дезориентируется в городе.
Проблему комплексного подхода к световому оформлению города поднял и Александр Хаджин, главный архитектор ООО «Мастерская света»: «Ощущение что каждый тянет одеяло на себя. Городские власти не принимают во внимание важность эстетики светового оформления города». Сегодня экспертиза световой концепции учитывает только на финансы. «Нужны регламенты, отслеживающие качество, в том числе концептуальное».
Спикеры обменялись опытом развития города: зонирование районов, различие подходов к освещению исторических и современных объектов, внимание к ощущению безопасности горожан в зависимости от освещенности.
Свет — это бизнес.
«Конференция для работающих брендов и производств — это возможность держать руку на пульс» — поделились представители компании INTILED. Световой дизайн — очень компактное направление, в котором все друг друга знают, и это событие дает возможность поддерживать эти связи, активно сотрудничать с дизайнерами.
«Свет бедных — это холодный свет китайских ламп» — прозвучало в рамках дискуссии «Влияние открытых источников света на зрение». Именно искусственный свет помогает создает ощущение праздника или грусти. И светодизайн дополнительно обеспечивает комфортную среду для жизни как в городе, так и в личном пространстве интерьера.
Сегодня паблик-арт становится цифровым. Анна Смирнова, креативный продюсер и куратор GENERATIVE GALLERY, представила концепцию внедрения работ художников в городскую уличную рекламу: «Наша цель — выводить медиа-искусство за границы экранов персональных компьютеров и показывать его в масштабах города». Паблик-арт кейсы формируют имидж городов, привлекают туристов, обращают внимание на компании и спонсоров проектов. Медиа-инсталляции имеют ярко выраженный WoW-эффект: отличаются от рекламы, которую зритель воспринимает как фоновый шум и привлекают большую аудиторию к объектам. Это становится финансово выгодной инвестицией для брендов и компаниий. Владельцы экранов активно задействуют работы художников, которые обращают внимание зрителей на их дисплеи.
В век гуманитарного знания именно коллаборации с профессионалами различных отраслей, в том числе философами, социологами, инженерами привносят в световой дизайн рациональные решения с художественным характером.
Свет — это волны.
Конференция собрала представителей из гуманитарных и технических сфер. Сотрудничество этих экспертов в современном мире ориентировано на разноплановые исследования - от художественных до экологических.
Еще из физики мы знаем, что свет — это волны. Волны, которые по-разному воспринимаются живыми организмами. Свет влияет на фотосинтез растений в парках, на восприятие пространства птицами. Создание гармоничного освещения– один из ключевых элементов взаимодействия человека со средой и представителями флоры и фауны. Известно, что много света обесценивает цвет, нарушает естественные природные процессы, и влияет на ощущение людей в городских парках.
Задействую физику, дизайнеры управляют пространством с помощью световых инструментов. Мария Ахременкова, партнер VOX ARCHITECTS, показала, как с помощью светового оборудования с разным цветом световой волны, можно создать футуристичное пространство, в котором если включить весь свет, окажется что ты находишься в полностью белом пространстве.
Свет — это история
«Музейное освещение не заканчивается на освещении экспонатов. Свет в музее рассказывает историю» — Алёна Осина, студия светодизайна BEING.LIGHT. Свет в выставочных пространствах раскрывает археологию предмета. Светодизайнеры проектируют освещение под конкретные задачи, которые диктует концепция экспозиции. Алена рассказала, что при проектировании выставки «Виктор Цой. Путь героя» они опирались на архивные фотографии локаций. Они нашли небольшое цветное фото Виктора Цоя в котельной, на его первой работе.Новый материал полностью изменил концепцию освещения зала. «Котельная» на выставке предстала под холодным светом, как бы льющегося из маленьких окошек в подвал, и теплым контрастным светом печи.
Свет — проводник искусства
В дискуссии «Музей в эпоху «Возрождения»: как вернуть интерес пользователя к офлайн традициям» мы увидели, как с помощью светового оборудования можно изменить восприятие классических произведений искусства. «Свет может подчеркнуть или убить картину» — в докладе Валентины Аун было отражены аспекты управления музейным светом. Сегодня теплая температура источника может создать атмосферу на художественном произведении, а холодный свет подчеркнуть цельность композиции. Выстраивание светосценариев нуждается в индивидуальном подходе и зависит от хроматической композиции картины.
Спикеры разделили использование светового оборудования в музее на три категории: общее освещение произведений, выделение акцентов и мультимедийное декоративное пространство. «Злоупотребление контрастами, световыми эффектами — всем нравится. Молодежь бежит на шоу и проводит внутри много времени. А последствия с расшатанный нервной системой мы будем иметь время позже» — Светлана Бирюкова, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея», рассказала, как используются креативные мультимедийные технологии в классических музеях.
Свет — это искусство
Темы освещения города и мультимедиа в музеях, фестивалях света, где город и арт-объекты встречаются в одной среде. В этой области формируются новые профессионалы. Объекты создаются разного уровня специалистами, формируя у них опыт для более глобальных проектов от фестиваля к музею.
Новые технологии приходят на помощь развитию креативной и художественной индустрии. С точки зрения света. Модератор круглого стола Лиза Савина вспомнила слова Марина Лошак, директора ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Главное в музее — это свет». Выставочные институции, которые вкладываются в световое оборудование, в индивидуальное освещение экспонатов, в возможности мультимедийных технологий обгоняют по качеству все музеи России.
Свет — это отсутствие темноты
Владимир Фролов, искусствовед, директор издательства «Балтикум», представил несколько проектов молодых архитекторов, которые работают со светом, в том числе в Никольских рядах: «Прежде всего мы должны задумываться о режиссуре света. И одновременно думать об источнике, который ночью дает свет, а днем является самостоятельным художественной или архитектурной формой». Свет — это игра с тенями, которая подчеркивает общее дизайнерское послание.
Световой дизайн в России — довольно молодое направление, которое привлекает новых специалистов и профессионалов смежных специальностей. Мы поговорили со студентами ИТМО, единственного вуза в России с направлением световой дизайн:на конференции «Световой дизайн» молодые специалисты, в одном из немногих мест где они могут это сделать, вникают в новые знания, формируют связи для реализации проектов и планов. В Академии Штиглица на лекции «Комплексный подход к гуманизации световой среды: дизайн-проекты Академии Штиглица» тема сотрудничества производства и дизайнеров особенно остро стояла: поднималась тема проекта «Реальные кейсы», где компании могут работать вместе со студентами, предоставляя им технические задания, которые смогут воплотиться на производстве. А о самом комплексном и проблемном подходе при создании светорежиссуры, о котором говорили представители Академии Штиглица — доцент и кандидат культурологи Елена Лекус и доцент кандидат искусствоведения Ксения Бандорина, мы расскажем в отдельной публикации. Именно этот вопрос и проблема вызвали не просто резонанс во время конференции, но и задали основные тренды в обсуждениях.
Спикеры международной конференции «Световой дизайн» (CLD 22LIGHTING) поднимали вопросы развития светового дизайна, связывая его с развитием искусства, креативной индустрии, эволюцией общества, трендами дизайнерской мысли. Конференция закончилась формированием новых связей, постановкой новых вопросов, которые предстоит решить в сотрудничестве пула профессий креативной и технологической индустрий.
Текст: © Корнева Анна. 2022
Фото: © Александра Траубе. 2022
Посмотреть фоторепортаж с мероприятия