Петербургский автобус

1 сентября 2021 года исполнилось 95 лет со дня начала работы первого автобусного маршрута в Северной столице. 

Первые автобусы на улицах Петербурга появились в начале ХХ века. Однако многие из основанных в 1907-1910 годах компаний быстро разорялись, не выдерживая конкуренции с более дешевыми видами транспорта – электрическим трамваем и речными пароходами. Открыто регулярное автобусное движение в Ленинграде было только в 1926 году, когда начал работу первый автобусный маршрут Детскосельский (Витебский) вокзал – сад Трудящихся (Александровский). Эта дата является точкой отсчета развития городского автобусного сообщения.

В 1907 г. состоялся пробный автобусный рейс по Невскому проспекту и открылось пассажирское сообщение по линии Александровский сад — Варшавский и Балтийский вокзалы. Первыми городскими автобусами стали машины фирмы «SAF», специально заказанные для Санкт-Петербурга, – «Gaggenau C 32 – Typ St. Petersburg», а с 1909 г. – также «Gaggenau C 40».

Автобус Gaggenau C 32 PS Typ Sankt-Petersburg. Санкт-Петербург, 1907 г.

Автобус Gaggenau C 32 PS Typ Sankt-Petersburg. Санкт-Петербург, 1907 г.

Войны, революции и послевоенная разруха задержали развитие петербургского автобуса. Автобусное движение в Ленинграде возродилось в 1926 году, когда открылась первая регулярная автобусная линия Ленинград – Сестрорецк, а 1 сентября 1926 года была возрождена первая городская линия от Александровского сада до Витебского вокзала. Так как собственной автомобильной промышленности в СССР на тот момент не существовало, автобусы закупались за рубежом. Парк автобусов, находившийся тогда на Конюшенной площади, насчитывал всего 23 автобуса и несмотря на свою немногочисленность, был очень разнообразным.

Горожане полюбили новый вид транспорта и стали охотно пользоваться услугами автобуса. До начала 1930-х годов на улицах Ленинграда курсировали автобусы иностранного производства: «Фомаг», «Лейланд», «Спа». С момента создания отечественной автомобильной промышленности их сменили автобусы марок АМО-4, ГАЗ-03-30, Я-6, ЯА-2, ЗИС-8, ЗИС- 6, ЗИС-16, созданные на заводах в Ленинграде, Москве, Ярославле.

Автобус АМО-4 Люкс. 1932 год

Автобус АМО-4 Люкс. 1932 год

В годы Великой Отечественной войны значительная часть ленинградских автобусов была переведена в действующую армию. Оставшиеся машины перевозили воинские подразделения, осуществляли эвакуацию жителей из блокадного Ленинграда. 

Восстановление автобусного хозяйства в Ленинграде началось в марте 1945 года с реконструкции автобусного парка № 1 и возвращавшихся из армии мобилизованных автобусов. В августе был открыт маршрут от ЦПКиО им. Кирова до площади Растрелли. Вскоре было возобновлено движение к Кировскому заводу и «Электросиле». 

Авторемонтный завод Автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в краткие сроки построил и наладил серийный выпуск уникального для СССР автобуса Л-1 – вагонной (бескапотной) компоновки. Всего до 1950 года АТУЛ построил для Ленинграда порядка 200 автобусов в оригинальных кузовах.

Автобус Л-1

Автобус АТУЛ Л-IIIM

В 1947 году на улицах города появился ещё один автобус — дизель-электрический ЗИС-154. 60-местная машина обладала множеством прогрессивных решений, была комфортабельной для пассажиров, но имела слишком большой расход топлива и была крайне неэкологичной. 

Вскоре на улицы города вышел ЗИС-155, ставший самым массовым автобусом 50-х годов. В октябре 1948 года возобновилась работа автобусного парка № 2 на Земледельческой улице. Уже к началу 50-х годов более четырёхсот автобусов обслуживали 37 маршрутов города.

ЗиС 155 1949 года

ЗиС 155 1949 года

В 50-х годах в Ленинграде была организована центральная диспетчерская служба (ЦДС), благодаря которой автобусы стали работать чётко по расписанию, а взамен сломавшегося в течение нескольких минут на смену выходил подменный автобус. Этот опыт стал образцово-показательным для всей страны. 

В середине 50-х начинает активно развиваться междугороднее автобусное сообщение. В 1957 году на площадь Мира (ныне Сенная площадь) в здании «Караульного дома» был открыт автобусный вокзал для обслуживания пассажиров дальних рейсов.

В 1957 году в Ленинграде на площадь Мира (ныне Сенная площадь) в здании «Караульного дома» был открыт автобусный вокзал для обслуживания пассажиров дальних рейсов.

ЗиС 127. Первый советский междугородний автобус. Автобусный вокзал на площади Мира.

Город стремительно разрастался с 1960 по 1980 гг. На улицах Ленинграда появился ЗИЛ-158 (позже — ЛиАЗ-158), потом ЛАЗ-695 и многие его модификации. 

В 1961 году в город начали поступать первые комфортабельные туристические автобусы Ikarus-55 Lux. В 1963 году на улицах Ленинграда проходил испытания опытный сочленённый автобус ЛиАЗ-5Э-676. Но более надёжными были признаны венгерские машины — «гармошки» Ikarus-180, способные перевозить 150 пассажиров одновременно.

Опытный сочленённый автобус ЛиАЗ-5Э-676

Опытный сочленённый автобус ЛиАЗ-5Э-676

В 1968 году начались массовые поставки автобуса ЛиАЗ-677. В Санкт-Петербурге автобусы этой модели бессменно проработали до 31 марта 2006 года (38 лет). В дальнейшем Ленинград закупал преимущественно автобусы моделей Ikarus-280 (до 1997 года) и ЛиАЗ-677 (до 1994 года). К концу 1980-х годов парк ленинградских автобусов достиг максимального количества в 4800 единиц, которые работали в 10 автобусных парках и обслуживали почти 500 маршрутов.

Перестройка и экономические реформы 90-х негативно сказались на работе пассажирского транспорта. Закупки новой техники в необходимых объёмах прекратились, началось общее старение парка. Попытка приобрести в середине 90-х годов 500 автобусов новой модели ЛиАЗ-5256 не увенчалась успехом – на заводе разразился кризис, а единичная закупка автобусов Ikarus не спасала положение. Росли интервалы, автобусы ходили исключительно переполненными, всё чаще выходили из строя, срывая график движения. Силами Колпинского автобусного парка достраивались кузова автобусов ЛиАЗ-677М, приходившие на предприятие. Проработав около 10 лет, к середине 2000-х годов почти все они были списаны. 

Автобус ЛиАЗ-677. Выставка автомобилей на Соляном переулке. Фото: © Александр Трофимов. 2016

Автобус ЛиАЗ-677. Выставка автомобилей на Соляном переулке. Фото: © Александр Трофимов. 2016

В 1990-е годы большая часть таксомоторных парков была приватизирована. Так, таксомоторный парк № 3 был преобразован в АО «Третий парк», весь подвижной состав компании был распродан, на вырученные средства приобретены 20 новых микроавтобусов РАФ-2203. 

В конце XX века на коммерческих маршрутах стали появляться подержанные микроавтобусы Ford Transit, Mercedes-Benz, «ГАЗель». Некоторые микроавтобусы Mercedes поступали в грузовом исполнении, в кузов врезались окна и двери.

С 2000 года за счёт городского бюджета массово стали приобретаться новые автобусы — ЛиАЗ-5256, МАЗ-103 (с 2001 года), НефАЗ-5299 (с 2004 года), Волжанин-6270 (2004), Scania OmniLink (2004 – 2005, эксплуатируются и в настоящее время).

Автобус ЛиАЗ-5256.25 в Санкт-Петербурге. 2007 Фото: © Serko

Автобус ЛиАЗ-5256.25 в Санкт-Петербурге. 2007 Фото: © Serko

В конце 2017 года начата реализация проекта по оптимизации троллейбусной маршрутной сети и переводу части маршрутов на электробусы с подзарядкой в движении. Для работы нового подвижного состава было принято решение продлить трассы существующих троллейбусных маршрутов в места, где отсутствует контактная сеть. В конце года город получил первые машины Тролза-5265.02 и Тролза-5265.08 семейства «Мегаполис», а позже — белорусские АКСМ-32100D.

Троллейбус ТролЗа-5265.08 "Мегаполис" № 1010, маршрут 17. Красный мост. Санкт-Петербург, 11 августа 2019 года, Сергей Шишков.

Электробус ТролЗа-5265.08 «Мегаполис». Красный мост. Санкт-Петербург. 2019. Фото: © Сергей Шишков

В конце 2018 года ГУП «Пассажиравтотранс» получил в распоряжение от компании «Волгабас» 10 электробусов модели Volgabus-5270.E0 (в рестайлинговом варианте). На территории автобусного парка установлено 5 зарядных станций с зарядкой пистолетного типа. 19 марта 2019 года на автобусном маршруте № 128 началась эксплуатация электробусов с пассажирами. 

Источники:
Санкт-Петербургский автобус. Материал из Википедии
«85. Автобус и его история». Музей истории Петербурга
Сайт «Твой транспорт»